Тема: Реки Амурской области
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
подготовительной группе
Выполнила: воспитатель 1КК Пикалова Анна Викторовна
Тема: Беседа о реках Амурской области.
Лель: Воспитывать любовь к природе родного края, систематизировать и расширить знания о реках Амурской области, уточнить значение воды для жизни человека, развивать любознательность, стремление изучать и сохранять природу своей области, активизировать речевое общение детей.
Материал: иллюстрации, физическая карта.
Ход занятия:
Я бы ветры вдохнул твои с жаждою, .
Я бы выпил ручьи до глотка,
Я тропинку бы выходил каждую, - Да моя сторона велика.
Как посмотришь - не хватит и месяца Обойти и объехать ее.
Только в песне, да в сказке уместится Приамурье мое!
П Комаров
В: О чем стихотворение? ( о родине, Ам. Обл.)
В: Теперь отгадайте загадку:
Течет, течет - не вытечет.
Бежит, бежит - не выбежит. (река)
В: В нашей области много больших и малых рек, именно о них мы будем сегодня говорить.
В: Почему наша область называется Амурской? (находится рядом с Амуром)
В: Покажите его на карте.
Амур - одна из самых крупных рек не только области, но и страны. В горных районах он отличается быстрым течением, а в равнинной местности течет медленно.
Продолжить разговор нам поможет загадка:
Два братца в воду глядятся,
Век не сойдутся. (берега)
В: У каждой реки есть берега, и каждая река много лет течет по одному и тому же месту. Как называется это место? (русло)
В: Русло амура извилистое, многочисленны его притоки. Что мы называем притоком?
(впадающие реки)
В: Какие притоки Амура вы знаете? (Зея, Бурея, Архара, Завитая)
В: Все эти реки впадают в Амур, а куда он несет свои воды? (Охотское море)
Как называется это место? (устье) Покажите на карте.
В: А как вы думаете, дети, как люди попали на берега Амура? (приплыли на кораблях)
В: А зачем? (чтобы жить, строить города)
В: Какие города Приамурья вы знаете? (Хабаровск, Амурск, Николаевск, Комсомольск) (сопровождается показом иллюстраций и рассказом об особенностях каждого)
В: Почему люди строили свои города вблизи рек? (рыбу ловили, судоходство, использовали в быту и т.д.)
В: Как еще современные люди научились использовать реки? (строят электростанции)
В: На каких реках в нашей области построены электростанции? (Бурея, Зея)
В: За все то, что вы перечислили, выражая свое уважение к реке, люди в стихах и песнях называли Амур батюшкой.
А в другой песне есть слова: «У высоких берегов Амура часовые Родины стоят...»
О ком поется? (пограничниках)
В: Почему они охраняют берега Амура? (граница)
В: С какой страной? (Китай)
В: Амур - река пограничная, зорко охраняют пограничники восточные рубежи России.
В: Мы сегодня много сказали об Амуре, но забыли важный момент: откуда течет река, где ее начало? (слияние двух рек Шилки и Аргуни) Покажите на карте.
В: А с чего вообще начинается река? (с ручейка)
В: Как называется начало реки? (исток)
В: Меж болот из мелкого колодца
Ручеек, не умолкая, льется.
Неприметен чистый ручеек,
Не широк, не звонок, не глубок.
Перейдешь его через дощечку,
А глядишь - ручей разлился в речку.
Игра «Ручеек»
В: А теперь предлагаю вам разгадать кроссворд.
В стране крупнейшая река, но началась нес ручейка.
С двух рек она берет начало. Конечно, вы ее узнали. Амур.
Крупней притока у Амура нет, его мы знаем много лет. Зея.
В
На карте линия кривая, все знают это Завитая
Конечно помнит детвора приток Амура Архара.
Век от века не старея, с горы течет река Бурея.
устье Зеи славный город, он тебе и мне так дорог. (Благовещенск)