«База данных – основа информационной системы»
(основные понятия)
Основные понятия:
Информационно-поисковая система (БД и СУБД); понятие информационных структур данных: реляционная (таблица), иерархическая (деревья) и сетевая; объекты базы данных: поле, запись, ключевое поле; форматы типов данных СУБД «MSAccess» и ее интерфейс.
Понятие структуры базы данных.
Редактирование структуры базы данных: удаление поля, добавление нового поля; ввод данных; сохранение базы данных; форматирование базы данных; поиск/замена; сортировка; фильтрация и запрос; описание технологии создания отчета и формы.
Цели изучения темы:
Образовательные:
познакомить учащихся с понятиями: информационно-поисковая система, база данных, системный анализ и инфологическая модель, с классификацией БД;
показать практическое применение теоретического материала;
дать первоначальные умения по работе с системой управления базой данных MicrosoftAccess.
Развивающие:
развивать алгоритмическое мышление учащихся, развивать мировоззрение, то есть способствовать формированию взглядов на окружающий мир, на вклад человека в структурирование информации;
развивать вкус к исследованию и поиску зависимостей;
продолжить развитие таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память.
Воспитательные:
воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету информатика через показ практического применения темы;
воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе;
воспитывать у учащихся стремление к реализации себя в обществе.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Формы работы:
Объяснение нового материала – фронтальная работа
Практическая работа – индивидуальная работа.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Представьте себя в роли директора нашей школы. Смогли бы вы упомнить все сведения об успеваемости учащихся, общественной работе, поведении учеников. А домашний адрес, место работы родителей, состояние здоровья каждого ученика и т. д. Такая рутинная работа преследует каждого руководителя большого коллектива.
Кто из вас знает, а как раньше хранились данные о сотрудниках некоторого коллектива? (В картотеках: в виде выдвижных ящиков, где в алфавитном порядке стояли личные дела сотрудников).
С появлением компьютеров люди стали задумываться, а как бы занести в память компьютера данные и потом с ними работать (осуществлять поиск, дополнять и изменять сведения). Так были созданы специальные программы, которые позволяли осуществить все эти операции. Они получили название – информационно-поисковые системы. Сейчас они применяются во всех отраслях человеческой деятельности: в банках, магазинах, библиотеках и т.д. На уроке рассмотрим понятие информационно-поисковой системы, базы данных, основные элементы и виды баз данных, познакомимся с одной из систем управления базами данных – MicrosoftAccess.
II. Теоретическая часть.
Рассмотрим с вами ситуацию с руководителем большого коллектива. Каждый из вас, кто посещает библиотеку, знает, как приходится порой долго искать в каталоге необходимую книгу, особенно, если не знаешь точно название книги и автора.
Приведенные мной ситуации имеют много общего: в большом количестве данных мы ищем ту информацию, которая необходима в данный момент. В обеих ситуациях речь фактически идет о множестве однотипных объектов. Для каждого из этих объектов существенными являются значения лишь некоторых признаков.
Что вы считаете для учеников признаками? (Рост, фамилия, имя, отчество, адрес местожительства, год рождения и т. д.)
Для каждого ученика мы можем конкретизировать наши признаки и будем получать значения признаков.
Итак, поиск информации можно поручить компьютеру. Для этого были созданы программы – информационно-поисковые системы.
Информационно-поисковая система – это система, где хранится информация, из которой по требованию пользователя выдается нужная информация, поиск которой осуществляется либо вручную, либо автоматически.
Информационно-поисковая система состоит из двух частей:
большая, специально организованная совокупность данных (она называется базой данных);
программа, позволяющая оперировать этими данными (СУБД – система управления базой данных).
В настоящее время в мире создано сотни тысяч информационно-поисковых систем. Они применяются в банках, в библиотеках, в больницах, в институтах, в магазинах и т. д. Некоторые информационно-поисковые системы объединяются в крупные, централизованные информационно-поисковые системы, и называются банками данных.
Схема №1.
Банки данных
компоненты
СУБД
База
данных
организация
Иерархические Сетевые Реляционные
Задание. Ниже приведена некоторая совокупность данных. Какую полезную для вас информацию вы можете извлечь из нее?
1, 3, 5; ТУ-154; Тюмень; 4, 7; Москва; 8-40; АН-24; Ижевск; 16-20; ТУ-134;320; 308; 3107; 17-35; 1, 3, 5, 7.
– В этой совокупности данных, конечно, можно понять, что речь идет о вылетах самолетов, но в какой день, в какое время и т. д. узнать невозможно. Если же эти данные структурировать, то получим полную информацию о вылетах самолетов.
Таблица №1.
Аэропорт назначения | Номер рейса | Тип самолета | Дни отправления | Время Отправления |
Москва | 320 | ТУ-154 | 1,3,5 | 16-20 |
Ижевск | 308 | АН-24 | 4,7 | 17-35 |
Тюмень | 3107 | Ту-134 | 1,3,5,7 | 8-40 |
– Данная структура имеет форму прямоугольной таблицы. База данных, поддерживающая такой вид структуры, называется реляционной. Каждая строка этой таблицы есть совокупность значений признаков, относящихся к конкретному объекту. Такую строку называют записью, а столбцы – полями записи.
Прямоугольная таблица – одна из возможных представлений структуры данных.
Схема №2.
институт
Химический факультет
Физический факультет
Биологический факультет
Кафедра неорганической химии
Кафедра
органической
химии
Кафедра
анатомии
Кафедра ботаники
Кафедра общей физики
Кафедра
зоологии
Кафедра теоретической физики
Кафедра экспериментальной физики
На схеме № 2 представлен другой вид структурированной информации. Отображена информация о структуре института.
Дерево на этой схеме содержит три типа объектов: институт, факультет, кафедра. Каждый из этих объектов также описывается своими признаками, например: институт (название, адрес, ректор); факультет (название, количество студентов, декан); кафедра (название, количество преподавателей, заведующий кафедрой).
База данных, поддерживающая структуру в виде дерева называется иерархической.
– Третья разновидность структуры данных называется сетью.
Схема №3.
Ученик 1
Ученик 2
Ученик 3
Ученик 4
Факультатив 3
Факультатив 2
Факультатив 1
Проиллюстрировано, на каких факультативах занимаются ученики.
База данных, поддерживающая структуру данных в виде сети, называется сетевой.
Таким образом, существуют три вида структуры данных: реляционная, иерархическая, сетевая.
БД классифицируются: по характеру хранимой информации, по способу хранения данных, по структуре организации данных
по характеру хранимой информации
фактографические (краткая информация в одном формате: картотека)
документальная (всевозможные документы – тексты, графика, видео, звук и т. д.: архив)
по способу хранения данных
централизованные (вся информация хранится на одном компьютере – на сервере)
распределенные (информация хранится в локальной или глобальной сети)
по структуре организации данных
реляционная – табличная (используется наиболее часто и является универсальным)
иерархическая
сетевая.
– Итак, в настоящее уже время в больших магазинах, в аптеках и т. д. вся необходимая информация представлена в базах данных, что помогает быстрому поиску нужной информации. Но для того чтобы воспользоваться информацией, заложенной в компьютере, необходимо не только представлять, как это происходит, но и научиться это делать самому, то есть создавать базу данных, осуществлять поиск информации, заменять и дополнять различные сведения.
Любая система данных может быть отражена с помощью таблиц. Простейшая реляционная БД содержит одну таблицу, более сложная может состоять из множества взаимосвязанных таблиц.
III. Практическая работа №1
– Сегодня на уроке начнем ознакомление с процессом создания баз данных на примере системы управления базами данных MicrosoftAccess (реляционной базы данных). Представим, что каждый из вас является завучем, которому необходимо собрать все данные об учащихся, обучающихся в нашей школе и занести все данные в компьютер.
– Строить мы будем в следующей последовательности
Построение структуры данных по следующей последовательности:
Определяются объекты описания;
Определяются признаки этих объектов;
Выбирается тип структуры, отображающий связи между объектами (таблицы, деревья, сети);
Строится конкретный экземпляр структуры.
Ход работы
После того как загрузилась программа, компьютер предлагает Создать базу данных, Открыть уже ранее созданные базы данных. Мы выбираем Создать новую.
Далее компьютер предлагает дать название вашей базе данных (назовем своей фамилией и именем), после этого клавиша Создать.
В диалоговом окне предлагаются варианты построения: Построение таблицы в режиме конструктора, Построение таблицы с помощью мастера, Построение таблицы путем ввода данных (о каждом варианте учитель сообщает его суть). Мы выбираем Построение таблицы с помощью конструктора.
В диалоговом окне Новая таблица выбираем подменю Конструктор. Появляется окно, в котором заносятся признаки наших объектов и типы данных, то есть мы строим макет таблицы.
Далее сохраняем эту таблицу под названием Классы и закрываем ее нажатием на крестик в верхнем правом углу окна.
В диалоговом окне базы данных появится название вашей таблицы, двойным щелчком открываем эту таблицу. Предлагается макет таблицы и здесь вы уже можете вносить значения определенных нами признаков предложенного набора объектов.
VI. Подведение итогов урока
Повторение изученного материала.
Информационно-поисковая система.
База данных, система управления базой данных.
Банк данных.
Реляционная база данных.
Запись.
Поле записей.
Иерархическая база данных.
Сетевая база данных.