СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Батик. Технология.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к проекту.

Просмотр содержимого документа
«Батик. Технология.»

МБОУ « Кардымовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова»   Творческий проект по технологии Батик.    Выполнила: Борисова Алена Ученица 10 класса Учитель: Николаенкова Т.П

МБОУ « Кардымовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова»

Творческий проект по технологии

Батик.

Выполнила: Борисова Алена

Ученица 10 класса

Учитель: Николаенкова Т.П

Технология выполнения батика

Технология выполнения батика

Введение Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписанных вручную, очень популярна. В переводе с яванского

Введение

  • Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписанных вручную, очень популярна. В переводе с яванского "батик" означает "рисование горячим воском".
  • Это древнее и удивительно многообразное искусство сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства.
История батика С древнейших времен известна ручная роспись по ткани - батик в Японии, Китае, Египте и Африке, но поразительного художественного совершенства и самобытности это искусство достигло на Яве.

История батика

  • С древнейших времен известна ручная роспись по ткани - батик в Японии, Китае, Египте и Африке, но поразительного художественного совершенства и самобытности это искусство достигло на Яве.
Время зарождения батика в Индонезии до сих пор остается предметом дискуссий. Некоторые ученые относят возникновение этой техники к первым векам н.э., другие склоняются к иной дате - 14 веку, времени возникновения прибора при помощи которого наносится рисунок на ткань растопленным воском (резервом). С этого времени техника горячего батика стала на Яве практически повсеместна.
  • Время зарождения батика в Индонезии до сих пор остается предметом дискуссий. Некоторые ученые относят возникновение этой техники к первым векам н.э., другие склоняются к иной дате - 14 веку, времени возникновения прибора при помощи которого наносится рисунок на ткань растопленным воском (резервом). С этого времени техника горячего батика стала на Яве практически повсеместна.
Весь мир восхищается батиками Индонезии, а для самих индонезийцев это такая же обычная вещь, как наша самая рядовая одежда. Ведь батик всего лишь традиционная одежда жителей многочисленных островов Индонезии. Причем носят ее как мужчины, так и женщины, в виде достаточно длинной юбки. Не сшитую одежду именуют здесь
  • Весь мир восхищается батиками Индонезии, а для самих индонезийцев это такая же обычная вещь, как наша самая рядовая одежда. Ведь батик всего лишь традиционная одежда жителей многочисленных островов Индонезии. Причем носят ее как мужчины, так и женщины, в виде достаточно длинной юбки. Не сшитую одежду именуют здесь "каин-батик", а прошитое полотно с одного бока и напоминающее юбку - "саронг".

 

Техника безопасности при выполнении батика. 1. Быть крайне осторожными и аккуратными с воспламеняющимися, ядовитыми и сильнодействующими веществами. 2. На рабочем месте должны находится только нужные для работы красители и химические препараты. Посуда с химическими веществами и красителями должна быть плотно закрыта. На ней должны быть эти этикетки с разборчивым их названием. Не рекомендуется брать препараты руками, пробовать их на вкус.

Техника безопасности при выполнении батика.

  • 1. Быть крайне осторожными и аккуратными с воспламеняющимися, ядовитыми и сильнодействующими веществами.
  • 2. На рабочем месте должны находится только нужные для работы красители и химические препараты. Посуда с химическими веществами и красителями должна быть плотно закрыта. На ней должны быть эти этикетки с разборчивым их названием. Не рекомендуется брать препараты руками, пробовать их на вкус.
3. Изготовление красильных, химических растворов необходимо делать при открытых окнах или в помещениях с вытяжным шкафом. 4. Некоторые вещества при перемешивании вступают между собой в реакцию, выделяя большое количество теплоты, вследствие чего возможен пожар.
  • 3. Изготовление красильных, химических растворов необходимо делать при открытых окнах или в помещениях с вытяжным шкафом.
  • 4. Некоторые вещества при перемешивании вступают между собой в реакцию, выделяя большое количество теплоты, вследствие чего возможен пожар.
5. Кислоты и, особенно, их концентрированные растворы, раздражают слизистые оболочки и могут привести к сильным ожогам кожи. Хранить их надо в плотно закрытой стеклянной посуде, в случае попадания кислоты на кожу необходимо сразу же промыть ее сначала водой, а потом слабым раствором соды. Во время приготовления кислотных растворов нужно помнить, что кислоту нужно вливать в воду, а не наоборот.
  • 5. Кислоты и, особенно, их концентрированные растворы, раздражают слизистые оболочки и могут привести к сильным ожогам кожи. Хранить их надо в плотно закрытой стеклянной посуде, в случае попадания кислоты на кожу необходимо сразу же промыть ее сначала водой, а потом слабым раствором соды. Во время приготовления кислотных растворов нужно помнить, что кислоту нужно вливать в воду, а не наоборот.
6. Необходимо быть очень осторожным во время изготовления резервных растворов для холодного и горячего батика. Компоненты этих смесей (резиновый клей, парафин, не говоря уже о бензине) являются сильно воспламеняющимися и взрывчатыми веществами, а пары парафина очень вредны. Резервные смеси необходимо варить на закрытом огне в хорошо проветриваемом помещении, при этом нельзя нагибаться над посудой, вдыхать выделяемые пары.
  • 6. Необходимо быть очень осторожным во время изготовления резервных растворов для холодного и горячего батика. Компоненты этих смесей (резиновый клей, парафин, не говоря уже о бензине) являются сильно воспламеняющимися и взрывчатыми веществами, а пары парафина очень вредны. Резервные смеси необходимо варить на закрытом огне в хорошо проветриваемом помещении, при этом нельзя нагибаться над посудой, вдыхать выделяемые пары.
материалы

материалы

Ткань должна быть натуральной, иначе краска может просто не закрепиться. Краски для батика могут разводиться водой или спиртом. Кроме красок в наборе обязательно должен быть контур, предназначенный именно для этой краски, разбавитель контурного состава, дистиллированная вода или спирт для разбавления красок.
  • Ткань должна быть натуральной, иначе краска может просто не закрепиться. Краски для батика могут разводиться водой или спиртом. Кроме красок в наборе обязательно должен быть контур, предназначенный именно для этой краски, разбавитель контурного состава, дистиллированная вода или спирт для разбавления красок.
Инструменты

Инструменты

Технология выполнения
  • Технология выполнения
Разработка эскиза. Нарисуйте небольшой эскиз, при помощи карандаша, на листе плотной бумаги (на ватмане формата А5, А4 или А3). Раскрасьте эскиз акварельными или гуашевыми красками, можно использовать тушь. В эскизе соблюдайте композиционную уравновешенность. Не забудьте про центр композиции

Разработка эскиза.

  • Нарисуйте небольшой эскиз, при помощи карандаша, на листе плотной бумаги (на ватмане формата А5, А4 или А3). Раскрасьте эскиз акварельными или гуашевыми красками, можно использовать тушь. В эскизе соблюдайте композиционную уравновешенность. Не забудьте про центр композиции
Раскрашивая эскиз, гармонично сочетайте цвета.

Раскрашивая эскиз, гармонично сочетайте цвета.

Закрепление ткани на рамке.   Возьмите специальную раздвижную раму для росписи ткани (продают в художественном салоне) или сделайте сами (сколотите из деревянных планок по размеру изделия). Ткань на раму натягивают по часовой стрелке на специальные крючки или на обыкновенные кнопки. Натягивайте ткань туго, как

Закрепление ткани на рамке.

  •  
  • Возьмите специальную раздвижную раму для росписи ткани (продают в художественном салоне) или сделайте сами (сколотите из деревянных планок по размеру изделия). Ткань на раму натягивают по часовой стрелке на специальные крючки или на обыкновенные кнопки. Натягивайте ткань туго, как "барабан", с сохранением перпендикулярности нитей. Неправильная натяжка приведет к искажению рисунка.
Перевод рисунка на ткань. Готовую кальку, при помощи портновских булавок, подколите с изнаночной стороны на натянутую ткань. Просвечивающейся рисунок переведите с кальки, очень тонкой линией карандаша. Если рисунок просвечивается сквозь ткань плохо, то его можно перевести с помощью стеклянного стола, поставив под стол подсветку. При хорошем просвечивание, линии можно обводить сразу резервом. После окончания перевода рисунка отколите кальку.

Перевод рисунка на ткань.

  • Готовую кальку, при помощи портновских булавок, подколите с изнаночной стороны на натянутую ткань. Просвечивающейся рисунок переведите с кальки, очень тонкой линией карандаша. Если рисунок просвечивается сквозь ткань плохо, то его можно перевести с помощью стеклянного стола, поставив под стол подсветку. При хорошем просвечивание, линии можно обводить сразу резервом.
  • После окончания перевода рисунка отколите кальку.
Резерв. Для холодного батика используется специальный резервирующий состав, который можно купить в художественном салоне или сделать самим.

Резерв.

  • Для холодного батика используется специальный резервирующий состав, который можно купить в художественном салоне или сделать самим.
Нанесение резерва. Резерв набирается, в специальную стеклянную трубочку, с помощью спринцовки, и наносится по видимому контуру рисунка. При наведении резерва, в начале линии, не должно быть капель. Линия должна быть ровной и четкой. Следите чтобы резерв пропитывал ткань. Зарезервированная плоскость должна быть замкнута, иначе краска вытечет за пределы плоскости. Если Вы хотите сделать наводку бесцветным резервом, то после высыхания она будет почти не видна. С такой наводкой, красить изделие, новичкам будет сложно. Наводка сохнет 1-2 часа. По окончании работы не забудьте проветрить помещение

Нанесение резерва.

  • Резерв набирается, в специальную стеклянную трубочку, с помощью спринцовки, и наносится по видимому контуру рисунка. При наведении резерва, в начале линии, не должно быть капель. Линия должна быть ровной и четкой. Следите чтобы резерв пропитывал ткань. Зарезервированная плоскость должна быть замкнута, иначе краска вытечет за пределы плоскости.
  • Если Вы хотите сделать наводку бесцветным резервом, то после высыхания она будет почти не видна. С такой наводкой, красить изделие, новичкам будет сложно.
  • Наводка сохнет 1-2 часа. По окончании работы не забудьте проветрить помещение
Нанесение резерва.

Нанесение резерва.

Объемный контур. Для выполнения замкнутого контура рисунка применяют объемный контур. Он продается в магазинах. Объемный контур позволяет выполнить рисунки более контрастно, четче.

Объемный контур.

  • Для выполнения замкнутого контура рисунка применяют объемный контур. Он продается в магазинах.
  • Объемный контур позволяет выполнить рисунки более контрастно, четче.
Выполнение объемного контура.

Выполнение объемного контура.

Подбор кисточек.   Для росписи Вам понадобится кисточка (колонок, синтетика или белка) подходящего размера (от №1 до №10)

Подбор кисточек.

 

  • Для росписи Вам понадобится кисточка (колонок, синтетика или белка) подходящего размера (от №1 до №10)
Краски.  Так же Вам понадобятся анилиновые краски для росписи ткани. Расписывать изделие красками, начинайте с более светлых тонов, стараясь не задевать резервные линии и другие плоскости.

Краски.

  • Так же Вам понадобятся анилиновые краски для росписи ткани.
  • Расписывать изделие красками, начинайте с более светлых тонов, стараясь не задевать резервные линии и другие плоскости.
Выполнение росписи Расписывайте изделие в соответствии с эскизом. Помните, что краситель после высыхания становится более светлым. Для точной подборки цветов, сделайте палитру (наведите резервом квадратики и раскрасьте их) не на рабочем куске ткани.

Выполнение росписи

  • Расписывайте изделие в соответствии с эскизом. Помните, что краситель после высыхания становится более светлым. Для точной подборки цветов, сделайте палитру (наведите резервом квадратики и раскрасьте их) не на рабочем куске ткани.
Выполнение росписи Если краситель протек сквозь резерв, то дождитесь высыхания краски, а за тем обведите резервом

Выполнение росписи

  • Если краситель протек сквозь резерв, то дождитесь высыхания краски, а за тем обведите резервом "пробивший" контур. Образовавшееся пятно разотрите водой при помощи твердой кисти (колонок) или закрасьте, плоскость с пятном, более темным тоном краски
Закрепление рисунка. Чтобы закрепить краску на ткани необходимо проутюжить работу через тонкую белую бумагу утюгом без пароувлажнителя. После чего ткань можно стирать.

Закрепление рисунка.

  • Чтобы закрепить краску на ткани необходимо проутюжить работу через тонкую белую бумагу утюгом без пароувлажнителя. После чего ткань можно стирать.
Работа с цветом

Работа с цветом

Основные цвета Основными цветами  называются цвета, которые нельзя получить путём смешивания других. Красный Синий Жёлтый

Основные цвета

Основными цветами называются цвета, которые нельзя получить путём смешивания других.

Красный

Синий

Жёлтый

? ? Составные цвета – цвета, получаемые путём попарного смешивания основных цветов. ? Оранжевый Зелёный Фиолетовый

?

?

Составные цвета – цвета, получаемые путём попарного смешивания основных цветов.

?

Оранжевый

Зелёный

Фиолетовый

Для удобства все цвета размещают по кругу, исключая голубой  (смесь синего с белым) Основной цвет Основной цвет Основной цвет

Для удобства все цвета размещают по кругу, исключая голубой (смесь синего с белым)

Основной цвет

Основной цвет

Основной цвет

Для удобства все цвета размещают по кругу, исключая голубой  (смесь синего с белым) Составной цвет Составной цвет Составной цвет

Для удобства все цвета размещают по кругу, исключая голубой (смесь синего с белым)

Составной цвет

Составной

цвет

Составной цвет

Моя работа.

Моя работа.

Технология выполнения. 1. Разработка эскиза.

Технология выполнения.

  • 1. Разработка эскиза.
2. Выбор ткани. 3. Подготовка ткани. 4. Натяжка ткани на раму. 5. Перевод рисунка на ткань. 6. Резервирование ткани. 7. Раскрашивание рисунка. 8. Закрепление рисунка на ткани.
  • 2. Выбор ткани.
  • 3. Подготовка ткани.
  • 4. Натяжка ткани на раму.
  • 5. Перевод рисунка на ткань.
  • 6. Резервирование ткани.
  • 7. Раскрашивание рисунка.
  • 8. Закрепление рисунка на ткани.
Экономические расчеты.   Красители 50 руб. Используется около 3%. Искусственный шелк 60 руб. Свечка 10 руб. Кисточка 70 руб. Холодный резерв 50 руб. Используется 2%. Стеклянная трубочка 50 руб. Ватман 20 руб. Итого: 310 руб. 

Экономические расчеты.

  • Красители 50 руб. Используется около 3%.
  • Искусственный шелк 60 руб.
  • Свечка 10 руб.
  • Кисточка 70 руб.
  • Холодный резерв 50 руб. Используется 2%.
  • Стеклянная трубочка 50 руб.
  • Ватман 20 руб.
  • Итого: 310 руб. 
Заключение Работа над темой расширила мои представления о мировой художественной культуре. Мне представилась возможность выполнить творческ ий  проект , котор ый вдохновил меня в дальнейшей творческой работе. Те знания, умения и навыки, которые мной приобретены в процессе работы над проектом помогут мне в дальнейшей жизни .

Заключение

  • Работа над темой расширила мои представления о мировой художественной культуре. Мне представилась возможность выполнить творческ ий проект , котор ый вдохновил меня в дальнейшей творческой работе. Те знания, умения и навыки, которые мной приобретены в процессе работы над проектом помогут мне в дальнейшей жизни .
Список литературы Т а н к у с О. В., Гороховская Л. М- и др. Технология росписи тканей. М., 1969. Брита Хансен. Роспись по шелку. 1997 г. Использованные материалы INTERNET выбраны из следующих WEB – сайтов: http: //www. biosystematica. com/gallery/rp1. htm - Albion Gallery  http: //www. gaialogic. org/indokain/

Список литературы

  • Т а н к у с О. В., Гороховская Л. М- и др. Технология росписи тканей. М., 1969.
  • Брита Хансен. Роспись по шелку. 1997 г.
  • Использованные материалы INTERNET выбраны из следующих WEB – сайтов:
  • http: //www. biosystematica. com/gallery/rp1. htm - Albion Gallery

http: //www. gaialogic. org/indokain/