СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Берегите воду!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Берегите воду!"»

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3


Тема: «Берегите воду!»

Цель: познакомить со значением воды в жизни человека.

Задачи:

Образовательные: уточнить и дополнить представления учащихся об огромной роли воды в быту и хозяйственной деятельности человека; расширить представления детей о значении воды в нашей жизни и экологических проблемах, связанных с водой;

Развивающие: развивать внимание, мышление, интеллектуальные умения (анализ), память, воображение, речь;

Воспитательные: способствовать воспитанию любви к природе, формирование понятия «экологическая проблема» и убеждения в необходимости охраны воды в природе.

Планируемые результаты:

Предметные: знать, почему и как нужно беречь воду; понимать способы экономного использования воды; знать правила поведения на воде.

Метапредметные :

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей; умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.

Коммуникативные: развивать умения работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: формулировать тему урока; искать и выделять необходимую информацию; адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи; рассуждать, доказывать.

Личностные: испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды; понимать свою роль в деле охраны окружающей среды; иметь представление о многообразие и целостности окружающего мира.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, листы бумаги и цветные карандаши, глобус.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы

Будем слушать рассуждать

И друг другу помогать.

II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

  • На прошлом уроке мы познакомились с удивительными превращениями воды, узнали о ее путешествиях. Сейчас проверим, что вы знаете о воде.

Тест (Взаимопроверка)

1. Прозрачный, бесцветный, не имеет запаха, плохо проводит тепло.

А) воздух; Б) огонь; В) лед.

2. Когда мы говорим “тепло”, “холодно” мы имеем в виду.

А) Вода ,налитая в стакан; Б) температура; В) одежда.

3. Вещества состоят из мельчайших, невидимых глазом.

А) тел; Б) камней; В) частиц.

4. Вода бывает.

А) 3 состояний; Б) 4 состояний; В) 2 состояний.

5. Прозрачная, бесцветная жидкость.

А) лимонад; Б) нефть; В) вода.

2. Работа со схемой «Круговорот воды в природе».

  • Почему воду называют “вечной путешественницей”?

  • Что произошло бы на Земле, если бы вода прекратила свое путешествие?

III. Самоопределение к деятельности

  • Ребята, я начну наш урок с очень интересной сказки, а вы послушайте её внимательно.

«Сказка о самом великом чуде на Земле »

Жил-был царь, и было у него три сына. Собрал как-то раз царь своих сыновей и велел им принести ЧУДО. Долго странствовали братья по свету в поиске настоящего чуда. Они побывали во многих странах, повидали много чудес. И наконец, они вернулись к батюшке - царю.  Старший сын принес золото, средний сын принес драгоценные камни, а младший сын принес обыкновенную воду.

  • Ребята, скажите, кто из братьев, по вашему мнению, удивил царя?  

  Представь, что моря и реки высохли до дна, и все сокровища, которое море таило от человека, предстали перед тобой. Сундуки с золотом, драгоценные камни, деньги тех времён – всё принадлежит тебе. Но вокруг нет ни капли пресной воды, и всё золото мира не нужно тебе. Стакан обыкновенной воды станет для тебя  дороже несметных богатств всего мира.

  • Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить и какие учебные задачи решать?

  • Откройте учебник на стр. 59 прочитайте тему урока: «Берегите воду!»

  • О чём будем говорить на уроке?

  • Почему надо охранять и беречь воду?

IV. Работа по теме урока

  1. Беседа

  • Возьмите листы бумаги и цветные карандаши. (работа в парах)

Нарисуйте круг. Представьте, что это планета Земля. Разделите его на 4 части. Закрасьте 3 части . Каким цветом? Голубым.Это вода. А оставшуюся часть закрасьте коричневым, зелёным цветом. Почему? Это суша.

  • Вывод: Воды на Земле больше.

  • Мы до того привыкли называть планету Землёй, что не задумываемся: а не сделал ли ошибку тот, кто первым придумал это название? А задуматься – стоит.

  • Какой же Земной шар, если Земли не более третьей части, а всё остальное вода. А если бы Землю можно было бы выпрямить, сделать её плоской как стол, то её и вообще не было видно, её скрыл бы под собой 150 метровый слой воды. Нашу планету правильней бы назвать не Землёй, а Водой. Или планетой Океан.

Физкультминутка.

Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем, 
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.

  1. Чтение сказки

Экологическая сказка Н.А. Рыжова “Жила-была река” (в сокращенном варианте)

Жила-была Река. Река очень любила путешествовать.

Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли березы и ели, как на ее родине, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Люди обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила и кормила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. В ней мыли машины, стирали белье. И никто не подумал, что Речка тоже живая. А она переживала: “Почему люди ко мне плохо относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни?”

Шло время. Люди еще больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

“Нет, – думает, – Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой”. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли березы и ели, где человек – редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов…Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга.

И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “Я знаю, почему от нас ушла Река и что нужно делать, чтобы вернуть ее …”

– Интересно, что же он ответил? Как бы ответили вы?

  1. Работа по учебнику.

  • Прочитайте текст на с. 59.

  • Сколько воды в день нужно человеку для разных нужд?

(Человек необходимо 20-50 литров воды в день).

  • Ребята представьте если это количество воды налить в литровые банки, то придется заставить всю комнату.

  • Почему нельзя пить воду из реки, озера, пруда?

( Воду нельзя пить из реки, озера, пруда, в ней могут быть вредные вещества и болезнетворные бактерии).

  • Прочитайте текст на странице 60-62.

Физминутка для глаз.

  • Как люди охраняют воду от загрязнения?

( Чтобы воду сохранить, люди стали строить очистные сооружения, и такие предприятия у которых нет сточных вод.)

  • Как каждый человек должен беречь воду?

( каждый человек не должен понапрасну тратить воду.)

V. Закрепление изученного материала

  1. Беседа о бережном отношении к воде.

  • Казалось бы, воды на Земле сколько угодно - океаны, моря покрывают большую часть поверхности планеты. Но не забывайте, что вода в океанах и морях солёная. А ведь людям, растениям, животным нужна пресная вода, которой на Земле не так уж много.

На каждые 100 литров воды приходится всего 2 литра пресной. Но не вся эта пресная вода может быть использована. Большая часть её находится в виде недоступных огромных ледников  Антарктиды. Они содержат 2/3 запасов питьевой воды, оставшаяся 1/3 часть содержится в реках и озёрах.
Ученые подсчитали, сколько воды в день тратит 1 человек. 

Для чего нужна вода

Расход воды в день

Умывание

10л.

Купание

40 л.

Приготовление пищи

5 л.

Мытье посуды

10л.

Стирка

15 л.

Мытье полов, окон

50 л

Полив цветов, огорода

100 л.

Итого

230 л.



– Итак, 1 человек тратит в день 230 литров воды. А одна семья из 4 человек тратит в день 920 литров воды, а сколько таких семей в деревне, в городе, в стране? А сколько воды потратят они? Трудно сосчитать.
Например: для того, чтобы получить 1 тонну стали, необходимо израсходовать 150 тонн воды, а для того, чтобы получить 1 тонну бумаги нужно 250 тонн воды.
А воды остается все меньше и меньше.

  1. Решение задач

Задача 1. За сутки человек теряет 12 стаканов воды. Сколько человек теряет воды за половину суток?

Задача 2. 1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?

Задача 3. В школе неисправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды вытекает за сутки?

  1. Работа по карточкам (работа в парах)

«Выбери правильный ответ»

1. Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего?

Воду или соль

2.Какая вода нужна людям?

Прозрачная или чистая

3.От чего загрязняется вода в реках и озерах?

От использования воды в быту или от слива без фильтрации сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм

4.Что используют на заводах и фабриках для очистки воды?

Фильтры или кислоты.

VI. Итог урока

  • Почему мы говорим, что вода находится в опасности?

  • Чем опасно загрязнения воды?

  • Как люди охраняют воду от загрязнения?

  • Как каждый человек должен беречь воду?

  • Давайте ответим на вопрос «Почему воду надо беречь и охранять»?

VII. Рефлексия.

Закончите предложения:

  • Сегодня я узнал …

  • Было интересно …

  • Урок меня научил быть …

  • После урока мне захотелось….

  • С какими чувствами вы уходите с урока?

  • На ваших партах лежат листочки. Нарисуйте капельку - смайлик, который отражает ваше отношение к уроку.

Домашнее задание Прочитать текст на с. 59-63, ответить на вопросы. Нарисовать рисунки по теме «Берегите воду!»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!