Внеклассное мероприятие
«Берегите воду»
Цель: рассмотреть значение воды в природе и в жизни человека, выделить экологические проблемы и способы охраны воды, развивать речь, внимание, воспитывать бережное отношение к воде, к водоёмам, экономить пресную воду.
Оборудование: плакаты, музыкальные записи, пословицы, высказывания о воде.
Звучит мелодия, которая напоминает шум моря.
Учитель: Безбрежная ширь океана,
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана-
Всё это – только вода.
Высокие гребни вздымая,
Бушует морская волна
И топит, как будто играя,
Большие морские суда.
И в кружева будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности - только вода.
Наша сегодняшняя встреча посвящена проблемам сбережения и экономии воды Там, где вода, там и жизнь. С водой человек встречается с первых дней жизни. Слово вода, входит в жизнь человека с раннего детства. Всем известно, что жизнь на нашей планете началась в воде. Благодаря повседневному обращению с водой мы так привыкли к ней, и к разнообразным проявлениям в природе, что часто не замечаем отличительных свойств воды. Многие, привычные нам явления природы, связаны именно с особенностями воды. Химическое вещество – вода всем хорошо известна, и на первый взгляд, кажется, что в этом веществе нет ничего интересного. Однако, если более детально изучить свойства воды, то вы узнаете много интересного.
УЧЕНИК: Вода - наиболее распространенное соединение на Земле. Она легко растворяет минеральные соли, живые организмы вместе с ней получают питательные вещества. Вода редко бывает чистою. В водах Мирового океана в растворенном состоянии находится 80 млрд тонн йода, 164 млрд тонн серебра, 8 млрд т золота. Сокровища океана практически безграничны.
Учитель: Вы слыхали о воде? Говорят, она везде.
1 капелька: В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
2 капелька: Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся
Средь высоких стройных елей.
Рушится потоком селей
3 капелька: На плите у нас кипит
Паром чайника шипит
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Капельки вместе: Без меня вам не умыться
Не наесться, ни напиться!
Учитель: Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить!
Там, где есть жизнь, всегда есть вода. Жизнь без воды не возможна. Какое бы животное или растение мы не взяли- вода в них одна из главных составных частей. Обитатели водоёмов содержат в себе больше воды, чем жители суши. В теле рыб, например, до 70% воды, а в медузе - больше 95%. В травянистых растениях суши процент воды доходит до 85.
( На доске нарисована схема) Вода – важное для организма вещество:
На 1 кг тела коровы - 600 г воды
Утки – 700гр воды
У медузы на 100 г тела - 99 г воды
Роль воды в организме:
1 ученик: Питательные вещества попадают в кровь через стенки пищеварительного канала. Через эти стенки могут проникать только вещества, растворённые в воде. Если бы сахар не растворился в слюне и в желудочном соке, он не попал бы в кровь. Кровь, состоящая на 4\5 из воды, разносит питательные вещества по всему организму. Таким образом, вода нужна нашему организму - как растворитель питательных веществ. Вода регулирует температуру нашего тела ( благодаря потовым железам)
Учитель: Потребность в воде у различных животных не одинакова. Некоторым нужно очень малое количество воды, а другим -много. Например, амбарный долгоносик проводит жизнь в сухом ссыпанном зерне, где влаги 12%. Иное дело тля. Она питается соками растений. Чтобы получить большое количество пищи, она должна пропустить через свой организм большую массу воды.
Каждый организм может потерять только вполне определённую часть содержащейся в нем воды. У человека потеря 10 % воды вызывает ряд расстройств, а потеря 20% воды – смерть.
Ученик: Тысячу лет может лежать в сухой земле зерно, но как только его коснется капелька воды- оно оживает. Человек на 68% состоит из воды. Вода – обязательный компонент каждой живой клетки, без воды человек может прожить только три дня. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человеку нужно выпивать в сутки 2 -2,5л воды.
Учитель: Как замечательно говорили о воде великие люди! Аксаков назвал её красой природы. Менделеев - кровью природы.
Человек как – нибудь обойдётся без алмазов, золота, изобретёт новые двигатели, но без воды жить не сможет. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, источником плодородия.
Известный французский писатель - лётчик Антуан – де Сент- Экзюпери, самолёт которого потерпел аварию в пустыне писал так: « Вода!... У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете….»
Ребята! Давайте вместе прочитаем высказывания о воде великих людей.
Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле.
( Леонардо да Винчи)
Капля воды – дороже золота. ( Д.И.Менделеев)
Нет на Земле напитка лучше, чем стакан холодной, чистой воды. ( В. Песков)
Объясните данные высказывания. О чем они?
Ребята подготовили пословицы о воде.
-Вода –мать, а без матери не проживёшь.( китайская пословица)
- Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец. ( Английская)
- Капля за каплей, образуется озеро, а перестанет капать - образуется пустыня. ( Узбекская)
- Не плюй в колодец, придется напиться. (Русская)
- Без росы и трава не растет.
Учитель: Если быстро раскрутить глобус, то покажется, что он одноцветный, голубой. Что изображено голубым цветом? ( моря и океаны).
Стихотворение
Ученик: Спросил на днях малыш сосед
Из струйки льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ:
-из далека, из океана!
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилася поляна.
- откуда ты?- спросил росу.
-из далека, из океана!
На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- откуда ты? Ты кто такой ?
- и я дружок из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
и в слезинке, и в дождинке
и в росинке – нам откликнется всегда
Океанская вода!
Это полезно знать.
Хоть на земле воды много, однако, пресной воды всего 3% от всей и то её количество в основном находится в ледниках - Антарктиды. Самое крупное пресное озеро Европы - Ладожское. В озере Байкал, самом глубоком в мире, содержится пресной воды больше, чем во всех пресных озерах земного шара. На каждые 100 литров воды приходится 2 л пресной. Солёной воды в 50 раз больше, чем пресной.
Большое значение имеет качество питьевой воды.
« Человек выпивает 90% своих болезней» ,- сказал Луи Пастер еще в 18 веке.
На доске висит схема « Соотношение соленой и пресной воды»
Украина относится к маловодным странам. В некоторых регионах Украины (Крым, одесская, Николаевская, херсонская области) воды тоже не хватает. Её дают ограничено. Мы это наблюдаем в нашем селе.
Экологическая сказка « Жила - была река»
Итог мероприятия.
Как Мы можем экономить воду?
-Пользуясь водой из крана, держите его открытым не больше, чем нужно для дела
-Если вы увидели, что кто – то, из вашей семьи забыл закрыть кран, сделайте это сами.
-аккуратно пользуйтесь краном, если кран сломан, скажите об этом взрослым
Воду попусту не лей, дорожить водой умей
Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.
Исполнение песни : « Живи, родник»