СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Басни И.А. Крылова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание интереса к творчеству И.А.Крылова.

Просмотр содержимого документа
«Басни И.А. Крылова»

Открытый урок по литературному чтению , разработанный учителем начальных классов Мурзаковой Мариной Николаевной.



Тема урока: Басни И.А.Крылова

Цель: Познакомить с баснями И.А.Крылова.

Задачи:

- Уметь определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность).

- Учить анализировать басню с точки зрения авторской идеи.

- Способствовать развитию речи, обогащению активного словаря учащихся.

- Содействовать воспитанию интереса к творчеству И. А. Крылова.



Предметные умения:



- Уточнить понятия «басня», «мораль».

- Уметь выбирать нужную смысловую интонацию при чтении.

- Уметь характеризовать героев басни.



Метапредметные умения:

Постановка и формулирование проблемы, выделение цели, умение выражать свои мысли.



Планируемые достижения:



Знать признаки басни, умение выделять в басне мораль, уметь давать характеристику персонажам басни.



1. Орг. момент

Звенит звонок и весел, и горласт

И радостью душа переполняется

И каждый раз, для каждого из нас

Чудесные уроки начинаются.

– Народная  пословица  гласит: «Чтение – лучшее учение».  Согласны ли вы с этой народной пословицей?

-Что для вас значит урок чтения?

-Что нового и интересного вы ждёте от  нашего  урока чтения?



2. Актуализация знаний

- Ребята,мы сегодня на уроке познакомимся с жизнью и творчеством великого баснописца. А кого именно мы узнаем открыв нашу доску . Ой , а здесь висит замок . Как же быть , что делать?

Мне поможет кувшин волшебства, я должна потереть кувшин со словами ; « Кувшинчик , кувшинчик озари меня мудростью!»

Звучит музыка… Входит Краса Востока (танцует)

- Я Восточная Краса

На урок к вам пришла

Хочу я мудрости учиться

С вами крепко подружиться.

- О чем вы , о Красе Востока? О какой мудрости вы говорите ? Ведь у нас замок висит.

- Я открою вам замок, разрешить мне остаться.

-Ребята разрешаем?

-Да!



Звучит музыка. Открывается замок.

- Проходите , садитесь.

- Что можно сказать об этом человеке по внешнему виду (доброе открытое лицо, проницательные мудрые глаза).

-Что вы знаете об этом великом человеке?

- Трудно представить себе человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского баснописца начала 19 века. Мои помощники познакомит нас с краткой биографией Ивана Крылова.



3. Постановка учебной задачи



Проектная работа: Биография И.А. Крылова (ученики)



1-йученик: Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера . Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.

2-й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.

3-й ученик: В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных.

  1. Что такое басня? (басня – короткий нравоучительный рассказ, в иносказательной форме, изображающий людей и их поступки).

  2. Как вы понимаете слово «нравоучительный»?

3.Соотнесите басню с моралью.

( Показ слайдов с иллюстрациями к басням «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна», «Ворона и лисица»)

1. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна,

Да только всё не впрок.

И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ( Ворона и лисица)

2. Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки. ( Мартышка и Очки)

3. Мартышка в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой: (Зеркало и обезьяна).



Показ иллюстрации к басне «Ворона и лисица.»

- А какова мораль к этой басне? (Ситуация затруднения)

Почему мы не можем это сделать? (Мы не работали над этой басней)

4.Какую учебную задачу мы поставим? (Познакомиться с басней и определить к ней мораль.)



Вспомним эталон работы над баснями.

1. Автор, название.

2. Действующие лица и их характеристика.

3.Работа над содержанием басни.

4.Работа над выразительностью.

5.Мораль басни.



4. Работа с басней до чтения.

1. Прочитайте название басни.

2.Чему может научить басня с таким названием?

  1. Кого видите на иллюстрации?

  2. Предположите, какой разговор могут вести герои басни?



5. Работа с басней во время чтения

  1. Прочитайте самостоятельно басню.

Оправдались ли ваши предположения?



а) Словарная работа.



б) Вторичное чтение.

Поближе познакомимся с языком басни, объясним слова и выражения:



в) Самостоятельная работа по вопросам (в парах) с проверкой.

- Назовите действующих лиц басни.

- Как ведёт себя Лисица?

- Как Ворона отнёсся к лести Лисицы?

- Какой вы представляете Лисицу? А Ворону?

г) Выборочное чтение по вопросам.

- Что высмеивает И.А.Крылов в басне?

- Какова мораль басни? Есть ли здесь поучение?

Давайте попробуем сами сочинить поучение к этой басне.

(Работа в группе). Проверка.

Физминутка.

д ) Басня «Мартышка и Очки»

- выразительное чтение

-работа над текстом

-словарная работа

-театрализованное представление басни (подготовленными детьми).



Чтение басни мастером художественного слова.

-Ребята, я предлагаю вам послушать, как басню «Зеркало и обезьяна» читает мастер художественного слова И.Ильинский.

- Послушайте с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром?

Грамзапись

- Мы тоже поучимся читать басню выразительно.

е) Работа над выразительным чтением басни.

Возьмите простой карандаш, поставьте логическое ударение, обозначьте паузы, действующих лиц.

Чтение по ролям.



Рефлексия.

- Какова мораль каждой басни?

- Когда в жизни можно употребить эти слова?

- Можно ли с подобными героями встретиться в реальной жизни?

- Какова цель басни?(Осмеяние человеческих пороков)

- Современны ли басни в наши дни?

- Почему сюжеты не устаревают?

- Напишите коротко на сердечке, чему учат нас басни Крылова?

(Дети прикрепляют «сердечки» к портрету И.А.Крылова.)



Поэты, к сожалению, как и все люди, не бессмертны, уходят из жизни. Но их произведения и имена живут вечно: в книгах, памятниках, названиях улиц, переулков. Ещё 12 мая 1855 года в Летнем Саду был открыт памятник “Дедушке Крылову” (Слайд)

В Твери на улице Бебеля поставили памятник И.А. Крылову, так как там он провел свои детские годы. (Слайд)

- Восточная Краса-тебе понравился наш урок ?

- Очень понравился и мудрости я набралась!

Домашнее задание: на «5» – подготовить рассказ об

И.А. Крылове или выучить басню;

на « 4»- выразительно читать басню.

Заканчиваем урок стихами П.А. Вяземского

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль,

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль

И не забудут этой были,

Пока по – русски говорят:

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.