Барьеры восприятия в общении
Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел. Даниэл Уэбстер
Презентацию подготовила:
Носова Татьяна Александровна, учитель, классный руководитель 10 класса МБОУ СОШ №1 г. Белая Калитва
" Барьер " общения – это…
психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.
Барьеры взаимодействия:
- мотивационный барьер
- этический барьер
- барьер стилей общения
- барьер некомпетентности
Мотивационный барьер …
возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт.
Например: один заинтересован в развитии общего дела, а другого интересует только немедленная прибыль.
Этический барьер …
возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей.
Барьер стилей общения …
зависит от темперамента, характера, мировоззрения и формируется под влиянием воспитания, окружения, профессии.
Барьер некомпетентности …
возникает в том случае, когда некомпетентность партнера вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени.
Барьеры восприятия и понимания:
- эстетический барьер
- разное социальное положение
- барьер отрицательных эмоций,
- барьер состояние здоровья
- психологическая защита
- барьер установки
- барьер двойника.
Эстетический барьер …
возникает в том случае, когда партнер неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе.
Разное социальное положение партнеров
может препятствовать общению, если один из них привык испытывать трепет перед начальством.
Барьер отрицательных эмоций
возникает в общении с
расстроенным человеком
Состояние здоровья человека
людям не составляет большого труда по внешним признакам догадаться о том, что происходит с человеком, выбрать соответствующий тон, слова или сократить время общения, чтобы не утомлять собеседника, которому нездоровится
Психологическая защита
вызвана желанием собеседника защититься от вас
Барьер установки
возникает, когда деловой партнер обладает негативной установкой по отношению к вам или к фирме, представителем которой вы являетесь.
Барьер двойника …
заключается в том, что мы невольно судим о каждом человеке по себе, ждем от делового партнера такого поступка, какой совершили бы на его месте
Барьеры восприятия в общении
- Эффект ореола — распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его ещё неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки.
- Эффект первого впечатления — обусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нём, которое оказаться ошибочным.
- Эффект первичности — придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нём, которая поступила раньше.
- Эффект новизны — придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека.
- Эффект проекции — приписывание своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям, и своих недостатков — неприятным.
- Эффект стереотипизации — использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, постарению неточного образа другого, к возникновению предубеждения.
Наши типичные ошибки:
- неправильные ожидания в отношении партнера
- нам кажется, что партнер должен догадываться о том, что мы чувствуем
- не улавливаем подтекст разговора
- если поведение человека нам неприятно, нам кажется, что он плохо к нам относится или даже делает это нам назло
- мы стараемся оправдать ожидания собеседника
Правила преодоления барьеров в общении:
1. Уважать собеседника, каким бы он ни был.
2. Стараться понять, чем вызвано поведение человека, которое нам неприятно.
3. Иметь чувство собственного достоинства.
4. Уметь контролировать себя в общении.
5. Строить свое поведение так, чтобы оно уменьшало или устраняло барьер.
Список использованной литературы:
- Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. К., 1990
- Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Велби, Проспект, 2007
- Рубинштейн С.Л. Основы психологии. – СПб.: Питер, 2009
- Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: ВЛАДОС, 2008
- Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2010
- Петровский А.В. Психология развивающейся личности – М.:
- Прогресс, 2008. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. В 2-х кн. Кн. 2.: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 2-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 480 с.