Здесь все прекрасно – и земля, и небо. Любовь моя, мой солнечный край. Мне жаль того, кто здесь ни разу не был, Мне жаль того, кому не пел курай …
Геннадий Молодцов
Хан кызы
автор: Башкирская народная
Хан ҡыҙы, ас ишегең, мин керәйем,
һинең буйың зифа, тиҙәр, мин күрәйем.
- Минең буйым күреп, һиңә ниҙәр файҙа,
Ағиҙелдә буй-буй ҡамыш күрмәнеңме?
- Хан ҡыҙы, ас ишегең, мин керәйем,
һинең йөҙөң нурлы, тиҙәр, мин күрәйем.
- Минең йөҙөм күреп, һиңә ниҙәр файҙа,
Һауалағы тулған айҙы күрмәнеңме?
- Хан ҡыҙы, ас ишегең, мин керәйем,
һинең сәсең ҡара, тиҙәр, мин күрәйем.
- Минең сәсем күреп, һиңә ниҙәр файҙа,
Баҙарҙарҙа ҡара ебәк күрмәнеңме?
- Хан ҡыҙы, ас ишегең, мин керәйем,
һинең тешең ап-аҡ, тиҙәр, мин күрәйем.
- Минең тешем күреп, һиңә ниҙәр файҙа,
Сауҙагәрҙә ынйы-мәрйен күрмәнеңме?
В последние годы возрастает интерес к истории и фольклору.
Выступления певцов, кураистов, кубызистов, исполнителей на гармониках, домбре и многочисленных инструментальных ансамблей показывают стремление башкир к сохранению традиций народного исполнительского искусства и национальных инструментов.
Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет, а регулярный поиск и систематизация инструментального творчества башкир начались только в 20-30 годы ХХ века). Устные предания донесли до нас около 40 инструментов. Некоторые из них сохранились до наших времен, а многие утратили свое бытование.
Башкирский народный инструментарий состоит:
- из ныне существующих (курай, кубыз, думбыра),
- вышедших из употребления (кыл-кубыз, сорнай, борго, дунгур, думбурзяк, награ, шакылдак, ятаган)
- проникших в быт в XIX веке инструментов европейского происхождения (тальянка, мандолина, скрипка).
Кубыз
Сегодня мы с вами начнем путешествие в мир башкирских народных инструментов.
Кубыз является одним из древнейших музыкальных инструментов (эпоха позднего неолита).
Изготавливается из дерева (ағас-ҡумыҙ), либо из металла (тимер-ҡумыҙ(кубыз)).
На кубызе исполняются плясовые наигрыши и звукоподражательные мелодии. Используется и как сольный и ансамблевый инструмент.
О происхождении кубыза в народе сложена легенда.
«Однажды бедный пастух-сирота Бикбай смастерил себе кубыз из клена и научился играть на нем плясовые мелодии. Когда молодежь выезжала в поле, то пела и плясала под его кубыз.… Как-то Бикбая пригласили на йыйын .
Когда он играл на кубызе, то все девушки плясали под его музыку, а старшая дочь бая Гульсум непрерывно на него смотрела. Бикбаю тоже нравилась эта девушка.
В знак своего расположения он подарил ей свой кубыз».
Йыйын (народное собрание) На народных собраниях решались вопросы мира и войны, проводились различные торговые операции, проходили ярмарочные распродажи,
Кубыз - самозвучащий язычковый музыкальный инструмент
В легенде говорится об инструменте из клена. Хотя в Башкортостане в прошлом кубызы изготавливались из гусиного пера, гусиной косточки и даже из верблюжьего копыта.
Мужчины на кумызе играли редко , это инструмент девушек и женщин.
Собираясь на аулак , женщины обычно брали с собой кубыз и тайком музицировали на нем. Тихое звучание инструмента давало возможность играть, не привлекая внимание посторонних.
Из произведений башкирских писателей:
«До самого вечера они пели, танцевали, веселились, играли на кубызе». (Зайнаб Биишева «Униженные»).
«Впрочем, девушки в своем кругу уже давно танцевали под звуки кубыза». (Ж. Киекбаев «Родные и знакомые»).
Шан-кобыз казахский
РАЗНОВИДНОСТИ КУБЫЗА
Варган
русский
хомус
якутский
японский
бамбуковый бамыр
филлипинский деревянный кубыз
ЗАЙНЕТДИНОВ Миндигафур Миндиахметович
Солист-кубызист. Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан.
Талантливый исполнитель, неустанный творец М.М. Зайнетдинов ведет неоценимую работу по возрождению и пропаганде традиций башкирского народа. Народных инструментов, сохранению духовных ценностей, музыкально-эстетическому воспитанию подрастающего поколения.
Миндигафур Зайнетдинов ведет большую работу по обучению детей и взрослых игре на кубызе и курае. Воспитанники детского дома, ученики М.Зайнетдинова, стали лауреатами I Открытого республиканского конкурса игры на кубызе и исполнителей узляу (горловое пение)
Игра на кубызе способна вылечить астму, различные болезни легких, массирует внутренние органы благодаря особому режиму дыхания, действует на сердце и психику.
Курай
Курай
Курай -башкирский духовой музыкальный инструмент типа открытой продольной флейты. Курай представляет собой разновидность флейты. На открытом воздухе звуки курая разносятся далеко вокруг.
Курай получил свое название от зонтичного растения (курай, дягиль, дудник) .
Его делают из твердого стебля одноименного зонтичного растения. Охватывая стебель руками поочередно, отмеряют от 8 до 10 раз шириной ладони, затем подрезают. Инструмент имеет пять отверстий: 4 на передней части и 1 на тыльной для большого пальца.
Как пишет Гайса Хусаинов, в то тоскливых, то яростных, то бодрых интонациях курая кажется отчетливо слышны крик птиц, топот лошадиных копыт, звон кинжалов и клинков.
Мелодия курая, не только воспроизведение прошлого, но и средство, помогающее рассеять горе, утешение для души.
Кураю более 1000 лет. Это можно доказать тем, что испокон веков исполняемая только на курае мелодия “Сынрау торна” (“Звенящий журавль”) имеет более чем 1000-летнюю историю.
Несмотря на длительную, сложную этническую историю народа, курай сохранил свою самобытность, способствовал развитию уникальной музыкальной культуры башкир.
Любимым кураистом всего башкирского народа, признанным виртуозом игры на курае в XX веке был Ишмулла Дильмухаметов .
Сегодня призанным виртуозом игры является Азат Аиткулов , Президент Союза кураистов, заслуженный артист России, народный артист Республики Башкортостан, лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева. Популярность курая в Башкортостане так велика, что на нем играет и «стар», и «млад». На заключительном концерте съезда кураистов самому молодому исполнителю было 6 лет , самому старшему 83 года . Ежегодно проводится Республиканский конкурс кураистов.
Популярность курая
Герб, флаг, гимн Башкортостана являются официальными символами республики.
ГИМН
При исполнении гимна Башкортостана звучит тембр курая. Это, пожалуй, единственный случай в мировой практике, где музыкальный инструмент входит в государственную символику.
Соцветие курая- символ мужества народов.
ЦВЕТОК КУРАЯ - символ дружбы, 7 его лепестков, расположенных в центре белой полосы, символизируют 7 родов, положивших начало консолидации и единению народов Башкортостана на его территории.
Курай увековечен баймакским художником М. Байрамгуловым на вершине горы Тугажман как памятник 13 июня 1993 года. .
Это единственный памятник кураю в мире, что было отмечено ЮНЕСКО и отмечен Благодарственным письмом ЮНЕСКО как памятник материального наследия.
Памятник из металла представляет собой растение курай, который коронуют не семь венчиков, как в природе, а 19--в память о 19 великих кураистах региона.
ПОСЛОВИЦЫ И НАРОДНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ О КУРАЕ:
- На курае сыграешь - мелодия получится, бревно рубить - дом получится.
- «Не пляши под чужой курай».
- Всё продай, купи курай».
- «Где башкир, там курай».
- «Не сочиняй на своем курае мелодию чужому кантону».
- Курай-беспечного заставит задуматься, вызывает размышление.
- Курай-павшего духом подбадривает, успокаивает.
Влияние курая на здоровье людей.
Игра на курае укрепляет комфортное самочувствие, улучшает настроение, положительно влияет на психическое состояние и нервную систему человека.
Дети, которые учатся играть на курае уравновешены и спокойны.
Думбыра
Думбыра́ (башк. думбыра) — башкирский струнный щипковый музыкальный инструмент.
Близкородственные инструменты распространены также у киргизов (комуз), казахов (домбра), узбеков (дутар), других тюркских народов, калмыков, а также у таджиков. От казахской домбры отличается более коротким грифом, а также количеством струн (традиционно три).
На струнном щипковом инструменте - башкирской думбыре - в давние времена играли сказители –сэсэны. Под аккомпанемент думбыры они в кубаирах прославляли подвиги батыров, воспевали красоту родной земли , бичевали царских прислужников, призывали к борьбе против социального и колониального гнета, по сути являясь совестью народа , Видимо , поэтому их творчество подвергалось гонению и явилось одной из причин исчезновения думбыры на территории Башкирии в начале 20 века
КАКИХ ИЗВЕСТНЫХ СЭСЭНОВ ВЫ ЗНАЕТЕ?
Сэсэны – творцы и носители башкирского фольклора.
М. Бурангулов (1888-1966) – народный сэсэн Башкортостана. Собиратель народного творчества. ( Запись эпоса «Урал батыр»-памятник башкирской словесности).
Его главная заслуга заключается в том, что он сохранил для потомков сокровища народной поэтической мысли.
Трудно было самодельной думбыре соперничать с фабричной мандолиной, тем не менее любовь и бережное отношение к своему прошлому не позволили народу забыть свои характерные инструменты. Так началось восстановление думбыры.
В настоящее время возрождается башкирская думбыра.
В музыкальных учебных заведениях открыты отделения с классами башкирских народных инструментов -курая, думбыры, кубыза и др.
КАКИХ ИЗВЕСТНЫХ СЭСЭНОВ ВЫ ЗНАЕТЕ?
Мифтахетдин Акмулла (1831-1895) -башкирский, казахский и татарский просветитель, сэсэн, поэт, мыслитель. является крупнейшим представителем башкирской поэзии XIX века .
Всю жизнь, весь свой щедрый талант посвятил служению народу, счастливому будущему своего народа, оставил яркий след. Он звезда поэзии, его стихи актуальны и в наши дни. Творческое наследие составляют национальную гордость башкирского народа.
Он высмеивал тупость баев, невежество мулл, призывал народ к просвещению, к свету, к свободной и справедливой жизни.
Он считал, что только грамотные, просвещенные люди смогут достичь благополучного будущего.
Легенда о происхождении домбры гласит, что у местного хана на охоте от клыков кабана погиб сын, и слуги, боясь гнева хана (он пригрозил залить глотку кипящим свинцом тому, кто скажет ему, что с сыном произошло что-то недоброе) отправились к старому мастеру Али за советом.
Тот смастерил музыкальный инструмент, который назвал домброй, явился к хану и заиграл на ней. Застонали, заплакали струны, словно жалобный шум леса пронёсся под шёлковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, прося о помощи, так домбра рассказала хану о смерти его сына. Тогда Джучи- хан закричал: «Ты принёс мне весть о гибели сына!»
- Хан, я не промолвил ни слова. Обо всем рассказала моя домбра. Накажи её,-сказал мастер.
В гневе приказал хан плеснуть в середину инструмента кипящего свинца, но от этого он не стал хуже, просто в середине появилась маленькое отверстие.
Игра на домбре развивает усидчивость, упорство, чувство ритма, такта и воображение.
Какие из инструментов вы отнесёте к башкирским народным? Распределите их по группам
Подведение итогов, домашнее задание.
О чем сегодня говорили на уроке. Что нового узнали?
Что вам понравилось и запомнилось больше всего?
Д/з нарисовать в тетради несколько башкирских музыкальных инструментов.