Беседа: "Правила дорожного движения. Безопасная дорога в школу."
Задачи:
Способствовать воспитанию у учащихся сознательного чувства ответственности за свое поведение на улице.
Формировать представление школьников о безопасности дорожного движения по улицам и дорогам.
Познакомить с дорожной разметкой, знаками; повторить и закрепить правила перехода улиц для пешеходов.
Цели:
Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Формирование у учащихся устойчивых знаний и навыков соблюдения и выполнения ПДД.
Организация досуговой деятельности обучающихся.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о правилах дорожного движения и наших друзьях на дорогах. Почти всю жизнь мы проводим в дороге: спешим в школу, на работу, за покупками, едем в театр, на дачу или на отдых. Дорога стала частицей нашей жизни, и она требует к себе уважительного отношения. Чтобы стать примерными водителями и пешеходами, нужно соблюдать правила дорожного движения.
(На сцену выходят два ученика, в руках которых плакат с названием журнала «Наши друзья на дороге».)
Ученик : Взрослые и дети!
Правил много есть на свете.
Мы в необычном журнале нашем
Расскажем о чем-то очень важном.
Ученик : Дорогие гости!
Может вы нас спросите:
«Так ли это важно
Журнал ваш издавать?»
Мы вам ответим –
Правила выучить нужно всем детям!
Вот почему издаем мы журнал
Чтоб правила движения
Каждый на отлично знал!
Учитель: Ребята! На страницах нашего журнала мы узнаем много нового, вспомним, что уже знали на уроках, конечно же поиграем и даже споем и станцуем. А помогать перелистывать страницы мне будут мои ученики.
(На сцену выносят первую страницу журнала
«Светофоры всем нужны,
Светофоры так важны».)
Учитель: Скажите, а для чего служат светофоры на дорогах?
(Учитель спрашивает зал, выслушивает ответы детей.)
- А что могло бы произойти, если бы светофоры исчезли с наших улиц?
- Какие виды светофоров вы знаете?
- Кому помогает двуглазый светофор?
- А еще, ребята, я открою вам секрет. У пешеходного светофора есть волшебная кнопка. Нажав её, вы остановите поток машин и, дождавшись зеленого света, перейдете безопасно дорогу. (Показ видеосъемки.)
Ученик: историческая справка. Первый светофор появился в Москве в 1924 году. Он имел форму круга со стрелкой. (Демонстрация макета). Одна половина круга была красной, а другая - зеленой. Стрелка передвигалась по кругу, давала указания для водителей и пешеходов. А само слово светофор означает несущий свет. Светофор – наш первый друг на дороге.
Ученик: Нужно слушаться без спора
Указаний светофора.
Нужно правила движенья
Выполнять без возраженья.
(На сцену выносят вторую страницу журнала «География дороги».)
Ученик: Улица наша – большая страна,
И водителям, и пешеходам необходима так она.
Учитель: Действительно, улица – это огромная страна с большим количеством жителей. В ней легко живется тем, кто соблюдает все законы этой страны.
- На какие элементы делится улица? (Демонстрация таблицы.)
- Для кого предназначена проезжая часть?
- Какие виды транспорта вы знаете?
- Какая часть улицы предназначена для пешеходов?
Ученик: Историческая справка. Впервые тротуар появился в столице Франции Париже в связи с тем, что возле нового театра произошло скопление людей и карет. Чтобы обезопасить движение, по обе стороны дороги отделили небольшие полоски земли, отгородили их гранитными плитами и повесили табличку «Дорога для пешеходов». По-французски это звучит как «тротуар».
Учитель: самое главное на дороге – это быть внимательным. А вот внимательны ли вы, я сейчас проверю.
- Надеюсь очень сильно я,
Что правилам вы верные друзья
Я буду правила читать,
А вы мне дружно отвечать:
- Это я, это я, это все мои друзья.
- Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
(Это я, это я, это все мои друзья.)
- Кто летит вперед так скоро,
Что не видит светофора?
(Молча)
- Знает кто, что красный свет
Это значит - хода нет?
(Это я, это я, это все мои друзья.)
- Кто из вас, идя домой
Держит путь по мостовой?
(Молча)
Молодцы! Вот и еще один наш друг нашелся – тротуар и пешеходная дорожка.
(Выносят третью страницу «Дорожные знаки».)
Ученик: Много на свете знаков дорожных
Выучи их и будь осторожен.
Ученик: Историческая справка. Впервые дорожные знаки появились в 1933 году. Знаки – это как буквы в азбуке, по которой люди учатся читать. Выучишь все знаки и смело можешь читать книгу безопасности на дороге.
Учитель: все знаки разделены на группы. У каждой из них свое название и назначение.
Красный круг обозначает
Что он что-то запрещает.
(Демонстрация запрещающих знаков и опрос детей на знание этих знаков.)
Это самые требовательные знаки. Они предупреждают о самых разных неожиданностях на дороге.
Ну, а если синий круг,
Значит - смело действуй друг.
Это предписывающие знаки. Эти знаки помогают водителям и пешеходам на дорогах. Угадайте эти знаки.
(Демонстрация предписывающих знаков.)
Голубой квадратный знак
Объясняет что и как.
(Демонстрация информационных знаков и опрос.)
Знаки в красных треуголках
Просто так не намекают.
Об опасностях дорожных
Нас они предупреждают.
(Демонстрация предупреждающих знаков и опрос.)
Итак, ребята, напомните, какие группы знаков мы повторили.
(Выслушивает ответы учащихся.)
А еще ребята придумали новые знаки, которые, по их мнению, могут появиться на дорогах.
(Дети демонстрируют свои нарисованные знаки и говорят об их назначении.)
(Выносят четвертую страницу «Дорожная фантазия».)
Учитель: Эта страница приготовила немало сюрпризов.
Я вопросы вам задам,
А вы на них ответите,
И погрустить сейчас не дам,
Согласны ли вы, дети?
Итак:
- Как называется пешеходный переход: лошадь, зебра, пони?
- Как называют водителя, управляющего машиной с черными шашечками: таксоман, таксофон, таксист?
- Каких колес не бывает: лысых, шипованных, волосатых?
- Как водители называют руль: бублик, сушка, баранка?
- Как называют человека, который долго думает: газ, тормоз, сцепление?
- Какой островок существует на дороге: надежды, невезения, безопасности?
- Как называют человека, который плохо водит машину: самовар, кофейник, чайник?
- Страна, в которой больше всего велосипедистов: Индия, Китай, Россия?
Молодцы, ребята! Вы были внимательны!
(Выносят пятую страницу «Прощальная».)
Ученик: Завершая выступленье,
Подведем итог ученью –
Если коротко сказать,
Правила всем надо знать!
Будем в следующий раз
На уроки ждать всех вас!
Ученик: А чтоб о нас вы вспоминали,
Про правила дорожные не забывали,
Решил наш дружный пятый класс
Подарки сделать для всех вас.
(Детям раздают памятки о безопасности дорожного движения.)