Занятие по внеурочной деятельности 6 класс
Тема: Белая гладь
Цели: познакомить учащихся с вышивкой в технике белая гладь, ее элементами, мотивами вышивки; учить выполнять вышивку в технике белая гладь; развивать эстетический вкус, аккуратность, воспитывать интерес к народному творчеству.
Оборудование: образцы изделий выполненных в технике белой глади, нитки мулине, пяльцы, ткань, копировальная бумага, калька, карандаш, наперсток.
Словарь: белая гладь.
Ход занятия
I.Организация занятия.
1.Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к занятию.
II.Сообщение темы занятия.
Учитель. Белая гладь… Ну, казалось бы, что может быть интересного и эффектного в одноцветной вышивке? Но, познакомившись сегодня на занятии с этим видом вышивки, вы убедитесь, как красиво и выразительно выглядят изделия, вышитые белой гладью. Вам предстоит освоить незамысловатый набор элементов белой глади – листики, горошинки, цветки и так далее, из которых вы можете создать множество вариантов узоров.
III.Повторение пройденного материала.
Опрос учащихся по вопросам:
1.Перечислите элементы вышивки, характерные для Владимирского шитья
2.Какие цвета являются основными во Владимирском шитье.
3.Какими нитками и на какой ткани выполняют вышивку в технике Владимирского шитья.
4.Какие мотивы характерны для Владимирского шитья.
IV.Изучение нового материала.
1.Объяснение учителя.
1)Белая гладь как один из видов вышивки.
Белая гладь в прошлом была распространена на территории Ивановской области (поселок Холуй), где она развивается и по сей день. Но и мастерицы Мстеры достигли большого разнообразия, как в самих приемах вышивки, так и в характере оформления изделий. Поражает тонкость, изящество и ювелирность белой глади, выполняемой в прошлом и сейчас. Эта вышивка украшала и одежду и предметы быта. До наших дней сохранились покрывала, накидки на подушки с вышивкой в виде букетов и цветочных гирлянд.
Вышивка белой гладью отличается тонкостью технического выполнения и выразительностью узоров, в которых цветы и листья образуют гирлянды, венки, веточки, букеты. Белая гладь может служить прекрасным украшением блузки, воротничка, ночной сорочки, салфетки и других изделий. Выполняется она чаще всего белыми нитками на белой ткани (отсюда ее название). Наиболее красиво вышивка смотрится на тонких тканях (батистах, крепдешине, шелковом полотне).
2)Элементы белой глади и техника их вышивания.
Белая гладь имеет много разновидностей. Основной прием этой вышивки –двухсторонняя гладь. Её выполняют тесно прилегающими друг к другу стежками, располагая по форме мотива, как с лицевой, так и с изнаночной стороны ткани. Выполняют гладь нитками мулине (в 1-2 сложения) тонкой иглой с маленьким ушком. Чтобы гладь получилась выпуклой, предварительно можно сделать настил из тех же ниток, располагая стежки его в направлении, противоположном направлению стежков глади.
В выполнении узоров применяют различные виды ажурных сеток, стяги, дырочки, узелки, россыпь, подкладной шов или восьмерку, детали в виде кружочков, усиков и др.
Переходы от выпуклой, рельефной поверхности гладьевых стежков к прозрачным разделкам в самой ткани придают вышивке, выполненной в одном цвете, особую декоративность, красоту.
Детали узоров в форме кружочков – пышечки – вышивают гладью с настилом. Для этого контур кружочка обшивают швом вперед иголку, делают настил и выполняют гладьевые стежки.
Детали узоров и способы их вышивания
Вышивка гладью с настилом
Гладью с настилом вышивают цветы, листья, стебли. На рисунках показано, как вышивают, цветы с настилом. Сначала цветок обшивают по контуру швом вперед иголку, делают настил, располагая стежки по кругу и вдоль контура, а затем сверху кладут гладьевые стежки вдоль лепестков. Если цветок состоит из отдельных лепестков, то их вышивают последовательно один за другим, располагая гладьевые стежки поперек лепестков.
При вышивании мелких листочков гладьевые стежки кладут в прямом или косом направлении. Более крупные листочки вышивают гладью и россыпью или узелками.
Листочек на две- три длины может быть разделен пополам (“лист раскол”). Сделав настил по длине листочка и два параллельных стежка посередине его, начинают выполнение гладьевых стежков с верхней части листка. Дойдя до места раскола, вышивают сначала одну сторону, затем другую, вкалывая иглу между параллельными стежками и выводя на линии контура листка. Россыпь выполняют мелкими стежками швом за иголку. Стежки шва россыпь или узелки располагают параллельными, плотно прилегающими друг к другу рядами, заполняя всю половину листочка. Край такого листочка обшивают гладьевым валиком.
В белой глади встречаются мотивы, выполненные дырочками и прорезной гладью. Маленькую дырочку обшивают по контуру швом вперёд иголку и прокалывают ткань внутри контура деревянной, костяной или пластмассовой палочкой с заостренным концом. Затем плотно прилегающими друг к другу стежками обшивают край дырочки.
Получается узкий гладьевой валик. Дырочки большего размера обшивают после того, как ткань внутрь контура будет разрезана острыми ножницами в двух направлениях: по вертикали и горизонтали (прорезная гладь). Прорезной гладью выполняются и листья удлиненной формы.
Сердцевины цветов выполняют швом, который называется стяги. В основном их выполняют на тонких тканях с полотняным переплетением.
Прозрачные узоры в самой ткани получается от стягивания нитей в различных направлениях: по горизонтали и вертикали или диагонали. Прежде чем выполнить узор стягов на плотной ткани, часть нитей по углу и основе подрезают и выдергивают.
Детали узора можно выполнить также подкладным швом. Стежки шва за иголку располагают поочередно то на одной, то на другой стороне по контуру рисунка. Переходы от стежка к стежку ложатся на изнаночной стороне ткани, переплетаясь в виде восьмерки. Элементы рисунка , выполненные подкладным швом на тонкой ткани , придают вышивке рельефность .
Край воротника, салфетки, выреза и рукавов на сорочке часто обшивают петельным швом в виде фестов. Сначала по контуру узора прокладывают шов вперед иголку, делают небольшой настил , располагают стежки вдоль контура и выполняют петельный шов . Лишнюю ткань обрезают острыми ножницами после того , как изделия будет выстирано и выглажено.
2. Рассматривание образцов изделий, вышитых в технике владимирского шитья и белой глади.
Беседа по вопросам.
Что общего в этих двух видах вышивки?
В чем у них различие?
Есть ли в этих вышивках одинаковые элементы? Если есть, то одинаковая ли у них техника выполнения?
V.Демонстрация приемов выполнения вышивки в техники белой глади.
Учитель показывают технику выполнения отдельных элементов белой глади, обращая внимание на то, что, несмотря на множествоэлементов , порядок их выполнения : обшивание контура прямыми стежками , прокладывание настила и вышивание в направлении противоположном настилу.
VI. Практическая работа.
Задание: Изучить по инструкционной карте порядок выполнения практической работы.
Задание 2: Выполнить элементы белой глади (“пышечки “, “листики”, “дырочки “) на образце.
Задание 3: Выполнить вышивку в технике белой глади. Целевые обходы учителя:
Контроль правильности выполнения приемов работы.
Контроль соблюдения правил безопасной работы.
Помощь учащимся, испытывающим затруднения.
Контроль объема и качества выполненной работы.
Физкультминутка
Исходное положение – сидя на стуле. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова не подвижна). 8 – 12 раз.
Исходное положение – сидя на стуле.Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8-10 раз.
Исходное положение – сидя на стуле. Круговые движения глазами в одном и за тем в другом направлении. 4-6 раз.
Исходное положение – сидя на стуле. Выполнить частые моргания в течение 15-30 сек.
VII. Подведении итогов занятия.
Выставка работ учащихся.
Анализ занятия.
Целью нашего занятия было освоение вами технике вышивания белой гладью исполнение в этой технике небольшого рисунка. Выставленные работы показывают, что большинство из вас отлично справились с заданием. Особенно нежны и выразительны узоры, выполненные с использованием прорезной глади. Совершенствуйте технику вышивания и вы сможете создавать неповторяемые, эксклюзивные изделия.
VIII. Использованная литература.
А. Л. Грекулова Популярная энциклопедия рукоделия, 1992 год.