ГКУ СО КК «Гулькевичский реабилитационный цент»
Беседа: «Зеленая аптека»
Цели: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека, узнать, какое значение имеют растения для здоровья человека и как они помогают ему справиться с болезнями.
Ход беседы
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в храм природы, поговорим о разнообразии растений, о пользе, которую они приносят человеку, о необходимости беречь и охранять природу.
Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров - лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг — «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться, чем можно лечиться — травами, цветами, ягодами и т.д.
Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках среди множества современных препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место.
Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ребята в том числе.
Воспитатель: Сейчас мы познакомимся с некоторыми из них. Отгадайте, про какое лекарственное растение эта загадка:
- Стоит в поле кудряшка –
Белая рубашка,
В середине золотая
Кто она такая? (Ромашка)
Воспитатель: Ромашка к нам приехала из далекой Америки. Чем полезна ромашка? (ответы детей)
Воспитатель: Лекарственная ромашка одно из самых популярных лекарственных растений. Она обладаю противовоспалительным, дезинфицирующим действием. Её отвары можно применять при ожогах, обморожениях, при температуре, аллергии. Для полоскания рта и горла, при простуде. Раньше использовали против веснушек. Используют только соцветия.
Если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Воспитатель :Следующая загадка:
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки,
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук. (Подорожник)
Воспитатель: Чем еще полезен подорожник?
Заживляет раны, порезы, останавливаю кровь. А еще его отвары и настои лечат кашель и бронхит. Отваром промывают глаза. Используют листья и семена.
Воспитатель: Еще человек часто использует лекарственное растение мать-и-мачеха.
По оврагам, низинам, в лесу ещё лежит снег, а на пригорках, глинистых откосах уже зажигает свои золотые огоньки удивительное растение, первоцвет весны: мать - и мачеха. Но вот проходит время цветов и наступает пора больших зелёных листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные, потрёшь о щеку, и станет тепло. Это мать — говорят люди. Зато снаружи листья твёрдые, скользкие, приложишь к щеке - почувствуешь холод. Это мачеха.
Применяют при кашле, бронхите, ангине, при ожогах, укусах насекомых, а так же для аппетита. Используют листья и соцветия.
Воспитатель: А кто угадает это растение.
- Жжется, а не огонь,
Злая, а людей лечит (Крапива)
Воспитатель: Крапива как лекарственное растение известно очень давно. Одна крапива заменяет семерых врачей — гласит народная мудрость.
Ее используют как кровоостанавливающее средство, настой из цветов применяют при заболеваниях кожи, употребляют как ранозаживляющее средство, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления корней волос.
Свойство крапивы «кусаться» издавна используют в медицине как отвлекающее средство при ревматизме и ломоте суставов. Стебель и листья крапивы усажены жгучими волокнами, острые концы которых очень хрупкие.
Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны после кулинарной обработки, годятся для щей и салатов.
Воспитатель: Ребята, кто знает, как называется это лекарственное растение?
Чистотел — растет на скалах, на огородах. Главное лекарство в нём – это листья. Растение лечит раны, выводит бородавки, лечит аллергию на коже человека.
Воспитатель: Отгадайте следующую загадку:
Носит этот мальчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное (Одуванчик)
Воспитатель: Одуванчик оказывает противовоспалительное, слабительное, желчегонное, мочегонное, жаропонижающее, отхаркивающее, противосклеротическое, противоглистное, успокоительное, противоопухолевое действие.
Настои, отвары применяют для избавления от камней в желчевыводящих и мочевыводящих путях, при токсическом поражении печени, гастрите с пониженной секрецией желудочного сока.
Входящие в состав горечи улучшают аппетит, состояние кожи. Инулин необходим страдающим диабетом.
Млечный сок растения применяют при пчелиных укусах, для избавления от бородавок.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем, игра называется «Одуванчик»
- Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут (дети встают).
- Ветер налетел, стал дуть на одуванчики.
(дети раскачивают поднятыми вверх руками).
- Вдруг с головок одуванчиков полетели белые легкие парашютики.
(дети бегут в разные стороны и приседают).
- Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики.
(дети встают).
Воспитатель: Ребята, кто скажет, о какой лекарственной траве мы будем говорить?
«У неё целебный лист
Чай с ней вкусен и душист» (Мята)
Воспитатель: Правильно, мята. По запаху её не спутаешь ни с чем. Она очень душистая растение. Применяют при бессоннице, головной боли, при заболеваниях желудка, для полоскания горла, рта. Используют листья и соцветия.
Воспитатель: Посмотрите на это растение. Как правильно оно называется?
Тысячелистник – многолетнее растение. Растёт на лугах. Трава и цветы помогают при болезнях пищеварения, обладают противовоспалительным действием.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
На зеленом шнурочке
Белые звоночки.
Белые горошки на зеленой ножке.
Воспитатель: Это ландыш. Самый ароматный и самый изящный цветок. Из семян ландыша делают капли, которые успокаивают сильное сердцебиение, а также добавляют в одеколон и мыло.
Существует красивая легенда о том, что ландыш оплакивал ушедшую весну такими горючими слезами, что кровь выступила из его сердца и окрасила зеленые слезы в ярко-красные. Такие ярко-красные шарики появляются осенью на месте белых цветков.
Воспитатель: Ребята, кто знает какая самая любимая трава кошек? Узнали? Воспитатель: Правильно валериана. Ее применяют в качестве успокоительного при бессоннице, а так же при болезнях печени. Используют корни.
Воспитатель: Какое растение в старину считалось травой от девяносто девяти болезней? (Зверобой)
Воспитатель: Специальным Царским указом его везли из Сибири в Москву. Народная молва наделила траву «страшной силой». Говорили, что убивает любого зверя направо и налево. Отсюда и название растения. Это растение помогает при заживлении ран, при простуде, при кашле. Очень полезен чай из цветков и листьев зверобоя. Растение используют для лечения головной боли, радикулита, желудка, улучшает аппетит, снимает аллергию. Мазь используют для заживления ран. Зверобой растёт на лугах.
Воспитатель: Так же люди используют календулу. В народе растение называют ноготки. Её товары и настои помогают при лечении желудка, печени, сердца. Лечит ожоги, ушибы. Очень эффективны полоскания.
Воспитатель: Ребята, необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.
Ребята, о каких растениях Вы сегодня узнали?
Какую пользу они приносят людям?
Творческое задание.
Нарисовать лекарственное растение и рассказать о нем.