Иван Андреевич Крылов.
Басня «Осёл и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством И.А.Крылова;
углубить знания о басне как одном из старейших жанров литературы;
развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать
текст;
развивать монологическую речь, навыки выразительного чтения,
логическое мышление, память;
прививать любовь к национальным истокам русского народа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, басни Крылова, портрет Крылова, фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс», наглядные пособия.
Ход урока:
Слайд №1 открывает урок.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.
Слово учителя.
О ком это стихотворение М.Исаковского?
Сегодня мы продолжим знакомство с жизненным и творческим путём И.А.Крылова.
Слайд №2 (тема урока)
Тема сегодняшнего нашего урока « Иван Андреевич Крылов. Басня «Осёл и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства».
Слайд № 3(цели урока)
Прошло более 240 лет со дня рождения Крылова, а басни его актуальны и в наши дни, потому что они помогают нам узнать жизнь, помогают бороться с недостатками, учат любить своё Отечество.
Ни один литератор не пользовался такой славой, как Крылов и его басни.
Какими были детские годы И.А.Крылова?
Индивидуальное задание.
Иван Андреевич Крылов родился в бедной дворянской семье и поэтому не получил ни домашнего, ни гимназического, ни пансионатского образования.
Первоначальные навыки чтения и письма привил ему отец. Он учил его арифметики, а мать приобщила его к чтению. Это был смышлёный и способный мальчик. Учение Крылову давалось легко. Он был музыкален. Сам выучился играть на скрипке.
Отец отдал его в учение французу-гувернёру, который преподавал в доме губернатора.
Отец, через службу получивший дворянство, рано ушел из жизни, после чего скудные доходы семьи стали еще меньше. Мать отдаёт его в богатую семью Львовых, где он прислуживал и постигал науку вместе с детьми хозяев. Учиться маленькому Ванюше приходилось самостоятельно. Желание читать в мальчишке росло, но учёба ему даётся пока трудно. И тут на помощь снова приходит мать. Она даёт читать ему книги, оставшиеся после смерти отца. Так постепенно он овладел русским языком, русской литературой, стал начитанным человеком. А затем овладел и французским языком. Это не прошло даром. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени.
А как складывался творческий путь Крылова? Как он стал баснописцем?
Индивидуальное задание.
Иван Андреевич Крылов начал писать басни уже в зрелом возрасте. В молодости Крылов был журналистом. Он издавал журналы "Почта духов", "Зритель". В конце 1780 — начале 1790-х годов он стал известен как сатирик. Известно, что в 1805 году Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И. И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: "Дуб и трость" и "Разборчивая невеста". Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 году он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии. В 1807 году выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене театров. Это - "Модная лавка", "Урок дочкам" и "Илья Богатырь". Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями. В реальной жизни Крылов встречался с человеческими пороками: скупостью, лживостью, невежеством, хвастовством, лицемерием. Так он приходит к выводу, что искоренить людские пороки можно через их осмеяние. Всё это и определило переход И.А.Крылова к жанру басня.
В 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая "Слон и Моська".
В 1809 году был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он в этом жанре до последних дней.
Учитель:
Итак, основным в творчестве Крылова была басня.
Вспомним, в чём особенность жанра басня? Посмотрим по словарю определение басни.
(Слайд №4)
Запись в тетради необходимых терминов:
Басня — это небольшой стихотворный рассказ, состоящий из двух частей.
А какие две части включает в себя басня?(Слайд №5)
1. Основное повествование.
2. Мораль – это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.(По словарю)
Назовите основные компоненты басни.( Слайд №6).
Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.
Сатира — злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить.
Например, И.А.Крылов через историю Вороны и Лисицы говорит о том, что нельзя верить всему, что тебе говорят.
Олицетворение—наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,
Эзопов язык—умение замаскировать главную мысль
( по имени греческого баснописца Эзопа)
Откуда берёт свои истоки басня?
Слайд №7 знакомит с личностью Эзопа.
Эзоп - древнегреческий баснописец, раб, жил в 6 веке до н.э.,
был очень остроумным и популярным человеком своего времени, считается родоначальником жанра басни. Отсюда и пошло выражение «эзопов язык».
Учитель:
А сейчас, ребята, посмотрите, как всё сказанное о басне можно изобразить в виде кластера. (Слайд №8). Перечертите его себе в тетрадь.
Цель: осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни
Основная часть
Мораль
Аллегория
В начале
В конце
Сатира
Эзоп.язык
Олицетворение
Физкультминутка
Учитель:
А сейчас проведём викторину по басням Крылова, которая покажет, как вы знаете его басни . (Слайды № 9 – 16)
Викторина по басням Крылова предлагается в трёх частях:
1. Что это за басня? О каком герое идёт речь? - по иллюстрации
«… Лето красное пропела, оглянуться не успела» - «Стрекоза и Муравей», Стрекоза
«…То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет» - «Мартышка и Очки», Мартышка
«…Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» - «Волк и Ягнёнок», Волк
«…Чем кумушек считать, трудиться, не лучше ль, кума, на себя оборотиться?» - «Мартышка и Зеркало», Мартышка
2. Назови басню и крылатое выражение из неё.- по иллюстрации
«Лебедь, Щука и Рак» - А воз и ныне там…
«Слон и Моська» - Ах, Моська! знать она сильна, что лает на Слона…
«Квартет» - А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь!
3. Каким героям Крылова поставлен памятник? А как называется басня?
Ответы даются тут же, что позволяет сразу проверить себя, а также получить новую информацию, что стимулирует интерес учеников к чтению других басен Крылова.
Учитель:
Викторина показала, что вы знаете басни Крылова. А сегодня мы познакомимся с вами с басней «Осёл и Соловей».
А какова история создания этой басни? (Индивидуальное задание по учебнику, стр.36)
Следующий этап урока – чтение басни подготовленным заранее учеником.
Работа с текстом басни «Осёл и Соловей».
I группа: Какими художественными средствами Крылов передаёт красоту и очарование пения Соловья? Прочитайте.
(Пение Соловья напоминает целый концерт. Для этого Крылов использует ряд однородных членов: глаголы «защёлкал», «засвистал», «отдавался», «рассыпался». А также сравнение со свирелью, метафору «мелкой дробью рассыпался», эпитет «томной» свирелью).
Почему Крылову особенно важно было показать в басне красоту пения Соловья?
(Соловей – мастер своего дела, истинный певец природы).
II группа: Какое впечатление производит пение Соловья на природу и людей?Прочитайте.
(Пение Соловья производит чудесное действие на всех, кто его услышал. Он всех очаровал своим пением. Внёс успокоение и в природу, и в жизнь людей, что даже «затихли ветерки», «птички замолкли», «стада животных прилегли», «пастух пением любовался»).
Это ещё раз доказывает, что Соловей – мастер, который очаровывает своим пением.
III группа: Что мы можем сказать об Осле? Какие чувства испытываем к этому герою?
(Осёл – глупый, который ничего не понимает в настоящем пении. Поэтому к этому герою мы испытываем чувство неприязни, осуждения).
Учитель:
Какова мораль этой басни?
(«Избави Бог и нас от этаких судей».)
Как вы понимаете это выражение? В чём смысл этих слов?
(О настоящем искусстве часто берутся судить те, кто в этом ничего не понимает, как Осёл, и тогда истинным мастерам, вроде Соловья, приходится туго.)
Актуальна ли басня в наше время, несмотря на то что была написана более 100 лет назад?
(Думаю, да. Потому что таких глупых судей, как Осёл можно встретить в жизни и в наше время).
Следующий этап урока — прослушивание в записи МР3 басни «Осёл и Соловей».
Учитель:
А теперь прослушаем басню в исполнении актёра Алексея Колгана.
Понравилось вам чтение басни в исполнении Алексея Колгана? Удалось ли актёру передать смену чувств и настроений, переживаемых автором произведения?
А сейчас проверим свои знания, полученные сегодня на уроке. Проведём тест. (Слайды №17– 20.
1.Басней называется:
А)рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;
Б)краткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором главная мысль;
В)короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, группу лиц или общественное явление.
2.Средства художественной выразительности, используемые автором в басне:
А)аллегория ;
Б)сравнение;
В)метафора.
3.Мораль басни служит для раскрытия:
А)характера героя ;
Б)главной мысли произведения ;
В)темы произведения.
4.Моралью басни «Осёл и Соловей» является :
А)сожаление об утраченном сыре ;
Б)осуждение глупости и тупости ;
В)поощрение хитрости.
5.Где находится мораль в басне «Осёл и Соловей»:
А) в начале басни;
Б) в конце басни;
В) вообще её нет.
Учитель:
А теперь поменяйтесь тетрадочками, проверьте знания своего соседа. Сверьте с данными ответами. (Слайд №21)
Читая басни И.А.Крылова, мы убеждаемся, что они не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Высоко оценил творчество великого баснописца ещё в XIX веке А.С.Пушкин (П.А.Вяземский). (Слайд №22).
«Крылов – самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев».
Или
«Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят».
На следующем уроке мы продолжим знакомство с баснями Крылова.
Выставление оценок.
Домашнее задание:
Общее задание:
1) выразительное чтение басни «Осёл и Соловей» по выбору наизусть или по ролям;
2) ответить на вопрос №2 (стр. 43 учебника).
Индивидуальное задание:
I вариант – история создания басни «Листы и Корни» (стр. 39-40 учебника);
II вариант – история создания басни «Ларчик» (стр. 42-43 учебника);
по желанию - проиллюстрировать басню.
7