Государственное казенное
общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Матвеево-Курганская специальная школа-интернат»
(ГКОУ РО Матвеево-Курганская школа-интернат)


Подготовила: Пономаренко С.В.
«Мы выбираем жизнь.»
Цель:Формирование жизнеустойчивых позиций у подростков.
Ход беседы.
-Здравствуйте! Ребята, я приглашаю вас на беседу. А для того, чтобы узнать тему беседы, я предлагаю посмотреть музыкальный ролик. Вслушайтесь в слова песни. Внимание на экран.
Ролик «О как прекрасно жить» в исполнении Виктора Шатецкого
- Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? (о жизни, о том, что прекрасно жить).
- Правильно, мы сегодня поговорим о нашей жизни и о том, что ЖИТЬ ПРЕКРАСНО!
И тема нашей беседы называется «Как прекрасен этот мир…»
Вступительное слово
- Наш разговор я бы хотела начать с высказывания Леонардо Да Винчи:
Помни, жизнь есть дар,
Великий дар,
И тот,
Кто ее не ценит,
Этого дара не заслуживает.
- Каждому из нас природа подарила бесценный дар – ЖИЗНЬ! Она создала все, чтобы человек был счастлив! Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас людей – сильных, красивых, разумных. Предлагаю прослушать песню в исполнении Самоцветов «Все, что в жизни есть у меня…»
Прослушивание песни Самоцветов «Все, что в жизни есть у меня…»
- Да, мир непрост, совсем непрост. Согласны ли вы со мной? (ответы учащихся).
Каждый человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного поступка. Но почему же некоторые люди губят свое здоровье? (ответы детей: горе, беда, злость, привлечь внимание, болезнь, нехватка денег, вина, страх, стыд и т.д.)
-Хорошо. А теперь давайте представим разные случаи, когда у Вас может быть было на душе плохо, а может быть обидно, горько.
Пути решения проблем при трудных жизненных ситуациях.
Рассматриваемые ситуации:
Алкоголизм родителей
Финансовые трудности
Необоснованные обвинения
Неразделенная любовь
Насилие со стороны взрослых
Отношение со сверстиниками
Пути решения:
Работа «Телефонов доверия»
Помощь профессиональных психологов, социологов
Поддержка друга
Помощь со стороны близких родственников
Помощь со стороны классного руководителя
- На нелегком пути взросления каждого могут подстерегать трудности и опасности. Каждый человек на протяжении своей жизни преодолевает множество преград. От ошибок никто не застрахован. Мы постоянно сталкиваемся со всевозможными проблемами, иной раз трудными, даже, казалось бы, неразрешимыми. И ошибиться тут не мудрено. Но почти любая ошибка – поправима. Потому что решение есть у любой проблемы, хотя его поиски порой отнимают много времени и сил, приносят массу огорчений. Но из любой ситуации есть выход!Ведь МИР ОКРАШЕН НЕ ТОЛЬКО В ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ТОНА! НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИ ОДНОЙ ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРОЙ МОЖНО БЫЛО БЫ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СВОЕГО БУДУЩЕГО! ЗАТО ЕСТЬ МНОГО ПРИЧИН ЭТОГО НЕ ДЕЛАТЬ.
Притча «Соломоново кольцо»
- Сегодня мы попытаемся вместе выработать принципы, которые будут нам помогать в трудных ситуациях.
Для этого давайте прослушаем притчу о кольце Соломона.
Жил на свете царь Соломон. Слыл мудрым и справедливым правителем. Но, несмотря на свою мудрость, часто сталкивался с жизненными трудностями, которые сильно ему досаждали. Решил как-то царь Соломон обратиться за советом к придворному мудрецу. «Посоветуй мне, как не подвергаться страстям — сказал царь, — Очень многое в жизни выводит меня из себя. Это мешает спокойно жить и наслаждаться жизнью».
Мудрец сказал: «Я помогу тебе. Возьми кольцо, на нем высечена фраза: «ЭТО ПРОЙДЕТ!» Когда злость, страх, сильный гнев или, наоборот, большая радость настигнут тебя, и ты потеряешь покой, посмотри на надпись на кольце, и она отрезвит твой ум. Это и будет спасением от раздирающих душу страстей!»
Прошло время. Соломон послушно следовал совету Мудреца, и жизнь обреласпокойствие. Но, однажды царь рассердился настолько сильно, что прочитанная надпись не только не успокоила, как обычно, но еще больше вывела из себя. И тогда царь сорвал кольцо с пальца и швырнул на землю. В гневе он хотел пнуть его ногой, когда впервые заметил на внутренней стороне кольца еще одну надпись. Он поднял кольцо с земли, присмотрелся внимательно и прочел: «И ЭТО ТОЖЕ ПРОЙДЕТ!»
-Как вы можете объяснить эту фразу «Все пройдет… Пройдет и это…»(ответы учащихся)
-Давайте попытаемся обобщить нашу мысль.
Любое событие в этом мире – временное, имеет начало и конец. Любое огорчение когда-то закончится или настолько смягчиться, что перестанет нас тяготить. Надо просто терпеливо дождаться. Впереди еще столько всего интересного! Столько радостей и удач! Глупо их лишаться из-за того, что сегодня на душе не сладко!
Смысл жизни
- Часто мы слышим о том, что надо легко жить, наслаждаясь жизнью. Ведь жизнь довольно приятная и человек хочет получить от жизни максимум удовольствия. В чем же заключается смысл жизни?
Учитель берет стакан и наполняет её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре. В конце спрашивает учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, полон. Тогда учитель высыпает в стакан маленькие камни, немного потрясет её. Естественно, маленькие камни занимают свободное место между большими камнями. Ещё раз учитель спрашивает у учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, полон. Тогда он берет коробку, наполненную песком, и насыпает его в стакан. Естественно, песок занимает полностью существующее свободное место и всё закрывает. Ещё раз учитель спрашивает у учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, и на этот раз однозначно, он полон.
- А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что стакан — это ваша жизнь. Большие камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, будущие ваши дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Маленькие камни — это вещи, которые лично для вас становятся важными: учеба, потом работа, мобильный телефон, компьютер, в дальнейшем дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи (повседневная суета). Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться маленькие и большие камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Поэтому обращайте внимания на важные вещи, находите время для ваших друзей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас еще будет время для всего остального. Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, а все остальное - это только песок.
Притча «Все в твоих руках»
- Давайте посмотрим еще одну притчу, которая называется «Все в твоих руках»
Чтение притчи «Все в твоих руках»
Жил один прозорливец. Люди со всей округи и даже из других городов приходили к нему за советом. И ни один из них не уходил безутешным. Слава о его мудрости разнеслась по всей стране.
Прослышал об этом один завистливый человек, позавидовал прозорливцу и думает:
— Дай-ка я над ним посмеюсь!
Поймал этот человек бабочку, меж сомкнутых ладоней посадил и к прозорливцу направился. Идет и про себя веселится:
— Скажу ему, мол, какая бабочка в руках моих — мертвая или живая. Скажет, что живая, так я ее в кулаке сожму. Скажет, что мертвая, так я ее и выпущу. Пришел человек к прозорливцу и говорит:
— Все тебе видно, все открыто. Скажи, мертвую бабочку я тебе принес или живую? Посмотрел на него прозорливец и говорит: — Все в руках твоих!
- Какую мысль мы можем извлечь из этого рассказа? (ответы учащихся)
Обсуждение выражения
- Ребята, а как вы понимаете это выражение «Смерть не имеет к нам отношения: пока мы живы, ее нет, когда есть она, то нет нас» (Эпикур)(обсуждение)
Упражнение капля
-Не столь страшен конфликт, как его последствия. Человек в таких ситуациях видит картинку как бы в перевернутом виде. Он полностью сосредоточен на своем обидчике, часто мысленно прокручивает одну и ту же ситуацию по нескольку раз.
Я вам предлагаю выполнить одну интересное упражнение. А называется она «Капля».
Упражнение «КАПЛЯ»
Цель: показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.
Ход упражнения: учитель каждому учащемуся кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле гуаши или туши.
Условие: каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии.
Анализ: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод:Не делать из мухи слона!
- Ребята, как вы думаете, что нужно делать дляснятие нервно - психологического напряжения (желательно, чтобы учащиеся вспомнили сами)
• спортивные занятия
• контрастный душ (баня)
• стирка белья
• скомкать газету и выбросить
• мытье посуды
• погулять на свежем воздухе
• послушать музыку
• посчитать зубы языком с внутренней стороны
• вдохнуть глубоко до 10 раз
• постараться переключиться на другую деятельность.
-Но если вы видите, что в нервно-психологическом напряжении пребывает ваш друг или подруга, постарайтесь отвлечь его от мрачных мыслей, вовлеките его в какую-нибудь деятельность и не выпускайте из поля зрения пока ситуация не изменится в лучшую сторону. Делать это нужно тактично, ненавязчиво.
Рефлексия
- Воспринимайте свою жизнь как единственную, неповторимую в этом мире!
Смотрите на жизнь только с хорошей стороны!
Уважайте свои достоинства! Радуйтесь своим успехам!
Любите свою ЖИЗНЬ!
Давайте подытожим. Что для вас смысл жизни? У вас на парте есть листочки с разными надписями. Главное, задумайтесь над этим вопросом, выберите правильный выбор и закрепите его на наших лучах СОЛНЫШКИ.
(работа в парах)
Итог беседы
Эпиграф беседы. (Озвучить) под песню «Как прекрасен этот мир»
Помни, жизнь есть дар,
Великий дар,
И тот,
Кто ее не ценит,
Этого дара не заслуживает.
Леонардо Да Винчи
- Любите жизнь! Цените каждую минуту! Радуйтесь жизни! Радуйтесь каждому солнечному дню, первому снегу, весеннему дождику, пению птиц. Не подвергайте себя малодушию и невежеству.
Будьте счастливы!