План-конспект урока музыки
Тема урока: «Башкирские музыкальные инструменты»
Тип урока: расширение темы
Вид урока: урок-знакомство
Цель: развитие эмоционально-нравственной сферы учащихся, расширение и углубление знаний учащихся о башкирской народной музыке.
Задачи:
Обучающие: создать у учащихся эмоциональный настрой на восприятие башкирских народных инструментов; познакомить учащихся со звучанием башкирских народных инструментов, их историей возникновения.
Развивающие: формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе восприятия башкирских народных инструментов;
Воспитывающие: воспитывать любовь к Родине, родной земле.
Материал: Башкирская народная музыка. Курай - Баяс, мелодии Урала – Кубыз, Минлегафур Зайнетдинов Кубыз, Ногайдын-Кубыз.Домбра. Барабаны, танец «Цветущий курай», А. Зиннурова «Курай», А. Имаева «Курай», А. Кубагушев. «Веселые джигиты» - просмотр видеозаписи. Исп. Национальный оркестр народных инструментов РБ, «Башкортостан-судьба моя»
Оборудование: проектор, компьютер, иллюстрации с изображением башкирских музыкальных инструментов
Методы: наглядный, сравнение, сопоставление, беседа.
Структура урока:
I Вводная часть:
-
организационный момент;
-
повторение изученного;
-
слушание «Веселые джигиты» - просмотр видеозаписи. Исп. Национальный оркестр народных инструментов РБ.
-
вокально-хоровая работа
-
исполнение песни А. Зиннурова «Курай»
-
II Основная часть
-
вступительная часть;
-
Кубыз.Слушание и анализ звучания кубыза;
-
Гармонь.Слушание и анализ звучания гармони;
-
Кыл-кубыз. Думбыра. Ударные музыкальные инструменты. Слушание и анализ произведения;
-
физминутка;
-
Курай. Слушание и анализ звучания курая. Известные кураисты.
-
Исполнение песни А. Имаева «Курай»
-
Эмблема Республики Башкортостана. Прослушивание гимна РБ.
-
Просмотр видеозаписи и участие в исполнении танца «Цветущий курай»
-
Заключительная часть.
I Вводная часть.
Музыкальное приветствие.
1) Мы Вас приветствовать рады учитель!
2) Я вас приветствовать рада, ребята!
-
Повторение изученного.
-
С музыкой какого народа вы знакомились на уроках?
-
Что значит народная музыка?
-
Как создавалась народная песня? Как дошла до нас?
-
Какие жанры б.н.п. вы знаете? (Узун-кюй, кыска-кюй, такмак. халмак-кюй)
-
Какие древние эпические жанры б.н.п. вы знаете?( Кубаиры, баиты, мунажаты.)
-
К какому направлению все эти песни отнесем? (фольклору) почему? (народные песни зародились в быту, они отражают уклад жизни народа)
-
А что помогает нам при исполнении песен?(инструменты)
-
У каждого народа имеются свои народные инструменты. Какие вы знаете русские народные инструменты(гусли, рожки, балалайка)
-
А вы знаете какие народные инструменты у башкирского народа?
-
3.Слушание «Веселые джигиты» - просмотр видеозаписи. Исп. Национальный оркестр народных инструментов РБ.
-
Скажите когда вы входили в класс, музыка какого народа звучала?(башкирского)
-
Как называется это произведение?( «Веселые джигиты»)
-
Давайте прослушаем еще раз это произведение и после прослушивания мне скажите какие инструменты звучали в данном произведении?(курай…)
-
А теперь проверим правильно ли вы ответили, просмотрев видеозапись в исполнении Национального оркестра народных инструментов РБ. Посмотрите внимательно, может кто увидит еще какие-либо знакомые инструменты башкирского народа?
-
( «Веселые джигиты» - просмотр видеозаписи. Исп. Национальный оркестр народных инструментов РБ.)
-
Про какой башкирский инструмент мы учили песню?(курай)
-
4.Вокально-хоровая работа
-
Упражнение на дыхание
-
Упражнение закрытым ртом на двух звуках
-
Упражнение «на одной ноте ма,мэ,ми,мо,му»
-
Упражнение на слог «ми…я» на legаto staccato
-
Упражнение с названием и показом нот (гамма)
-
5. Исполнение песни А. Зиннурова «Курай»
Как мы должны исполнить?
II Основная часть.
1. Вступительная часть.
Итак, мы вспомнили какие существуют жанры в башкирской народной музыке, говорили о народных инструментах, исполнили песню о курае. Может кто-то догадался какая сегодня тема урока?
Сегодня на уроке мы будем говорить о башкирских народных инструментах. Итак, наша тема –Башкирские музыкальные инструменты.(слайд 1)
2.Кубыз.Слушание и анализ звучания кубыза.
А начнем мы с вами путешествие в мир башкирских народных инструментов с самого древнего инструмента-кубыз.
На кубызе играли плясовые мелодии во время праздников и ритуалов. О происхождении кубыза в народе сложена легенда: «Однажды бедный пастух-сирота Бикбай смастерил себе кубыз из клена и научился играть на нем плясовые мелодии. Когда молодежь выезжала в поле, то пела и плясала под его кубыз.… Как-то Бикбая пригласили на йыйын. Когда он играл на кубызе, то все девушки плясали под его музыку, а старшая дочь бая Гульсум непрерывно на него смотрела. Бикбаю тоже нравилась эта девушка. В знак своего расположения он подарил ей свой кубыз». В легенде говорится об инструменте из клена. Хотя в Башкортостане в прошлом кубызы изготавливались из гусиного пера, гусиной косточки и даже из верблюжьего копыта.
Игра на кубызе может сочетаться с игрой на различных инструментах. Характерен ансамбль кубыза с донгором, а также с подносом, на котором выбивается определенный ритмический рисунок при помощи наперстков, надетых на пальцы. При этом дополнительный аккомпанемент издают монеты на нагруднике и на косах участниц ансамбля.(слайд 2)
Мастер, прославивший башкирский кубыз всему миру, является музыкант, кураист и кубызист-Роберт Загретдинов. (слайды 3,4,5)
Гармонь попала в Башкирию вместе в переселенцами из центральных губерний России во второй половине XIX века.
Около 100 лет назад русский исследователь С.Г.Рыбаков впервые увидел в башкирском селе гармонь. Широко распространена гармоника в западном, северо-западном, северо-восточном регионах республики, а также у пермских и мензелинских башкир. Хорошие гармонисты, как мужчины, так и женщины, пользуются в республике большим уважением и находятся в центре праздничных событий.(слайд 6)
-
Сейчас прозвучит произведение, а вы ответьте на следующий вопрос после прослушивания: «Какой характер этого произведения? Какой инструмент используется еще в нем?»(танцевальный, энергичный, радостный, задорный. Вместе с гармонью звучит кубыз.)
-
4.Кыл-кубыз. Думбыра. Ударные музыкальные инструменты. Слушание и анализ произведения
-
Посмотрите на инструменты и скажите на какие ударные инструменты других народов они похожи?
-
А теперь мы послушаем произведение и попробуем определить какие инструменты звучат.
-
5.Физминутка
6.Курай. Слушание и анализ звучания курая. Известные кураисты.
-
Скажите о каком башкирском инструменте мы не поговорили?(курае)
-
Курай - традиционный духовой инструмент. Название он получил от зонтичного растения (курай, дягиль, дудник) с полым стеблем, который шел на его изготовление. Изначально курай возник как степной пастушеский музыкальный инструмент. С переходом башкир на оседлый образ жизни он не утратил былого значения. На протяжении многих веков без этого инструмента не обходился ни один праздник.
…Слушая курай в поле или среди гор, нельзя не почувствовать, что этот инструмент гармонично сливается с природой, словно он ее органическая часть».(слайд 10)
Стихи учащихся.
Курай и песни Салавата.
-
Известные кураисты- Юмабай Исянбаев, Карим Дияров, Гата Сулейманов, Ишмулла Дильмухаметов,Рустам Шарипов и др.
-
А теперь мы послушаем звучание этого необыкновенного инструмента. С чем вы можете сравнить это звучание?(слайд 11)
-
7.исполнение песни А. Имаева «Курай»
-
Мы с вами разучивали песню об этом прекрасном инструменте. Давайте встанем и исполним ее. Какой характер у песни?
-
8.Эмблема Республики Башкортостана. Прослушивание гимна РБ.
-
А где еще можно увидеть курай?( На флаге и гербе Республики Башкортостан)
-
Что означает 7 лепестков курая?( Семь лепестков курая означает содружество семи племён башкирского народа, которые обращались к Ивану Грозному о принятии башкир в состав Русского Государства.)
-
При исполнении гимна Башкортостана звучит тембр курая. Это, пожалуй, единственный случай в мировой практике, где музыкальный инструмент входит в государственную символику.(слайд 12)
-
Просмотр видеозаписи и участие в исполнении танца «Цветущий курай»
-
Про курай не только слагали стихи, но ставили танцы и один из них мы сейчас с вами посмотрим, а также изобразим некоторые элементы этого танца.
-
Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет, а регулярный поиск и систематизация инструментального творчества башкир начались только в 20-30 годы ХХ века). Устные предания донесли до нас около 40 инструментов. Некоторые из них сохранились до наших времен, а многие утратили свое бытование.
-
Давайте посмотрим какие еще существуют башкирские инструменты.(слайд 13)
-
III Заключительная часть.
1.Исполнение песни «Башкортостан-судьба моя»
-
Башкирский народ издавна живет в дружбе с представителями различных этносов. Благодаря этому он бережет и сохраняет свою музыкальную культуру, но в то же время охотно заимствует музыкальные инструменты и наигрыши у соседних народов, адаптируя их согласно своим национальным традициям. О дружбе всех национальностей в Башкортостане мы выучили песню, которая называется…(«Башкортостан-судьба моя»)
-
Исполнение.
2. Подведение итогов, домашнее задание.
-
О чем сегодня говорим на уроке. Что нового узнали?
-
Что вам понравилось и запомнилось больше всего?
-
Д/з нарисовать в тетради несколько башкирских инструментов.
-
3. Выход из класса под музыку «Веселые джигиты»