СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бензол и его гомологи

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

создание условий для изучения строения, свойств, получения аренов.

Просмотр содержимого документа
«Бензол и его гомологи»

План урока №11 по химии в 10 «А» классе.

Преподаватель: Гурьянова Ольга Федоровна.

Присутствовали: Рейнке Н.С, Андреева Л.С.

Дата проведения: 28 ноября 2019г.

Тема урока: «Бензол и его гомологи».

Вид урока: Комбинированный урок.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Современные образовательные технологии:

технология коллективного обучения, технология развивающего обучения

( по Л.С. Выготскому). Здоровье сберегающие технологии.

Формы работы: рассказ (беседа), самостоятельная работа с учебником, тестирование.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная
Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, деятельностный, проблемный.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник, раздаточный материал

Основные понятия: арены, формула Кекуле, бензол, гомологи бензола.
Основные учебные вопросы:
Определение понятий «ароматические углеводороды -…»Строение, номенклатура и изомерия аренов
Цель урока: создание условий для изучения строения, свойств, получения и применения ароматических углеводородов на примере бензола.
Задачи. 
обучающие: 
способствовать усвоению учащимися знаний о строении, свойствах, получении, применении ароматических углеводородов
развивающие: 
продолжить формирование информационных умений через организацию работы с текстом учебника, инструкциями, дидактическими материалами,
продолжить развитие интеллектуальных умений сравнивать, обобщать, делать выводы
воспитательные: 
формировать коммуникативные качества учащихся через организацию групповой работы на уроке
создать условия для развития познавательного интереса учащихся к предмету.
Развивать у учащихся мышление, умение объяснять особенности строения бензола, составлять структурные, молекулярные и электронные формулы изомеров и называть их . Воспитывать ответственное отношение к изучению материала, запоминанию.





Оборудование:

  • Таблица «Классификация органических соединений по строению углеродного скелета и по кратности связи»,

  • Таблица «Строение молекулы бензола»

  • Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева,

  • Дидактические карточки.

Ход урока

1. Организационный период. Приветствие с учащимися.

2. Проверка домашнего задания.

Работа у доски.

1 задание. Написать уравнения химических реакции получения в лаборатории.

2 задание. Написать структурные формулы и названия углеводородов С2Н2, С3Н4, С4Н6.

3 задание. Написать уравнение реакции тримеризации (реакция Зенина).

Работа с места по дидактическим карточкам.

Карточка №1.сосотавьте конспект ответа, характеризующего ацетилен и пропин.

Карточка №2. Составьте уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: СаСО3 → СаС2→ СН≡СН →СН3−СОН.

Карточка №3.Решить задачу: «Сколько ацетилена (по объему) можно получить при взаимодействии 51,2 кг карбида кальция с водой, если выход ацетилена составляет 84% по сравнению с теоретическим?»

Фронтальный опрос.

  1. Как на основе экспериментальных данных были определены молекулярная и структурная формулы ацетилена?

  2. Какие вещества относятся к углеводородам ряда ацетилена?

  3. Какие закономерности наблюдаются в изменении физических свойств углеводородов ряда ацетилена?

  4. Где применяют ацетилен?

  5. Чем отличаются по химическим свойствам углеводороды ряда ацетилена от предельных и этиленовых углеводородов?

Химическая разминка

1. Работа с карточками «Назови углеводороды»

2. Игра «изомеры углеводородов»- учащимся раздают карточки с изомерами углеводородов, они должны назвать этого соединения.


Ориентировочно-мотивационный момент.

Сообщаю цель, задачи урока, его план, основные понятия, которые должны запомнить учащиеся.

План изучение новой темы.

  • Ароматические углеводороды (арены)

  • Строение молекулы ароматических углеводородов.

  • Изомерия и получение бензола.

  • Получение.


  • Рассказ учителя. Бензол и его гомологи. Простейшим представителем ароматических углеводородов является – бензол. (на доске написать молекулярную, структурную и электронную формулу бензола). Вопрос учащимся: какие виды химических формул вам известны? Ответ: молекулярные, структурные, электронные. Структурная формула – это язык органический химии.

Молекулы ароматических УВ имеют циклическое строение. Некоторые их них обладают приятным запахом. Поэтому у них сохранилось исторические название – ароматические УВ. По международной номенклатуре их называют аренами.

3. Строение молекулы бензола. Молекулярная формула бензола С6Н6. Работа с демонстрационной таблицей «Строение молекулы бензола».

  • Работа с учебником. Определение ароматических углеводородов. Стр. 59.

  • Физминутка:вращение головы, шеи, рук в плечевых и локтевых суставах.

4. Изомерия и номенклатура. При замещении в молекуле бензола водородных атомов различными радикалами образуются гомологи бензола. Работа с учебником по таблице 24, стр 138.

Для ароматических углеводородов характерны

1. изомерия углеродного скелета

2. изомерия положения заместителя

3. изомерия заместителей.

Обучающиеся с помощью учебника находят и записывают в рабочие тетради примеры данных видов изомерии.

4. Получение. Важнейшими источниками ароматических УВ являются каменноугольная смола и газы, образующиеся при коксовании углей и перегонке нефти. Русский ученый Н. Д. Зелинский доказал, что бензол можно получить из циклогексана, выделяемого из некоторых сортов нефти:

  • Закрепление изученного материала: написать на доске следующих веществ: 1,4- диметилбензол, 2,5- диметилбензол, 3,5- диметил бензол (мета-ксилол).

  • Тест.

  • Итоги урока. Учитель просит закончить фразы:

  • Сегодня я узнал на уроке...

  • Мне было интересно...

  • Я справился...

  • Мне было трудно...

  • Я смог...

  • Оценки.































































Анализ урока химии 


Класс: 10 «А». Учитель: Гурьянова О.Ф.
Тема урока: Бензол и его гомологи.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления
Структура урока включает в себя следующие элементы:
Организационный момент
Актуализация знаний
Определение степени усвоения материала
Мотивация
Изучения новых знаний и способов деятельности
Знакомство с планом
Целепологание
История
Первичное закрепление изученного материала
Рефлексия
Итог урока

Преподавание химии в 10 кл ведется 1 ч в неделю. Данный урок является 11 по счету в разделе «Углеводороды». По теме ароматические углеводороды запланирован еще один урок. Урок соответствует планированию.

Формы работы: рассказ (беседа), самостоятельная работа с учебником, тестирование.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная
Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, деятельностный, проблемный.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник, раздаточный материал.

Основные понятия: арены, формула Кекуле, бензол.
Основные учебные вопросы:
определение понятий «ароматические углеводороды -…» строение, номенклатура и изомерия аренов.
Цель урока: создание условий для изучения строения, свойств, получения и применения ароматических углеводородов на примере бензола.
Задачи: 
обучающие: 
способствовать усвоению учащимися знаний о строении, свойствах, получении, применении ароматических углеводородов
развивающие: 
продолжить формирование информационных умений через организацию работы с текстом учебника, инструкциями, дидактическими материалами,
продолжить развитие интеллектуальных умений сравнивать, обобщать, делать выводы
воспитательные: 
формировать коммуникативные качества учащихся через организацию групповой работы на уроке
создать условия для развития познавательного интереса учащихся к предмету.

Цели соответствуют требованиям программы, охватывают все содержание урока. 
Организационная часть заключалась в проверке наличия учащихся на уроке, наличия необходимых принадлежностей, готовности учебного кабинета к занятию. 
Проверка знаний предполагала выявление и оценку путем тестирования 
уровня знаний пройденного ранее материала; 
выполнения ими домашнего задания; 
подготовки учащихся к восприятию нового материала. 
Изучение нового материала включало элементы ФГОС: начинается с наводящих вопросов, подведение учащихся к самостоятельному формулированию новой темы, определению цели урока. При изучении новой темы упор делался на имеющиеся у учащихся знания и умения.
Закрепление материала проведено в форме тестирования, а также в виде самостоятельной работы учащихся - работа у доски и в тетрадях. Закрепление материала позволило выяснить, что обучающиеся успешно усвоили определение аренов, справились с помощью учителя при составлении структурных формул аренов, решали расчетные задачи. До конца не усвоенными остались вопросы номенклатуры гомологов бензола

Был дан подробный инструктаж для работы самостоятельно, поскольку домашних заданий нет. Цель его - закрепить знания учащихся путем самостоятельной работы.
На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Все этапы урока логически связаны между собой. При работе над основной темой урока использовались следующие методы обучения: частично-поисковый, наглядный, деятельностный, проблемный, объяснительно – иллюстративный.
Способы: работа с учебной литературой, дидактическим материалом, работа у доски,.
Оптимальная работоспособность учащихся на уроке достигалась путём чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока и спокойной доброжелательной обстановкой. Всё это обеспечило предупреждение перегрузки учащихся.

Работа проходила в сотрудничестве с учителем. Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому, рационально использовалось время на уроке.
В целом урок прошел успешно, проведена рефлексия в конце урока. План урока и его цели были реализованы полностью.





Зав. отделением №2: Рейнке Н.С.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!