СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Басни дедушки Крылова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Басни дедушки Крылова»



Ход урока

  1. Организационный момент.

Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

Учитель

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.


-Ребята, скажите пожалуйста, каким общим словом можно объединить и те стихи, которые я вам читала, и ту музыку, которую вы слышали, и те картины, что вы видели?

-КРАСОТА

-Такое волшебное и чарующее слово, не правда ли? Как нежно звуки этого слова переплетаются между собой и очаровывают нас.

-Какой сейчас у нас урок? О какой красоте может идти речь на уроке литературного чтения(О красоте слов, о красоте речи)

«Книгой мудрости самого народа» назвал Гоголь крыловские басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи.

-Итак, сегодня мы будем говорить о… (Ответы детей)

Девиз: Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет… 

-Почему я выбрала такой девиз?

-Мораль из какой басни?


1. Прежде всего давайте вспомним творчество замечательного баснописца И. А. Крылова.

Ролик (биография Крылова)


-Рассмотрите репродукцию портрета И. А. Крылова работы Карла Брюллова. Каким он вам представляется по характеру? (Добрым, проницательным, мудрым


Таким же мудрым и проницательным запечатлил баснописца в бронзе великий русский скульптор Петр Карлович Клодт. Он находится в Санкт-Петербурге, в Летнем саду, где любил гулять дедушка Крылов. Пьедестал памятника украшают фигурки персонажей басен Крылова. Многие выражения из басен дедушки Крылова стали крылатыми. Мы часто их произносим, даже не задумываясь, что эти слова впервые произнесли герои Крылова.


- Давайте вспомним, что такое басня?

Басня - небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей. В баснях содержится мораль, поучение.

Кто является главными героями басен Крылова? (животные)

-Чем отличаются животные в баснях от животных сказок? (они похожи на людей, имеют человеческие пороки).

-Что обязательно должно быть в каждой басне? (мораль)

-Чем, как вам кажется, можно объяснить бессмертие и актуальность басен Крылова в наши дни? (басни подобны зеркалу: прочитает их человек и как бы посмотрит на себя со стороны, увидит свои недостатки и постарается от них избавиться).

-Для чего нужны нам басни?

-Басни нужны нам для того, чтобы избавляться от своих пороков, т. е. от своих дурных привычек.




- Басни Крылова написаны в стихотворной форме. Герои Крылова всегда животные, но имена животных написаны всегда с большой буквы. Как вы думаете, почему?

- Под животными И. Крылов подразумевал людей.

 Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, благородными, совестливыми, справедливыми. Они призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые поступки, полезные дела, любить Родину



Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение басни Крылова. «Мартышка и очки»

Физминутка


Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)
Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)
А сама как вертолет, (вращение)
Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).

Продолжение работы по теме урока

Сегодня мы отправимся в театр. Для того, чтобы попасть на представление нам необходимо приобрести билеты. Оплатой за билет будет следующее задание:

Родился И.А.Крылов в ... году. У него рано... отец. После своей смерти он оставил сыну.......... . Особенно Ване понравились ... …, потому что они были ..... . Зная французский язык он читал и басни........ на французском языке. Чтобы помочь матери прокормить семью, еще будучи ребенком он ... … .

Став взрослым, Иван Андреевич сначала работал..., потом работал в ... . В 1809 году вышла его .... … . В ней было..... басни. Признавая заслуги Крылова, как баснописца, его избрали членом ...................... ……………….. ………….. . Всю свою жизнь Крылов ненавидел ..., ..., ..., ..., ... .

(Ответы детей: 1769; умер; сундук с книгами; басни Эзопа; смешными; Лафонтена; пошел работать; журналистом публичной библиотеки; первая книга его басен; 23; Российской академии наук; жадность, лень, воровство, ложь, грубость, лицемерие.



- Молодцы! Получили билеты. Откуда мы можем узнать, что сегодня будет идти в театре? /Из афиши/

- Какое представление будет сегодня проходить? / Басни И.А.Крылова

Итак, мы с вами приобрели билеты в театр на представление басен Крылова. Скажите, а как нужно вести себя в театре?

– Что такое аплодисменты? Не забудьте о них после представления. Но прежде чем послушать и посмотреть инсценировку позвольте представить артистов.

Инсценировка басни «Ворона и Лисица»

Крылов:

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Чтец стоит слева. Ворона держит сыр во рту (м.б.плавленый сырок в блестящей обертке)

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

(Ворона разворачивает сыр, нюхает его, зажмуривается от удовольствия и наполовину засовывает сыр в рот)

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

Слева появляется Лиса. На руке – хозяйственная сумка. Добежав до середины сцены, она останавливается, открывает сумку, достает куриное яйцо, любуется им, собирается разбить, и вдруг замирает

На ту беду, Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, —

Лисицу сыр пленил,

Водит носом и замечает Ворону и сыр. Быстро укладывает яйцо в сумку, прихорашивается, направляется к дереву. Ворона выглядывает из-за дерева, она настороже.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрышки! 

Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись!

(дирижирует И раз, и два, и три) Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Чтец: Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло, —

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё вороньё горло:

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

(Лиса подбирает сыр, сует его в свою сумку и, послав Вороне воздушный поцелуй, убегает)

Игра «Черный ящик»

  С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно увидеть, «что там за рожа». Что это за предмет? (зеркало).Назовите басню

    Учитель: Внимание! « Чёрный ящик».

В нём находится предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе она достала» (очки). Назовите басню

      Учитель: Внимание! « Чёрный ящик».

В нем находится предмет, без которого осталась ворона из-за своей глупости (сыр)Назовите басню



10. Работа в группе

1.Кто лето красное пропела? (Cтрекоза)

2.Герой какой басни хотел попасть в большие забияки? («Моська»)

3 Какую ягоду не смогла достать лиса в саду? (Виноград)

4.Кривляки в баснях Крылова (Обезьяны)

5.Что не могли сдвинуть с места Лебедь, Щука и Рак? (Воз)

6.Сколько очков купила Мартышка? (с полдюжины,т.е 6)

7.От кого Ворона получила сыр? (от Бога)

8.Кто был соседкой Моськи? (Шавка)

9.У кого к зиме «был готов и стол, и дом»? (У Муравья)

10.Назовите предмет, с помощью которого можно было увидеть « что там за рожа»? (Зеркало).



 Басни в мультфильмах

По басням И.Крылова поставлены мультфильмы. Вы их помните? Дети вспоминают и называют мультфильмы : «Пластилиновая ворона», рисованные «Ворона и Лисица», «Стрекоза и муравей» и др.

Просмотр мультфильма « Пластилиновая ворона»


А знаете ли вы, кто такой аниматор? (Это художник, рисующий животных). 
Так вот дома попробуйте нарисовать эскиз к басне, свою басню.















Кроссворд «И.А. Крылов. Басни»

1. «На ту беду … близёхонько бежала» (Лиса)

2. «Проказница – Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка сыграть …». ( Квартет).

3. «Знать она сильна, что лает на слона» Кто она? (Моська)

4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!». Кто она? (Ворона).

5. «Вороне где-то бог послал кусочек …». (Сыр).

6. «По улицам … водили, как видно на показ». (Слон).

7. «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали». Что это? (Очки).

8. «Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал …». (Волк)

Синквейн

V. Рефлексия.

И.А.Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, вы должны понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт. Вы поймите, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца.

И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Урок дал мне для жизни…

VI. Домашнее задание

1.Прочитать 2-3басни Крылова, которые не были изучены ранее.