СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа для родителей: "Гиперактивный ребенок в школе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беседа для родителей "Гиперактивный ребёнок".

Просмотр содержимого документа
«Беседа для родителей: "Гиперактивный ребенок в школе".»


Каждый ребёнок индивидуален и требует определённого подхода. Учет индивидуальных особенностей ребёнка просто необходим. Знание свойств психики детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать приемами воспитательных воздействий.

В последнее время значительно возросло количество гиперактивных детей. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни.

Как же ведёт себя гиперактивный ребёнок? Чаще всего он находится в постоянном движении, не может себя контролировать,  даже если  устаёт, он продолжает двигаться, а, выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. Такие дети абсолютно не реагируют на запреты и ограничения. И в любых условиях, на перемене, на уроке, ведут себя одинаково активно. Часто провоцируют конфликты. Гиперактивные дети не умеют контролировать свою агрессию - дерутся, кусаются, толкаются, причем пускают в ход любые подручные средства: линейки, учебники, портфели, стулья…

Гиперактивность - это не болезнь, это небольшое отклонение от нормы, но при этом и махать на нее рукой, дескать, само пройдет, тоже не выход. Увы, может и не пройти. И тогда подросший ребенок начнет испытывать проблемы в школе, ему трудно строить отношения со сверстниками и старшими.

Понятие "гиперактивность" включает в себя следующие признаки:

- Ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается.

- Ребенок не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т. п.

- Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно.

- Ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным.

- Ребенок всегда нацелен на движение.

- Часто бывает болтливым.

Как же работать с такими детьми? Главное, нам взрослым, необходимо понять, что малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно его ругать, наказывать. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля.

Поэтому учителю, прежде всего, нужно научиться удерживаться от постоянных замечаний, постоянных попыток вмешаться в бурную деятельность такого ребёнка. Ведь нередко мы используем давление и контроль даже тогда, когда ребенок не делает ничего предосудительного, - действуем просто по привычке.

Научить ребенка управлять собой - наша первоочередная задача. Как же научить этому?

Контролировать свои эмоции помогают  "агрессивные" игры. Чтобы побороть  отрицательные эмоции, можно завести в классе «Мешочек злости». Обычный тканевый или бумажный мешочек. Воспользоваться этим мешочком может каждый желающий. Когда переполняет злость, ребёнок может взять  мешочек и крикнуть в него что есть мочи, выплёскивая всю скопившуюся злость. Или завести в классе «Стенку ярости», которую можно в любое время стукнуть, выплёскивая отрицательную энергию наружу. Детям нравиться рисовать свою злость на бумаге, рвать её на мелкие кусочки и выбрасывать.

Чтобы дети учились контролировать свои эмоции, можно завести в классе дерево настроения, на которое дети могли бы вешать яблоки разного цвета: красное – настроение замечательное, жёлтое – меня что-то беспокоит, чёрное – мне плохо. Причём за день дети могут несколько раз поменять яблоки, в зависимости от настроения.

Причиной повышенной возбудимости гиперактивных детей может быть недостаток физической активности. Поэтому на переменах постоянно необходимо организовывать подвижные игры, во время которых дети могут попрыгать, побегать. Естественно, учитель в это время не может отлучиться ни на минуту.

Как же организовать эту физическую активность на уроке? На помощь приходят физкультминутки. За урок их нужно делать не один раз, а от 3 до 5 раз. Физкультминутки должны быть разнообразными. Они должны включать не только привычные общеразвивающие упражнения по тексту стихотворения, но и  упражнения для формирования правильной  осанки; для укрепления зрения; релаксационные упражнения для мимики  лица; упражнения, направленные на выработку рационального дыхания; для развития межполушарного взаимодействия.

А главное, нужно помнить всегда, что гиперактивные дети  нуждаются в поддержке взрослых. Поэтому не забывайте хвалить детей  даже за малозаметные, но положительные сдвиги.  Необходимо помнить, что в наших силах сделать таких ребят более уравновешенными, менее вспыльчивыми, чтобы они не замкнулись в себе и жили не отдельной внутренней жизнью, а жизнью коллектива.


В педагогической практике к гиперактивности ребенка  некоторые
педагоги относятся как к заболеванию, а другие это рассматривают как недостаток воспитания.

Такому ребенку трудно концентрировать своё внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов. С большим энтузиазмом берётся за любое задание, но вскоре теряет к нему интерес. Его часто называют непоседливым ребенком.

Причиной синдрома дефицита внимания и гиперактивности являются особенности строения и функционирования головного мозга.

Факторы синдрома дефицита внимания и гиперактивности:
- генетический;
- поражение центральной нервной системы в перинатальном периоде.

Диагностические критерии гиперактивного ребенка:
      - чрезмерная активность
     - нарушения внимания
     - импульсивность

1. Чрезмерная активность:
-  постоянно бегает;
- постоянно ёрзает;
- проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается на стуле,
 бегает, забирается куда-либо);
- спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве;
- очень говорлив.

2. Нарушения внимания:
- непоследователен, ребенку трудно долго удерживать внимание;
- не слушает, когда к нему обращаются;
- с большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;
- испытывает трудности в организации;
- часто теряет вещи;
- избегает скучных и требующих умственных усилий заданий;
- часто бывает забывчив.

3. Импульсивность:
 - начинает отвечать, не дослушав вопрос;
- не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;
- не может дождаться вознаграждения (если между действиями и  
 вознаграждением есть пауза);
- при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень
  разные результаты.

Способы уменьшения проблем с вниманием   гиперактивных учеников:
- интересный захватывающий урок;

- использование компьютерных заданий (во время работы с учебными заданиями на компьютере проблем с вниманием почти не возникает);

- подбор заданий: меньше по объему и предлагать их по выбору или по очереди;

- индивидуальные занятия (внимание ребенка лучше при работе один на один);

- поощрять за внимательность и активность.

Базовый принцип в руководстве поведением гиперактивных детей:
желательное поведение должно сопровождаться сильными, частыми, немедленными поощрениями,
а нежелательное – такими же наказаниями

Патологические формы наказания (физическое насилие, эмоциональное отвержение, осуждение ребенка и др.) приносят больше вреда, чем пользы

Формы и методы работы с гиперактивными детьми:

- Поощрять ребенка.

- Использовать каждую возможность, чтобы применять на практике навык решения проблем.

- Быть образцом и моделью для ребенка в решении проблем.

- Помнить, что ребенку нужно много времени и практики, чтобы усвоить новый навык и хорошо овладеть им.

- Не отчаиваться из-за неудач.

Успеха Вам и Вашим ученикам!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!