СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Баскетбол для начинающих

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Баскетбол для начинающих»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СТАХАНОВА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«СТАХАНОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС № 8»










АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


физкультурно-спортивной направленности


Баскетбол для начинающих


Срок реализации: 1 год


Уровни программы: общекультурный (базовый)


Возраст обучающихся: от 10 лет








Составитель:

Швец Евгений Сергеевич,

учитель физической культуры

ГОУ ЛНР УВК № 8 г.Стаханова

квалификационная категория: магистр














2020 г

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Организация дополнительного образования детей УВК осуществляется в

соответствии с:

1. Временным Основным Законом (Конституцией) Луганской

Народной Республики от 18.05.2014г. (с изменениями);

2. Законом Луганской Народной Республики «Об образовании» от

30.09.2016 № 128-ІІ (с изменениями);

3. Государственной целевой программой «Патриотическое воспитание

подрастающего поколения Луганской Народной Республики на

2016-2020 годы» (утвержденной Постановлением Совета министров

ЛНР от 28.12.2016г. №723);

4. Программой духовно-нравственного воспитания учащихся и

студентов Луганской Народной Республики на 2016-2020 годы

(утвержденной Постановлением Совета министров ЛНР от

04.10.2016г. №532);

5. Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной

Республики от 15.12.2016г. №472 «Об утверждении Порядка

организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам

дополнительного образования детей и взрослых Луганской

народной Республики»;

6. Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной

Республики от 18.01.2017г. №13 «Об утверждении типовых

образовательных программ внешкольного дополнительного

образования»;

14. Уставом УВК .



























Пояснительная записка

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа разработана на основании Дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол для начинающих».

Допущено Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ №701-ОД от 20.07.2018г.)

Рассмотрено Научно-методическим советом Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Научно-методический центр развития образования Луганской Народной Республики» (протокол № 3 от 15.06.2017)

Автор: Тальянцев Ю.М., методист Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Алчевский городской методический кабинет»

Рецензенты: Луговской А.Э., доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Луганской Народной Республики «Донбасский государственный технический университет».

Зелинский К.Г., тренер-преподаватель по баскетболу Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Алчевская комплексная детско-юношеская спортивная школа № 1», специалист ІІ категории.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Баскетбол для начинающих» заключается в том, что она предусматривает всестороннее физическое развитие, формирование жизненно необходимых двигательных навыков, повышение двигательной активности и укрепление здоровья обучающихся в системе дополнительного образования; обеспечение потребностей обучающихся в профессиональном самоопределении с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и интересов; формирование стойкой мотивации к сохранению здоровья и к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Благодаря высокой эмоциональности и популярности среди обучающихся баскетбол является одним из наиболее эффективным видом двигательных действий для физического воспитания подрастающего поколения.

Баскетбол (от англ. basket – корзина, ball – мяч) – спортивная командная игра с мячом. В баскетбол играют 2 команды, в каждой из которых по 5 игроков. Цель каждой команды – забросить мяч в корзину соперников и помешать другой команде забросить его в корзину. Команда, которая набрала большее количество очков по окончании игрового времени, считается победителем.

Эта игра, пожалуй, единственная из популярных видов спорта, дата и место возникновения которой известны. Созданный первоначально для оживления уроков по гимнастике, баскетбол со временем превратился в спортивную игру, в которую играют миллионы людей на планете. Первые официальные правила игры, по которым начали проводиться соревнования были изданы в 1894 году в США. Ярким и судьбоносным событием в развитии игры стало создание 18 июня 1932 года Международной федерации баскетбола – ФИБА, а 1935 году, решением МОК, баскетбол признан олимпийским видом спорта. И уже в 1936 году эта захватывающая игра дебютировала на Олимпийских играх в г. Берлин.

Данная дополнительная общеразвивающая программа разработана для реализации в творческих объединениях с учётом интересов образовательных учреждений Луганской Народной Республики и рассчитана на обучающихся, возраст которых не младше 7 лет.

Цель программы: формирование у обучающихся устойчивой мотивации к сохранению своего здоровья, физического развития и физической подготовки через игру в баскетбол.

Задачи программы:

Обучающие:

- сформировать общие представления о физической культуре и спорте и об игре баскетбол в частности;

- популяризировать здоровый образ жизни.

Развивающие:

- развивать физическое состояние обучающихся с помощью оздоровительных упражнений;

- способствовать повышению двигательной активности обучающихся;

- развивать основные физические качества;

- развивать и совершенствовать двигательные навыки, полученные обучающимися в процессе урочных занятий физической культурой.

Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

- формировать морально-волевые качества: смелость, настойчивость, организованность, дисциплину, уверенность в своих силах, доброжелательность, умение работать в команде, волю к победе.

Учебный материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.

Срок реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения. Учебные занятия целесообразно проводить 1 раз в неделю по одному академическому часу (1 час в неделю, 39 часа в год).

Занятия с детьми могут проводиться как на свежем воздухе, так и в спортивном зале, и требуют минимум спортивного инвентаря. В объединение принимаются обучающиеся, которые не имеют медицинских противопоказаний.

В процессе развития баскетбола менялись техника, тактика и правила игры. Поэтому для успешной игровой деятельности и достижения результата необходим достаточный уровень владения техническими приёмами игры, арсеналом тактических действий.

Обучение и тренировка являются неотъемлемыми составными частями учебно-воспитательного процесса. Поэтому изучение и последовательное совершенствование специальных знаний, умений и навыков является основой освоения игры в баскетбол. Комплексный характер действий, как отдельного баскетболиста, так и команды в целом, требует системной и разносторонней подготовки, которая состоит из теоретической, физической, технико-тактической, психологической, морально-волевой, организационно-методической, судейской и игровой. Эти виды составляют структуру учебно-тренировочного процесса.

Во время обучения техническим приёмам баскетбола необходимо на каждом занятии применять упражнения общей и специальной физической подготовки, а также придерживаться методики последовательности обучения техническим приемам защиты и нападения. Рекомендуется широко использовать подводящие упражнения и упражнения игрового характера.

С целью профилактики травматизма при изучении технических приёмов следует обращать внимание на правильную постановку рук, применение стойки баскетболиста и правильное передвижение по игровой площадке.

Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений, а также всестороннего развития физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряжённые с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.

    • связи с тем, что в детском и юношеском возрасте организм человека находится еще в стадии формирования, физические упражнения могут иметь как положительное, так и отрицательное воздействие. Поэтому для правильного планирования и осуществления учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать: возрастные особенности формирования организма детей, подростков и юношей; закономерности и этапы развития нервной, вегетативной и мышечной систем, а также их взаимодействие в процессе занятий баскетболом.

    • педагогике школьный возраст принято разделять на младший (7-10 лет), подростковый (11-14 лет) и юношеский (15-18 лет).

Младший возраст (7-10 лет). Этот возраст является пиком развития детского организма и подойдет для начала занятий любым видом спорта. Тело  становится более крепким и выносливым, большое содержание воды в мышцах обеспечит их гибкость и легкость выполнения различных упражнений. В этот период можно отдавать ребенка на занятия с большой нагрузкой на организм. Однако, установлено, что темп индивидуального развития детей неодинаков, хотя у большинства детей темпы развития соответствуют возрасту. Вместе с тем в любой возрастной группе есть дети, которые опережают сверстников в развитии или отстают от них. Число таких детей относительно невелико, но этот факт необходимо учитывать при подготовке юных баскетболистов.

Подростковый возраст (11-14 лет) - основная особенность, подросткового возраста связана с процессом полового созревания, развертывающимся именно в это время. Он характеризуется значительными перестройками и интенсивным развитием всех физиологических систем организма подростка. В этот период подростки, не имеющие специальной подготовки, медленнее и с большим трудом, чем в младшем школьном возрасте овладевают новыми формами движений. Происходят значительные изменения в психике. Наблюдается высокая эмоциональность, неуравновешенность, вспыльчивость, преувеличение своих возможностей, появление так называемого чувства взрослости.

Основное внимание должно быть сосредоточено на укреплении мышечных групп всего двигательного аппарата, особенно слаборазвитых мышц живота, косых мыши туловища, отводящих мышц верхних конечностей, мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц ног.

Юношеский возраст (15-18 лет) характеризуется завершением процессов формирования всех органов и систем, достижением организмом юношей и девушек функционального уровня взрослого человека.

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе и чувство коллективизма.

Ориентировочный план проведения занятия:

- водная часть (подготовка организма обучающихся к основной деятельности, общая физическая подготовка) – до 15 мин.;

- специальная и прикладная физическая подготовка – до 15 мин.;

- технико-тактическая подготовка –30-35 мин.;

- учебные и подвижные игры – до 20 мин.;

- заключительная часть – до 5 мин.

Формы подведения итогов реализации программы

Учитывая общекультурный (базовый) уровень программы, итоги реализации содержания учебного материала подразумевают овладение обучающимися теоретическими знаниями в области физической культуры и спорта, основными умениями и навыками в избранном виде деятельности, развитие двигательных качеств, укрепление организма детей средствами физической культуры и спорта.

Результаты освоения программы могут выражаться в качественных показателях выполнения технических приёмов игры; в динамике развития основных двигательных качеств у обучающихся, а также в проведении различных спортивных и оздоровительных мероприятий (соревнований, турниров, показательных выступлений, мастер-классов, и т.п.) совместно организуемых школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей.

Прогнозируемый результат освоения программы

Обучающиеся должны знать:

- историю развития баскетбола;

- общую характеристику игры в баскетбол;

- основные правила игры;

- особенности специальной и прикладной физической подготовки;

- правила личной гигиены детей;

- основные принципы закаливания организма;

- правила контроля и самоконтроля;

- правила техники безопасности на занятиях.

Обучающиеся должны уметь выполнять:

- Комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств;

- стойки и передвижение баскетболиста;

- ведение мяча;

- передачи и ловлю мяча;

- броски мяча;

- приёмы отбора и накрывания мяча;

- тактические действия в атаке и в защите.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение

1

1

-


Правила поведения во время занятий. Техника безопасности на занятиях и на игровой площадке.




2

Теоретические сведения

2

2

-


Общая характеристика игры «Баскетбол». Личная гигиена спортсмена. Закаливание организма.





Подвижные игры с мячом. Входная диагностика обучающихся.




3

Общая физическая подготовка

5

-

5


Развитие основных физических качеств.




Прыжковые упражнения, ускорения и рывки с мячом.

Упражнения для развития гибкости верхнего плечевого пояса.

Упражнения для развития силы верхних и нижних конечностей, брюшного пресса, спины.

Упражнения для развития выносливости, скорости, ловкости.

4

Специальная и прикладная физическая подготовка

3

-

3


Развитие специальных и прикладных физических качеств.




Определение уровня развития основных и специальных физических качеств.

Определение уровня развития основных и специальных физических качеств.

5

Технико-тактичная подготовка

10

-

10


Перемещения игроков в стойке с изменением скорости и направления движения, контроль мяча.




Ведение мяча по прямой одной и поочерёдно двумя руками, с изменением скорости и направления движения.

Остановка после ведения шагом, прыжком.

«Вышагивание» с мячом на месте.

Комбинация из освоенных элемен­тов техники перемещений и владе­ния мячом.

Броски одной и двумя руками с ме­ста и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника - максимальное расстояние до корзины 3,60 м.

Броски одной и двумя руками в прыжке.

Вырывание и выбивание мяча, перехват мяча, накрывание мяча.

Подбор мяча под кольцом после отскока, обманные действия (финты) при ведении, при броске.

Позиционное нападение и защита в игровых взаимодействиях 3:3, 4:4, 5:5; на одно кольцо (3:2), нападение быстрым прорывом (1:0). Игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.

6

Учебные и подвижные игры

14

-

14


Подвижная игра «Мяч соседу»




Подвижная игра «Видит око»

Подвижная игра «Остаться в кругу»

Подвижная игра «Мяч среднему»

Подвижная игра «Баскетбол с воздушным шаром»

Подвижная игра «Мяч капитану»

Игра по упрощенным правилам ми­ни-баскетбола.

Игра по упрощенным правилам ми­ни-баскетбола.

Игра по правилам мини-баскетбола.

Игра по правилам мини-баскетбола.

Двухсторонняя игра в баскетбол.

Двухсторонняя игра в баскетбол.

Двухсторонняя игра в баскетбол.

Двухсторонняя игра в баскетбол.

7

Заключительное занятие

4


4


Соревнования по баскетболу.




Соревнования по баскетболу.

Соревнования по баскетболу.

Подведение итогов.


всего:

39

3

36


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1. Введение (1 час)

Теоретические занятия: Правила поведения во время занятий. Техника безопасности на занятиях и на игровой площадке.


2. Теоретические сведения (2 час)

Теоретические занятия: Общая характеристика игры «Баскетбол». Личная гигиена спортсмена. Закаливание организма.


3. Общая физическая подготовка (5 часов)

Практические занятия: Развитие основных физических качеств. Прыжковые упражнения, ускорения и рывки с мячом. Упражнения для развития гибкости верхнего плечевого пояса. Упражнения для развития силы верхних и нижних конечностей, брюшного пресса, спины. Упражнения для развития выносливости, скорости, ловкости.


4. Специальная и прикладная физическая подготовка (3 часа)

Практические занятия: развитие специальных и прикладных физических качеств. Определение уровня развития основных и специальных физических качеств.


5. Технико-тактическая подготовка (10 часов)

Практические занятия:

Перемещения игроков в стойке с изменением скорости и направления движения, контроль мяча. Ведение мяча по прямой одной и поочерёдно двумя руками, с изменением скорости и направления движения. Остановка после ведения шагом, прыжком. «Вышагивание» с мячом на месте. Комбинация из освоенных элемен­тов техники перемещений и владе­ния мячом. Броски одной и двумя руками с ме­ста и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника - максимальное расстояние до корзины 3,60 м. Броски одной и двумя руками в прыжке.

Вырывание и выбивание мяча, перехват мяча, накрывание мяча. Подбор мяча под кольцом после отскока, обманные действия (финты) при ведении, при броске. Позиционное нападение и защита в игровых взаимодействиях 3:3, 4:4, 5:5; на одно кольцо (3:2), нападение быстрым прорывом (1:0). Игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.


6. Учебные и подвижные игры (14 часов)

Практические занятия: подвижные игры «Мяч соседу», «За двумя зайцами», «Видит око», «Остаться в кругу», «Мяч среднему», «Баскетбол с воздушным шаром», «Серпантин», «Мяч капитану» и др.

Игра по упрощенным правилам ми­ни-баскетбола. Игра по правилам мини-баскетбола. Игра по упрощенным правилам баскетбола. Двухсторонняя игра в баскетбол.


7. Заключительное занятие (4 ч.)

Практические занятия: соревнования по баскетболу. Подведение итогов.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Закон Луганской Народной Республики «Об образовании» 30.09.2016 года № 128-II

  2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов». В.И. Лях, А.А. Зданевич. – Издательство: Москва, «Просвещение», 2008.

  3. Коробейников Н. К. Физическое воспитание: Учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений / Н. К. Коробейников, А. А. Михеев, И. Г, Николенко. – М.: Высшая школа, 2010. – 288 с.

  4. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 542 с.

  5. Современная подготовка юных спортсменов. Методическое пособие. Никитушкин В.Г. - М., 2009

  6. Справочник. Физическая культура: подвижные игры. ФГОС/Н.А. Фёдорова. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 78, 2 с. (Серия «Справочник»)

  7. Спортивные игры. Учебник для ВУЗов. Том 1/под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова.– М.: Изд. Центр Академия, 2002

  8. Спортивные игры. Учебник для ВУЗов. Том 2/под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова.– М.: Изд. Центр Академия, 2004

  9. Тактика баскетбола. Гомельский А. Я.- М: ФиС,67




























Утверждено

Приказом директора

ГОУ ЛНР УВК № 8 г.Стаханова

от 31.08.2020 № _______





Рассмотрено

Заседанием МО классных руководителей

(протокол № 1 от 28.08.2020 г.)




Согласовано

Зам директора по УВР

ГОУ ЛНР УВК № 8 г. Стаханова

________________ (Н.Г. Карзова)

28.08.2020 г



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!