Школа № Дата ____________ _____________ _____________
Предмет урока: Русский язык Класс 12 ____________ _____________ _____________
| Тема урока: | Беседа о профессиях. Сложное предложение. |
| Цель урока: | стимулировать интерес учащихся к литературе, расширить и углубить их знания в области гуманитарных дисциплин, развить навыки работы в коллективе, развитие творческих способностей учащихся Воспитание любви к Президенту, к своей Родине, к родной природе. |
| Вид урока: | комбинированный |
Оборудование урока: | мультимедийный проектор, экран, компьютер. | |
Ход урока.
1. Организационный период урока:1) Приветствие; Дата; Проверка посещаемости и запись в журнале;
2) Проверка готовности учащихся к уроку и наличия учебных принадлежностей;
2. Проверка выполнения домашнего задания. Расскажите о простом предложении по таблице
Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.
1) Душная ночь. Будет гроза... Вон и блеснуло бледно и тревожно. 2) Ночь тихая, тихая. Снег рыхл. Где-то далеко в небе тянет весной. 3) Заморозки. Подсохло. Я вышел пройтись к речке. 4) Во всём мне хочется дойти до самой сути: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте. 5) Зима подходит к середине, дороги мокнут, с крыш течёт, и солнце греется на льдине.
3. Подведение итогов пройденной темы: Обобщение пройденной темы.
4. Объяснение новой темы: План урока:
1. О профессиях
2. Сложное предложение
3. Выполнение упражнений
К концу урока учащиеся будут знать:
какое предложение называется сложным
почему важно грамотно писать и говорить
как отличать сложные предложения
К концу урока учащиеся будут уметь:
- Распознавать сложные предложения
- грамотно оформлять на письме
Слово учителя. Работа с таблицей
Игра «Верно/ неверно» .
- ПП состоит из нескольких грамматических основ.
- На письме ПП в составе сложного разделяются запятой.
- СП состоит из одной грамматической основы.
- ПП в составе сложного соединяются при помощи запятой.
- СП состоит из двух или нескольких ПП.
- ПП в составе СП соединяются при помощи союзов.
- ПП в составе сложного обладает интонационной законченностью.
5. Закрепление. Прочитайте. Сравните предложения. Назовите грамматические основы
предложений. Спишите только СПП. Составьте их схемы.
1. Сельби с интересом читала книги, поступавшие в библиотеку.
Сельби с интересом читала книги, которые поступали в библиотеку.
2. Вылетевшая из-за кустов птица напугала нас.
Напугала нас птица, которая внезапно вылетела из-за кустов.
3. Выступающие на конференции приехали раньше остальных гостей.
Те, кто выступает на конференции, приехали раньше остальных гостей.
Записать в тетради. Записать предложения, выделить грамматические основы, нарисовать схемы предложений.
1. Я раскрыл книгу, и вдруг из нее посыпались на пол бабочки.
[ - =], и [ = -].
2. Мне было очень жаль их, потому что мой знакомый когда- то погубил их.
[ =], ( потому что - = ).
3. Поймал, запихнул в книжку и забыл.
[ =, = и =].
4.Бабочки не только красивы, но и полезны, потому что они опыляют растения.
[не только =, но и =], (потому что - =).
5. Не губите их!
[ =]!
6. Берегите удивительную радость природы, чтобы не погасла эта живая радуга.
[ =], ( чтобы = -).
Учитель: Какие союзы связывают простые предложения в составе сложного? (А, но, и….)
Задание 2. Определи предложение по его структуре.
1. [ - =, =, =].
2. [ - =], а [ = -].
3. [ - =], ( потому что = -).
4.[ - =], ( когда = -).
5. [ - =], и [ = -].
6.[ - =].
Задание. Вставьте слово вместо пропуска. генералов, которые сами абсолютно беспомощны, считают совершенно
естественным бездельничать, при этом помыкают другими, заставляют их
работать на себя.
повиновения, осуждая чрезмерную покорность и неистощимое терпение.
6.Задание на дом: Подчеркните грамматическую основу предложения
Одна за другой гаснут звезды, и от горизонта поднимается розовая полоска и разливается по всему небосклону.
Густой туман расстилается по земле, а высокая трава белеет ровной скатертью. Но вот пробежал ветерок, высоко в небо взлетел жаворонок и запел. И лес наполнился птичьим пением.
Я люблю слушать пение птиц ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья. Слушаешь их песню и замираешь от восторга!
7. Подведение итогов урока и оценка знаний учеников. 1) Обобщение; 2) Оценить знания учеников.
Подготовил учитель русского языка:
Примечание: _______________________________________________________
Завуч средней школы №