СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Басни Крылова. Урок литературы в 6 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Басни Крылова. Урок литературы в 6 классе»

Иван Андреевич Крылов.

Басня «Осёл и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.



Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством И.А.Крылова;

углубить знания о басне как одном из старейших жанров литературы;

развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать

текст;

развивать монологическую речь, навыки выразительного чтения,

логическое мышление, память;

прививать любовь к национальным истокам русского народа.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, басни Крылова, портрет Крылова, фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс», наглядные пособия.

Ход урока:

Слайд №1 открывает урок.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Сокровищница мудрости народной

В них людям открывалась до конца,

И голос их, прямой и благородный,

К добру и правде призывал сердца.

Все знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.


Слово учителя.

О ком это стихотворение М.Исаковского?

Сегодня мы продолжим знакомство с жизненным и творческим путём И.А.Крылова.

Слайд №2 (тема урока)

Тема сегодняшнего нашего урока « Иван Андреевич Крылов. Басня «Осёл и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства».

Слайд № 3(цели урока)

Прошло более 240 лет со дня рождения Крылова, а басни его актуальны и в наши дни, потому что они помогают нам узнать жизнь, помогают бороться с недостатками, учат любить своё Отечество.

Ни один литератор не пользовался такой славой, как Крылов и его басни.


Какими были детские годы И.А.Крылова?

Индивидуальное задание.

Иван Андреевич Крылов родился в бедной дворянской семье и поэтому не получил ни домашнего, ни гимназического, ни пансионатского образования.

Первоначальные навыки чтения и письма привил ему отец. Он учил его арифметики, а мать приобщила его к чтению. Это был смышлёный и способный мальчик. Учение Крылову давалось легко. Он был музыкален. Сам выучился играть на скрипке.

Отец отдал его в учение французу-гувернёру, который преподавал в доме губернатора.

Отец, через службу получивший дворянство, рано ушел из жизни, после чего скудные доходы семьи стали еще меньше. Мать отдаёт его в богатую семью Львовых, где он прислуживал и постигал науку вместе с детьми хозяев. Учиться маленькому Ванюше приходилось самостоятельно. Желание читать в мальчишке росло, но учёба ему даётся пока трудно. И тут на помощь снова приходит мать. Она даёт читать ему книги, оставшиеся после смерти отца. Так постепенно он овладел русским языком, русской литературой, стал начитанным человеком. А затем овладел и французским языком. Это не прошло даром. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени.


А как складывался творческий путь Крылова? Как он стал баснописцем?

Индивидуальное задание.

Иван Андреевич Крылов начал писать басни уже в зрелом возрасте. В молодости Крылов был журналистом. Он издавал журналы "Почта духов", "Зритель". В конце 1780 — начале 1790-х годов он стал известен как сатирик. Известно, что в 1805 году Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И. И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: "Дуб и трость" и "Разборчивая невеста". Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 году он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии. В 1807 году выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене театров. Это - "Модная лавка", "Урок дочкам" и "Илья Богатырь". Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями. В реальной жизни Крылов встречался с человеческими пороками: скупостью, лживостью, невежеством, хвастовством, лицемерием. Так он приходит к выводу, что искоренить людские пороки можно через их осмеяние. Всё это и определило переход И.А.Крылова к жанру басня.

В 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая "Слон и Моська".

В 1809 году был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он в этом жанре до последних дней.


Учитель:

Итак, основным в творчестве Крылова была басня.

Вспомним, в чём особенность жанра басня? Посмотрим по словарю определение басни.

(Слайд №4)

Запись в тетради необходимых терминов:

Басня — это небольшой стихотворный рассказ, состоящий из двух частей.

А какие две части включает в себя басня?(Слайд №5)

1. Основное повествование.

2. Мораль – это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.(По словарю)


Назовите основные компоненты басни.( Слайд №6).


Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

Сатира — злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить.

Например, И.А.Крылов через историю Вороны и Лисицы говорит о том, что нельзя верить всему, что тебе говорят.

Олицетворение—наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,

Эзопов язык—умение замаскировать главную мысль

( по имени греческого баснописца Эзопа)


Откуда берёт свои истоки басня?

Слайд №7 знакомит с личностью Эзопа.

Эзоп - древнегреческий баснописец, раб, жил в 6 веке до н.э.,

был очень остроумным и популярным человеком своего времени, считается родоначальником жанра басни. Отсюда и пошло выражение «эзопов язык».


Учитель:

А сейчас, ребята, посмотрите, как всё сказанное о басне можно изобразить в виде кластера. (Слайд №8). Перечертите его себе в тетрадь.




Цель: осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни






Основная часть

Мораль






Аллегория



В начале

В конце

Сатира




Эзоп.язык



Олицетворение






Физкультминутка


Учитель:

А сейчас проведём викторину по басням Крылова, которая покажет, как вы знаете его басни . (Слайды № 9 – 16)


Викторина по басням Крылова предлагается в трёх частях:

1. Что это за басня? О каком герое идёт речь? - по иллюстрации

«… Лето красное пропела, оглянуться не успела» - «Стрекоза и Муравей», Стрекоза

«…То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет» - «Мартышка и Очки», Мартышка

«…Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» - «Волк и Ягнёнок», Волк

«…Чем кумушек считать, трудиться, не лучше ль, кума, на себя оборотиться?» - «Мартышка и Зеркало», Мартышка

2. Назови басню и крылатое выражение из неё.- по иллюстрации

«Лебедь, Щука и Рак» - А воз и ныне там…

«Слон и Моська» - Ах, Моська! знать она сильна, что лает на Слона…

«Квартет» - А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь!

3. Каким героям Крылова поставлен памятник? А как называется басня?

Ответы даются тут же, что позволяет сразу проверить себя, а также получить новую информацию, что стимулирует интерес учеников к чтению других басен Крылова.


Учитель:

Викторина показала, что вы знаете басни Крылова. А сегодня мы познакомимся с вами с басней «Осёл и Соловей».

А какова история создания этой басни? (Индивидуальное задание по учебнику, стр.36)

Следующий этап урока – чтение басни подготовленным заранее учеником.


Работа с текстом басни «Осёл и Соловей».


I группа: Какими художественными средствами Крылов передаёт красоту и очарование пения Соловья? Прочитайте.

(Пение Соловья напоминает целый концерт. Для этого Крылов использует ряд однородных членов: глаголы «защёлкал», «засвистал», «отдавался», «рассыпался». А также сравнение со свирелью, метафору «мелкой дробью рассыпался», эпитет «томной» свирелью).


Почему Крылову особенно важно было показать в басне красоту пения Соловья?

(Соловей – мастер своего дела, истинный певец природы).


II группа: Какое впечатление производит пение Соловья на природу и людей?Прочитайте.

(Пение Соловья производит чудесное действие на всех, кто его услышал. Он всех очаровал своим пением. Внёс успокоение и в природу, и в жизнь людей, что даже «затихли ветерки», «птички замолкли», «стада животных прилегли», «пастух пением любовался»).

Это ещё раз доказывает, что Соловей – мастер, который очаровывает своим пением.


III группа: Что мы можем сказать об Осле? Какие чувства испытываем к этому герою?

(Осёл – глупый, который ничего не понимает в настоящем пении. Поэтому к этому герою мы испытываем чувство неприязни, осуждения).


Учитель:

Какова мораль этой басни?

(«Избави Бог и нас от этаких судей».)

Как вы понимаете это выражение? В чём смысл этих слов?

(О настоящем искусстве часто берутся судить те, кто в этом ничего не понимает, как Осёл, и тогда истинным мастерам, вроде Соловья, приходится туго.)

Актуальна ли басня в наше время, несмотря на то что была написана более 100 лет назад?

(Думаю, да. Потому что таких глупых судей, как Осёл можно встретить в жизни и в наше время).


Следующий этап урока — прослушивание в записи МР3 басни «Осёл и Соловей».


Учитель:

А теперь прослушаем басню в исполнении актёра Алексея Колгана.

Понравилось вам чтение басни в исполнении Алексея Колгана? Удалось ли актёру передать смену чувств и настроений, переживаемых автором произведения?


А сейчас проверим свои знания, полученные сегодня на уроке. Проведём тест. (Слайды №17– 20.


1.Басней называется:

А)рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;

Б)краткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором главная мысль;

В)короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, группу лиц или общественное явление.

2.Средства художественной выразительности, используемые автором в басне:

А)аллегория ;

Б)сравнение;

В)метафора.


3.Мораль басни служит для раскрытия:

А)характера героя ;

Б)главной мысли произведения ;

В)темы произведения.


4.Моралью басни «Осёл и Соловей» является :

А)сожаление об утраченном сыре ;

Б)осуждение глупости и тупости ;

В)поощрение хитрости.


5.Где находится мораль в басне «Осёл и Соловей»:

А) в начале басни;

Б) в конце басни;

В) вообще её нет.


Учитель:

А теперь поменяйтесь тетрадочками, проверьте знания своего соседа. Сверьте с данными ответами. (Слайд №21)


Читая басни И.А.Крылова, мы убеждаемся, что они не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Высоко оценил творчество великого баснописца ещё в XIX веке А.С.Пушкин (П.А.Вяземский). (Слайд №22).


«Крылов – самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев».

Или

«Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят».


На следующем уроке мы продолжим знакомство с баснями Крылова.


Выставление оценок.


Домашнее задание:


Общее задание:

1) выразительное чтение басни «Осёл и Соловей» по выбору наизусть или по ролям;

2) ответить на вопрос №2 (стр. 43 учебника).

Индивидуальное задание:

I вариант – история создания басни «Листы и Корни» (стр. 39-40 учебника);

II вариант – история создания басни «Ларчик» (стр. 42-43 учебника);

по желанию - проиллюстрировать басню.


7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!