СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа «Великие русские учёные»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие посвящено празднику российских ученых. 

Просмотр содержимого документа
«Беседа «Великие русские учёные»»

Тема мероприятия «Великие русские учёные»

Цели:

Познавательные: Познакомить учащихся с  историей возникновения Дня науки. Расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в различных области  науки.

Воспитательные: Воспитание патриотизма, чувства гордости к выдающимся  людям,   дружеских отношений в классном коллективе.

Развивающие: Развитие кругозора и познавательных интересов обучающихся

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальные композиции, портреты известных ученых, плакаты, посвященные разным областям научных достижений


Ход занятия:

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг!

.

 Учитель:   8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук, первоначально называлась Академией наук и художеств. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 - в Российскую академию наук.

 В 1999 году Указом Президента РФ от 7 июня «следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук» в этот день был учрежден праздник российских ученых.

 До сегодняшних дней многие научные коллективы отмечают День науки «по старому», то есть, в третье воскресенье апреля. День российской науки: Петр I подписал указ об образовании Российской академии наук (1724)

 Во всем мире известны имена таких ученых, как М.В.Ломоносов, И.П.Павлов, Д.И.Менделеев, Э.К.Циолковский, П.Л.Капица, Л.Д. Ландау, И.В.Курчатов, А.П.Александров, С.П.Королев, многие другие.

Кто знает, как называют людей, которые придумывают разные полезные вещи? (ответы детей).

- Таких людей называют изобретателями.
Русские учёные подарили мировой науке множество изобретений и сделали немало интересных открытий в различных её сферах. Перевернём наши песочные часы и заглянем ненадолго в прошлое, чтобы вспомнить, кто эти люди, и что ценного они привнесли в нашу повседневную жизнь.

- Давным-давно человек был очень близок к природе.
Вот этот человек, который впервые догадался изобрести очень нужные и полезные предметы для себя и для других людей, и был изобретателем!
Изобретатель был очень любознательным, любил наблюдать за природой. Как-то, поранив руку о колючки растений, он решил и себе сделать такие, чтобы использовать их в качестве. (Иголок, наконечников для стрел, рыболовных крючков).
Изобретатель - такой же человек, как и мы с вами, но только более любознательный и наблюдательный. Он самый первый делает интересные, полезные и нужные предметы, он их изобретает. Как можно иначе, по-другому еще назвать изобретателя, как вы думаете? (ответы детей)
- Действительно, изобретателя можно иначе назвать творческим человеком или человеком-творцом, его можно назвать умелым человеком или
умельцем, мастером своего дела, человеком - «золотые руки».
О человеке-изобретателе сложено много пословиц и поговорок:
Каков мастер - такова и работа.
Дерево дорого плодами, а человек - делами.
Умелые руки не знают скуки.
Дело мастера боится.
- У кого же учился человек? Кто был его главным учителем? (Природа.)
- Чему мог научиться человек, глядя на летающих птиц? (показывает иллюстрацию летающей птицы) Да, человеку тоже очень хотелось летать. Сначала он решил сделать себе крылья, как у птицы. Забирался на вершину горы и прыгал с такими крыльями вниз. Но в результате только ломал себе руки и ноги. Однако пытливый человек не успокаивался и придумал, -таки диковинную птицу с неподвижными крыльями. Как называется эта чудо-птица? (Самолет.) (из коробки достается объемная игрушка-самолет; сравнивают с птицей) Самолет - это хорошо, но есть у него один недостаток: чтобы взлететь, ему нужна большая взлетная полоса. Это не всегда удобно. Однажды присмотрелся человек к стрекозе.(показывается иллюстрация стрекозы).
Сидит она на цветке и вдруг сразу без разбега взлетает вверх. И придумал человек машину, которая сразу поднимается вверх и летит по небу. Что же это за машина, похожая на стрекозу? (Вертолет. (педагог достает из коробки объемную игрушку вертолет; сравнивают со стрекозой) .- А что изобрел человек, глядя вот на это растение? (Показывается одуванчик.) (ответы детей)
- Если подуть на такой пушистый белый цветок, что получится? (Полетят пушинки, как парашютики. (показывается иллюстрация парашюта)
- Как хорошо, когда человек наблюдательный. Посмотрите, что еще придумал человек, наблюдая за цветами. (Колокольчик и колокол.) (достаются из коробки колокольчики). Давайте послушаем колокольный перезвон. (Дети звенят в колокольчики) А колокольчик-цветок не звенит. Даже загадка про это есть.
Эй, звоночек, синий цвет,
С язычком, а звона нет.
Или:
Колокол колышется,
А звона не слышится.
- И таких примеров очень много. В природе можно найти много интересного, она остается первым мудрым учителем для человека. Природу надо любить, беречь и очень внимательно наблюдать и изучать. Если кто-нибудь из вас еще найдет сходство чего-либо в природе с изобретениями человека, обязательно расскажет об этом всем нам.
- Русская пословица гласит: «Жизнь дана на добрые дела».
Среди таких добрых дел - великие открытия и изобретения для всех людей.
Послушайте стихотворение.
Как птицы и растения,
С тобою там и тут
Живут изобретения,
Открытия живут.
Не то чтоб скучно, серо,
Без них иначе б жил,
И был бы дом пещерой,
А стол бы камнем был.
И днем бы на охоту
Ты безоружным брел:
Копье ведь тоже кто-то
Когда-то изобрел
Игла, горшок и парус,
Да что там ни возьми,
Компьютер и гитара
Придуманы людьми.
Стул, двери, ложка, вилка,
Ракета и кино,
Гамак, сенокосилка,
Автобус и окно.
Пусть чуда нет теперь в них,
Но мир не позабыл
Людей тех самых, первых,
Кто чудо сотворил.
(Е. Ефимовский)
А сейчас мы немного отдохнем.
(дети становятся в круг и выполняют движения, следуя словам)
Два хлопка над головой.
Два хлопка перед собой!
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем!
Немало было сделано технических изобретений:
Угадайте кто?
К нам спешит через луга,
Поля, леса, болота,
Груз доставить в любой край –
Вот его работа! – 
( Паровоз.)
 
–  А вы знаете, кто изобрёл 1-й паровоз в России?
1-й паровоз появился в России на Нижне-Тагильском заводе в 1834 г. благодаря механику Ефиму Алексеевичу Черепанову (1774-1842) и его сыну Мирону Ефимовичу Черепанову (1803-1849).
– Ещё один чудо аппарат возник в России в 1895 г.  Вы знаете, что это за чёрный ящик и кто его изобрёл?
– Агрегат мог передавать сообщения при помощи радиоволн на большие расстояния. Появление его на свет осуществилось благодаря  русскому физику, инженеру-электрику, профессору и  изобретателю – Александру Степановичу Попову.
А теперь ещё один чёрный ящик.
Догадаетесь что это?
  –  Подсказка. Мы включаем его каждый день. Смотрим по нему мультики, кино и передачи. Догадались? Телевизор.
Да-да, телевизор изобрели именно наши учёные. 25 июля 1907 года Б. Л. Розинг заявил всему миру о возможности передачи изображения на расстояние с помощью электрических сигналов. А в 1911 году он продемонстрировал своё изобретение русскому техническому обществу.
 
–  3-й чёрный ящик. Без него не может обойтись современное общество.
 –  Многие из вас заблуждаются, считая ПК изобретением американским. Омский конструктор и инженер Арсений Анатольевич Горохов ещё до появления ПК в Америке, в 1968 г, представил русскому научному обществу своё изобретение.
А вы знаете, кто помог человечеству покорить воздух?

–  Русский малоизвестный талант Александр Федорович Можайский 1-й во всём мире смог собрать воедино теоретические знания, изучить опыт предшественников, и, не смотря на сложную обстановку, бюрократию и ограниченность в возможностях, смог создать самолёт, способный поднять человека в воздух. Его подвиг смог прославить Родину на весь мир. К сожалению, трудов по описанию проделанной им работы не сохранилось, как и чертежей самого изобретения, его изображения.
Сейчас мы тоже станем изобретателями и сделаем свои, пока не большие, макеты самолётов. В этом нам поможет древнейшее искусство оригами.
 – Кроме успехов наших учёных в самолётостроении, следует отметить и их успехи в постройке вертолётов. Большая величина в развитии авиации Борис Николаевич Юрьев.  Он придумал, как сделать основной узел вертолёта. Благодаря этому стало возможна постройка современного аппарата. Вертолёт стал более устойчив, появилась возможность его безопасного управления лётчиками.
А кто из вас может назвать ещё одного русского человека, изобретение которого связано с авиацией?
 
 В 1911 году проложил безопасную дорогу с воздуха на землю для лётчиков, техника которых получила неисправность во время полёта. Русский военный Котельников Г.Е. предложил использовать в таких случаях компактно складывающийся парашют. Шёлковый купол при помощи строп крепился на плечевых обхватах подвесной системы. Немного позже появился ранец для парашюта.
 –  А теперь давайте встанем и попробуем все вместе прыгнуть с парашютом, как это делают лётчики.
Приземлились. Надеюсь, парашют никого из вас не подвёл!
После прыжков неплохо и передохнуть. Лучший отдых – это сон. Вы знаете, что спать иногда очень полезно. Сон – это не только отдых для всего организма, но и возможность для мозга в спокойной обстановке обработать информацию, полученную за день. Так, великий учёный-химик Дмитрий Иванович Менделеев составил свою таблицу химических элементов именно во сне. Его изобретение актуально и в наши дни. Химики и учёные в других областях науки всех стран с успехом пользуются периодической таблицей Д. И. Менделеева.
–  Ломоносов Михаил Васильевич. Учёный и изобретатель оставил огромный след во многих областях человеческой деятельности – литература, физика, химия, география, геология, металлургия, астрономия.
- Когда-то в нашей стране жил знаменитый мастер, умелец и изобретатель по фамилии Кулибин. Он изобрел много умных технических устройств, механизмов. И хотя это было 200 лет тому назад, мы помним об этом человеке. 
Иван Кулибин был трудолюбивым, аккуратным, целеустремленным человеком. Над некоторыми своими изобретениями он трудился в течение всей своей жизни. Старался сделать их лучше и полезнее для людей. Он много знал, много умел, всему учился самостоятельно, обращался за советами к ученым. Он оставил после себя добрую память и много замечательных изобретений.
Найдя правильные ответы на загадки, мы с вами узнаем, какие изобретения принадлежат И. Кулибину.
Этот конь не ест овса, Вместо ног - два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем.
(велосипед)
Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит, И горят в глазах жука Два блестящих огонька.
(автомашина)
Грянул гром, веселый гром,
Засверкало все кругом,
Рвутся в небе неустанно
Разноцветные фонтаны.
Брызги света всюду льют,
Это праздничный.
(салют)
Я весь день жужжу-жужжу,
Ветерком тебя стужу.
(вентилятор)
То снизу вверх, то сверху вниз
Он целый день послушно ходит.
Ты только к кнопке прикоснись —
Он тут же сам к тебе подходит.
(лифт)
- А вы хотите быть изобретателями? 
Сегодня вы познакомились с некоторыми великими русскими деятелями. Узнали об их вкладе в развитие науки и техники. Окунулись в интересный мир. Помните, что каждый из вас может стать и учёным, и изобретателем, сделать невероятное для всего мира открытие. При этом совершенно не важно, кем вы станете, и где вы будете трудиться. Главное получить необходимые знания, а в этом вам помогут любимые учителя.
Конспект занятия
«Открытка для любимой мамы»
Мама, мамочка, привет,
Вот тебе открытка!
Сам составил, написал,
С ней дарю улыбку!