Беседа: «Способность к труду - главное качество человека»
Цель: Формирование у учащихся сознательного отношения к труду, его созидательной роли в жизни человека.
Задачи:
1. Закреплять знания школьников о видах труда; о различных профессиях; формировать представления о труде взрослых, о социальной значимости труда людей; 2. Воспитывать трудолюбие и уважение к труду взрослых; и на примерах труда взрослых воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, вежливость, честность, гуманные чувства.
3. Развивать речь, мышление, воображение, активность, самостоятельность; активизировать в речи детей названия предметов соответствующих различным профессиям.
Ход занятия.
I. Организация занятия
- Ребята, давайте вместе улыбнёмся доброму солнечному дню!
- Тема нашего занятия: «Способность к труду – главное качество человека».
- Сегодня мы с вами поговорим о труде, о его назначении в жизни человека.
Ребята, каждый человек, даже самый маленький способен трудиться. Только труд у каждого разный. Новорождённый кушает – это для него труд. Малыш учится шнуровать ботинки и застегивать пуговицы, школьник учится и помогает родителям, взрослые трудятся на работе и дома. Как видите, трудится каждый, только вот способность к труду у всех разная. Кто-то способен трудиться не покладая рук и прилагая массу усилий, а кто-то небрежно выполняет свою работу, безответственно делает своё дело. Какие люди вам нравятся больше всего?
Дети дают свои варианты ответов.
Начать разговор я хочу с чтения притчи К.Д. Ушинского «Два плуга». Послушайте её очень внимательно.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.
Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
-От труда, мой милый,- отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
Беседа по притче.
-Каким вы увидели плуг, который попал к земледельцу?
-Почему плуг, блестел, как серебро?
(Потому что он трудился, а труд украшает)
-Что случилось с плугом, который пролежал без дела?
(Потемнел и покрылся ржавчиной.)
- Кого подразумевает К.Д. Ушинский, говоря о плугах?
(Труженика и ленивого человека)
- Какой вывод можно сделать, прослушав притчу?
- Чему хотел научить вас автор? (Нужно трудиться)
- Не зря говорят: «Пока железо в работе, его и ржа (ржавчина) не берёт».
- Значит, для чего нужно трудиться? (Чтобы стать краше.)
2. Актуальность темы классного часа.
Беседа о труде в семье.
- Уважаемые родители, а что такое труд? (Работа на благо.)
- У каждого человека врождённая потребность в действии, в активности. И эта активность должна приносить пользу.
- В Толковом словаре С.И. Ожегова такое объяснение: «Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей».
- А как вас в вашей семье приучали к труду?
- Дети, я знаю, что ваш основной труд – это учёба.
- А есть ли у вас дома какие – то обязанности?
- Помогаете ли вы своим родителям, бабушкам, дедушкам?
- Дети, а как трудятся в дружной семье?
- Как легче построить дом: одному или сообща? (Один в поле не воин)
- В коллективном труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие.
- Счастливы те люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.
Труду следует учиться всю жизнь.
Наши предки – люди, жившие до нас, - умели трудиться по совести, в ладу с окружающей природой и друг с другом.
- Вы, наверное, слышали выражение «Кто не работает, тот не ест».
- Что оно значит?
( Значит, трудиться должны все.)
- Многие из нас и не подозревали, что знаменитые слова, «Если кто не работает, тот и не ешь», принадлежат ученику Иисуса Христа апостолу Павлу.
- Например, на Руси был всем известный царь Пётр Первый.
Он трудился вместе с работниками. Сначала сам осваивал разные ремёсла, а потом обучал им других. А больше всего он любил токарное дело и занимался им по нескольку часов в день.
3.О профессиях родителей.
- А что нужно для того, чтобы хорошо трудится?
(Научиться хорошо выполнять свою работу.)
- А что для этого нужно?
(Получить профессию)
- А что такое профессия?(Определённый вид деятельности.)
В мире много профессий и каждая из них интересна по-своему: одни связаны с опасностью и приключениями, другие с помощью людям, кто-то руководит, кто-то выполняет приказы. Но каждая профессия по-своему интересна, в каждой есть особые загадочные моменты, которые нужно только подметить. Будь это сторож, швея, или повар - о них обязательно сложена загадка. Сегодня вашему вниманию я приготовила только несколько загадок, которые войдут в наш альбом о профессиях.
Кто нас одевает в красивые платья,
Кто шьет нам наряды,
Чтоб было приятно?
(Швея)
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
(Повар)
С огнем бороться мы должны –
Мы смелые и храбрые,
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарные)
Ой, ты добрый молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять!
- Отчего ж не подковать?
Вот гвоздь, вот подкова.
Раз – два и готово.
(Кузнец)
Кладет кирпич за кирпичом –
Растет этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днем
Все выше, выше новый дом.
(Строитель)
Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз - и помним вас.
(Фотограф)
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской;
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(Маляр)
Молодцы! Вы неплохо умеете отгадывать загадки. А время нашего занятия подходит к концу и следует подвести итоги и сделать для себя какие-то выводы.
- Как же называется труд этих людей?
( Труд земной)
- Перечислите, пожалуйста, ещё раз основных представителей труда земного.
4. Итог занятия. Именно сейчас вы должны хорошо учиться, ведь учёба-это большой труд. Чем лучше ученик воспитает в себе способность к труду, тем лучше он будет учиться, тем лучше он будет работать в дальнейшем. Хочу пожелать вам всем развивать в себе способность трудиться и на прощание прослушайте такие стихи
Труд – основа нашей жизни,
Он любой украсит день.
Нет стыднее укоризны,
Что тебе трудиться лень.
По душе найди работу,
Будь в ней Мастером, твори,
Не стесняйся грязи, пота,
Грубых слов не говори!
Труд любой нам очень важен,
Постарайся все пройти,
И душою будь отважен,
Постигая труд в пути.