СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Басня Волк на псарне

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Литература Класс: 5 класс Тема: Басня И.А. Крылова «Волк на псарне». Учебник: Литература в двух частях 5 класс под редакцией Б. А. Ланина издательский центр «Вентана-Граф» Москва. Программа под редакцией Б. А. Ланина. Цели: познакомить с басней «Волк на псарне»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль. Задачи: образовательные: развивать умение находить нужные сведения; пополнять словарный запас; совершенствовать навык осознанного чтения; развивающие: осуществлять системно- деятельностный подход; развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус; воспитательные: воспитание интереса, уважения к предмету, ценностного отношения к слову; формирование и воспитание духовно развитой личности; Тип урока: урок изучения новой басни и закрепления полученных знаний. Форма работы учащихся: индивидуальная, работа в парах и группах.Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор. Понятия: басня, ловчий, овчарня, хлев, псарня, псари. Планируемые результаты: 1. Предметные: формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитывать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; отработать навыки выразительного чтения, анализа произведения; 2. Метапредметные: находить и анализировать нужную информацию; создавать письменные и устные высказывания, аргументированно отвечать на вопросы; формулировать гипотезу, делать выводы; развивать информационную и коммуникативную компетентности; развивать умение формулировать основную мысль текста; учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям; 3. Личностные: понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; воспитание интереса к литературе; осознавать значимость чтения и изучения литературы для дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении.Ход урока 1. Орг. момент -Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно. (на доске портреты известных поэтов и писателей, знакомых и не очень) слайд 1 -Как вы думаете, что объединяет этих людей? (ответы детей). -Есть ли среди них знакомые лица? (ответы детей). -А кого из них вы хорошо знаете? (дети называют тех, кого знают. Это могут быть А.С. Пушкин, А.И. Крылов и т.д.). - Возможно, всех их вы не знаете, но именно на уроках литературы познакомитесь с замечательными людьми, которые прославили нашу и мировую литературу (на слайде 1 появляются фамилии и инициалы авторов). слайд 2 2. Актуализация опорных знаний. -Что объединяет увиденные иллюстрации? (ответы детей). -А можно разделить их на группы? (ответы). -По какому принципу вы разделили? (предполагаемые ответы). -Правильно. Здесь иллюстрации к сказкам и басням. -А что такое басня? (ответы). - Кто является самым известным баснописцем в русской литературе? Какие его басни вы знаете? (ответы).слайд 3 3. Определение темы, цели, мотивация. Постановка проблемы. -Знакома ли вам иллюстрация на данном слайде?(ответы). - А к какому она подходит произведению?(ответы) -Вы хотите узнать, почему эта иллюстрация выделена? Почему охотник со сворой собак прижали волка в угол? (ответы). - Исходя из изложенного, можно ли определить тему нашего урока? А цель? (ответы) - Да, вы правы, ребята, тема сегодняшнего урока: Басня И.А. Крылова «Волк на псарне», а наша цель- познакомиться с новой басней И. А. Крылова «Волк на псарне»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль. слайд 4 -Запишите тему урока в тетради. 4. Практическая деятельность. -Сейчас мы познакомимся с самим произведением. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 57. Учитель читает текст басни И.А. Крылова «Волк на псарне». - Ребята, вам понятен смысл прочитанного? (ответы). -Прежде чем перейти к анализу басни, мы немного отдохнём. 5. Физкультминутка. - Вы устали, давайте встанем и вместе со мной выполним несложные упражнения.слайд 5 Руки на пояс поставьте сначала. Влево и вправо качните плечами. Вы дотянитесь мизинцем до пятки. Если достали, всё в полном порядке. - Давайте ещё раз повторим. Молодцы! - Итак, мы отдохнули, а теперь приступаем к работе. 6. Работа с учебником: 1. Самостоятельно прочтите басню и выделите незнакомые слова. 2.Определение лексического значения слов: овчарня, псарня, хлев, псари, ловчий… 3. Прочтение произведения учащимися вслух. (1-2 уч.). 7.Осуществление контроля. - О чём эта басня? Главная мысль басни?(ответы). - Какие чувства, эмоции вызывают Волк? А Ловчий?(ответы). - Почему Волк начинает хитрить?(ответы). - Найдите в басне и прочтите причину его хитрости? (ответы). - По вашему мнению, можно ли к данной ситуации применить выражение «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча умрёт!»?(ответы). - Как вы понимаете выражение: «Ты сер, а я, приятель, сед…»?(ответы).- Можно ли соотнести смысловое значение басни с историческим событием Отечественной войны 1812 года? (обратить внимание учащихся на сноску на с. 58 учебника). 8. Коррекция. 9. Отработка материала урока. Чтение по ролям. 10.Оценивание работы учащихся на уроке. слайд 6 11.Рефлексия: 1. Урок полезен, всё понятно. 2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3. Ещё придётся потрудиться. 4. Да, трудно всё-таки учиться. слайд 7 12. Домашнее задание: 1.Выразительное чтение басни «Волк на псарне» с. 57 – 58, сделать иллюстрацию к басне. 2. Выучить басню «Волк на псарне» с. 57 – 58, ответить на вопрос 3 с.59. 3. Написать миниатюру «Мораль сей басни такова…». слайд 8 - Спасибо за внимание!