Беседа: Почему происходит смена дня и ночи?
Цель: дать представление о том, как происходит смена дня и ночи; учить детей отгадывать загадки, узнавать по описанию действий людей, часть суток.
Ход наблюдения
– Скажите, кто-нибудь из вас знает, почему на планете Земля светло? (утром встаёт солнце).
– Что такое солнце? Кто мне может сказать? (Солнце – ближайшая к Земле звезда).
– Что представляет собой Земля? (Земля — это планета Солнечной системы.)
– Давайте вспомним, с какой стороны света восходит солнце? (на востоке).
– Что такое восток? (сторона света).
– Какие стороны света вы знаете? (север, юг, восток и запад).
– Покажите, где солнце встаёт.
– В какой стороне света солнце заходит? (на западе).
– Что происходит, когда солнце заходит? (наступает ночь).
Как определить, что наступила ночь? (становится темно).
Физкультминутка.
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
(Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо так хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам всем
Весело живется.
(Хлопать в ладоши. Улыбаться)
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
Смена дня и ночи. Днем светло, а ночью темно. Почему так происходит? Почему день сменяется ночью?
Дети: Земля, вращаясь, отворачивается от Солнца.
– Рассмотрим изображение Солнечной системы. Кто знает названия этих планет? ( Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
– А запомнить названия и очередность планет вам лучше поможет «астрономическая считалка»:
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий - раз, Венера - два-с,
Три - Земля, четыре - Марс.
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, восьмой - Нептун,
Девять - дальше всех - Плутон.
Кто не видит - выйди вон.
– А на какой из планет Солнечной системы живем мы? Какую из девяти мы (люди) знаем лучше всех? (Земля).
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю отгадать загадку:
Ни начала, ни конца;
Ни затылка, ни лица;
Знают все, и млад и стар,
Что она большущий шар (Земля).
– А как вы думаете, влияет ли Солнце на нашу жизнь на земле? (влияет).
– Как влияет? (оно греет Землю).
– Солнце когда-нибудь отдыхает? (не отдыхает).
– Что делает Солнце ночью? Ведь мы его невидим (оно также греет Землю, но с другой стороны, с той которую мы не видим).
– Люди часто говорят про Солнце:
«Просыпается Солнышко»
«Взойдет солнце красное, прощай светел месяц»
«Солнышко садится — лентяй веселится; солнышко всходит — лентяй с ума сходит».
– А вы как думаете, Солнце движется? (нет).
– На самом деле Солнце никогда ни движется, оно находится на одном месте, и это видно на схематических изображениях Солнечной Системы. Оно как огромный, раскаленный шар излучает тепло и свет. Солнце никогда не отдыхает, оно вечный труженик. Всегда светит и всегда греет. На самом Солнце нет жизни, но оно дает жизнь людям, растениям, животным.
А вот наша планета Земля не стоит на месте, а все время вертится (демонстрируется глобус).
Наша милая планета
Ты, конечно, знаешь это
Каждый день и каждый год
Совершаешь оборот.
А с Земли при наблюденье
Создается впечатленье,
Что кружиться не она,
А все звезды и Луна.
– Земля имеет форму шара. Она постоянно вращается вокруг своей оси, как волчок, только очень медленно. А осью вокруг, которой вращается наша планета, называется воображаемая линия, проходящая от Северного полюса через центр Земли к Южному полюсу (показывает на глобусе). А вообще осью называется стержень, вокруг которого вращается тело. Вы можете увидеть ось в колесе велосипеда, в детской коляске, в игрушечном волчке и других предметах. А ось земли – это воображаемая линия. А у глобуса сделана настоящая металлическая ось.
– Земля вращается, но мы этого не замечаем, потому что, она вращается очень плавно, а вместе с ней вращаемся и мы, и все земные тела – моря, океаны, горы, леса и даже воздух окружающий землю. Полный оборот Земли вокруг своей оси происходит за сутки, или за 24 часа. Когда та часть Земли, на которой мы живем, повернута от света Солнца, у нас ночь. В то же время у людей, живущих на другой стороне Земного шара, день. И так день сменяет ночь, а ночь – день, потому что Земля вертится, поворачиваясь к Солнцу то одной, то другой стороной.
– Солнце восходит утром, когда твоя сторона Земли поворачивается к нему. И Солнце заходит вечером, когда твоя сторона Земли отворачивается от него.
Друг за дружкой чередой,
Мирно ходит брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра наоборот –
Спать немедленно зовет.
– А сейчас я вам предлагаю отправиться в космическое путешествие на ракете.
Пальчиковая гимнастика
Наши руки как цветочки,
Пальчики как лепесточки.
Солнце просыпается —
Цветочки раскрываются,
В темноте они опять
Будут очень крепко спать.
1–4 строчки – раскрываем ладони обеих рук и шевелим поочередно каждым пальцем – «лепестком».
5–6 строчки – крепко сжимаем обе руки в кулаки.
– Сколько полных оборотов вокруг своей оси сделает наша Земля за день? (1 оборот), за неделю? (7 оборотов) за две недели? (14) за месяц?(30-31 оборот).
– Почему? (в неделе 7 дней).
– Представьте, если бы Земля не вращалась или перестала бы вращаться вокруг своей оси. Чтобы произошло? (Одна бы сторона всё время была бы повёрнута к Солнцу, а другая – нет.)
Подвижные игры:
Игра «День и ночь»
Цель: упражнять в беге в разных направлениях, действовать по сигналу.
Описание: Все участники делятся на две команды. Одна команда «день», другая — «ночь». Посередине чертится линия или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от проведенной линии, спиной друг к другу стоят команды. По команде ведущего, например, «День!» команда с соответствующим названием начинает догонять. Дети из команды «ночь» должны успеть убежать за условную черту, пока их не успели запятнать соперники. Побеждает та команда, которая успеет запятнать большее количество игроков из противоположной команды.
Игра «Пустое место»
Цель: развивать скорость реакции, ловкость, внимательность, способствовать улучшению беговых навыков.
Описание: участники образуют круг, а водящий располагается за кругом. Дотрагиваясь до плеча одного из игроков, он тем самым вызывает его на соревнования. После этого водящий и тот участник, которого он выбрал, бегут вдоль круга в противоположных направлениях. Тот из них, кто первым займет пустое место, оставленное выбранным игроком, остается в кругу. Оставшийся без места становится водящим.
Игра «Охотники и утки»
Цель: развитие глазомера, ловкости.
На игровой площадке чертится круг диаметром 5— 8 м (в зависимости от возраста игроков и их числа).
Все играющие делятся на две команды: «утки» и «охотники». «Утки» располагаются внутри круга, а «охотники» за кругом. «Охотники» получают мяч.
По сигналу или по команде учителя «охотники» начинают мячом выбивать «уток». «Убитые утки», в которых попал мяч, выбывают за пределы круга. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все «утки» из круга. Во время броска мяча «охотникам» нельзя переступать черту круга.
Когда будут выбиты все «утки», команды меняются местами.
Вариант игры: из числа играющих выбираются 3— 4 «охотника», которые стоят в разных концах площадки. У каждого «охотника» по малому мячу. Играющие разбегаются по площадке, но не выходят за ее пределы.
По сигналу или команде учителя все играющие останавливаются на своих местах, а «охотники» целятся и бросают в них мячи. Играющие могут уклоняться от летящего мяча, но им нельзя сходить со своего места.
Выбитые «утки» выходят из игры. Выигрывает «охотник» выбивший наибольшее число «уток».