Методическая разработка внеурочного занятия.
Беседа «Знакомимся с профессиями».
Методическая разработка рекомендована воспитателям для проведения в начальной школе внеурочного занятия по развитию речи воспитанников, углублению и расширению их знаний о профессиях.
Пояснительная записка.
Методическая разработка поможет воспитателю начальной школы провести беседу «Знакомимся с профессиями».
Материалы этой разработки могут быть использованы для проведения внеурочных мероприятий по развитию речи воспитанников, углублению и расширению их знаний о профессиях.
Занятие рассчитано на 20 минут. Проблемные вопросы мотивируют обучающихся на активную мыслительную деятельность. Использование ИКТ (работа с презентацией) активизирует непроизвольное внимание, вносит положительные эмоции. Отгадывание загадок, игра «Назови правильно», работа над словарём стимулируют умственную и речевую активность, расширяют понятийный аппарат, обогащают словарный запас. Тема занятия способствует развитию речи воспитанников, углублению и расширению их знаний о профессиях.
При проведении данного занятия рекомендуется использовать ИКТ, дидактический и вспомогательный материал.
Планируемые результаты.
Личностные результаты.
Личностные УУД:
Воспитанники сформируют мотивацию к познанию и обучению: проявят желание запомнить понятие «профессия», названия нескольких профессий, повторят их профессиональные функции.
Воспитанники сформируют уважительное и толерантное отношение к иному мнению: научатся адекватно выслушивать и принимать мнение своих одноклассников при подведении итогов работы на занятия.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Воспитанники овладеют способностью принимать и сохранять цель и задачи внеурочного занятия: повторят названия нескольких профессий, их профессиональные функции, ознакомятся с понятием «профессия».
Воспитанники освоят способы решения проблем поискового характера: запомнят названия профессий с помощью отгадывания загадок, игры «Назови правильно», ответов на вопросы воспитателя.
Сформируют умение понимать причины успеха или неуспеха в выполнении заданий: поймут, что их успехи зависят от имеющихся знаний, а знания – от добросовестного отношения к учёбе.
Овладеют начальными сведениями о сущности процессов и явлений действительности: поймут важность правильного отношения к получению профессии и необходимости трудиться.
Коммуникативные УУД:
Воспитанники сформируют умения использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: научатся различать профессии по их назначению, освоят профессиональные термины, научатся употреблять их в соответствии с конкретной ситуацией.
Сформируют умения слушать и вступать в диалог: узнают о том, что нельзя перебивать собеседника во время диалога.
Познавательные УУД:
Воспитанники сформируют правильное представление о понятии «профессия», узнают названия нескольких профессий, научатся использовать профессиональные термины в соответствии с конкретной ситуацией.
Тема занятия: Знакомимся с профессиями.
Тип занятия: Проблемное занятие с элементами игрового моделирования.
Форма занятия: Групповое занятие – беседа.
Методы: Вопросы, рассказ воспитателя; работа со словарём, дидактическая
игра, диалог- рассуждение, использование загадок.
Продолжительность: 20 минут.
Цель: Воспитанники повторят названия нескольких профессий, узнают об их профессиональных функциях, ознакомятся с понятием «профессия», расскажут о трудовой деятельности своих родителей, родственников.
Задачи:
Обучающие: Продолжить формирование у детей понятия о профессии, повторить названия нескольких профессий, рассказать о важности получения профессии и труда в жизни человека.
Развивающие: Развить познавательный интерес к профессиям, речевые навыки, память при повторении слов и выражений.
Коррекционные: Повысить внимание, изменить отношение детей к труду. Воспитательные: Способствовать воспитанию добросовестного отношения к труду.
Оборудование и дидактический материал: Компьютер, интерактивная доска, картинки с изображением и названием профессии, дидактические картинки для игры «Назови правильно».
Словарная работа: Продавец, врач, учитель, строитель, парикмахер, профессия.
Ход занятия:
Вводная часть.
Воспитатель. Слайд 1 .Ребята, сегодня мы с вами поговорим о профессиях. Скажите, когда вы хотите что-то купить, куда вы идёте?
Ребята. В магазин. Слайд 2 .
Воспитатель. Правильно. А кто помогает вам выбрать покупку?
Ребята. Продавец. Слайд 3. (и картинка на доске.)
Воспитатель. Правильно. А когда вы заболели, то к кому идёте за помощью?
Ребята. К врачу. Слайд 4. (и картинка на доске.)
Воспитатель. Да, врач вас лечит, даёт лекарство. Вот вы заходите в школу, в класс, кто вас там встречает, учит, даёт вам знания?
Ребята. Учитель. Слайд 5. (и картинка на доске.)
Воспитатель. Правильно, учитель. А когда мы гуляем по городу, то часто видим, как строят дома. А кто строит дома?
Ребята. Строители. Слайд 6. (и картинка на доске.)
Воспитатель. Да правильно, ребята. Дома строят строители. А когда вам нужно подстричь волосы, вы к кому идёте?
Ребята. К парикмахеру. Слайд 7. (и картинка на доске.)
Воспитатель. Правильно, ребята. А теперь посмотрите на доску и прочитайте слова. (Поочерёдно переворачивать картинки и читать на них слово – название профессии, изображённой на картинке.)
Ребята читают: Продавец, врач, учитель, строитель, парикмахер.
Воспитатель. Ребята, все эти слова можно назвать одним словом – профессии.
Основная часть.
Воспитатель. Что такое профессия?
Ребята пытаются дать определение.
Воспитатель. Слайд 8, 9. Профессия – это труд, который требует от человека специальной подготовки, немалых знаний и является источником существования. Профессий очень и очень много. Их насчитывают более 50тысяч! Слайд 10.
А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки о профессиях. Слайд 11.
Слайд 12.
Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать? Слайд 13. Учитель
Слайд 14.
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? Слайд 15. Врач.
Слайд 16.
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нём. Слайд 17. Строители.
Слайд 18.
За прилавком магазина,
Где красивая витрина,
Покупателей он ждет
И товары продает. Слайд 19. Продавец.
Слайд 20.
У этой волшебницы,
Этой художницы,
Не кисти и краски,
А гребень и ножницы.
Она обладает
Таинственной силой:
К кому прикоснётся,
Тот станет красивей. Слайд 21. Парикмахер.
Ребята отгадывают загадки.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы получить профессию, т.е. стать продавцом, учителем, врачом, строителем, парикмахером и т.д.?
Ребята отвечают.
Воспитатель. Правильно, ребята. Слайд 22. Нужно учиться: сначала в школе, потом в училище, техникуме, институте или можно закончить курсы. После учёбы вам выдадут документ, в котором будет записана профессия, которую вы получили. Только потом с этим документом вы сможете идти работать.
А зачем нужно работать?
Ребята отвечают.
Воспитатель. Правильно, ребята. Слайд 23. Без труда человек не сможет жить, потому что не будет зарабатывать деньги и не сможет купить себе продукты, одежду, лекарство и т.д.
Физкультминутка. Слайд 24.
Воспитатель. Ребята, давайте, немного отдохнём, проведём физкультминутку. При помощи движений каждый из вас покажет, чем занимаются люди разных профессий:
-Как делает парикмахер?
-Как делает врач?
-Как делает учитель?
-Как делает продавец?
-Как делает строитель?
Воспитатель. Ребята, сейчас я предлагаю игру «Назови правильно». Слайд 25.
(Каждому ребёнку дать несколько картинок, на которых изображены профессии и одну табличку с названием одной профессии. Ребёнок должен выбрать к слову соответствующую картинку. У всех детей слова разные, а картинки одинаковые.)
Ребята начинают игру, показывают картинку и слово и проговаривают название профессии.
Воспитатель. Ребята, покажите друг другу свою картинку и слово. Посмотрите, все ли справились с заданием правильно?
Да, молодцы, с заданием все справились верно.
Ребята, а теперь скажите, знаете ли вы, кем работают ваши мама, папа, бабушка, дедушка, тётя, дядя, брат, сестра? Какая у них профессия?
А какая профессия нравится вам? (Воспитатель спрашивает каждого из воспитанников.)
Ребята отвечают.
Рефлексия.
Воспитател. Итак, ребята, какое новое слово вы сегодня узнали?
Ребята. Профессия.
Воспитатель. Так что же такое профессия? Прочитайте ещё раз. Вспомните, о каких профессиях мы говорили?
Ребята повторяют определение профессии и название профессий, о которых вели беседу.
Итог занятия.
Воспитатель. Ребята, как вы считаете, вы хорошо сегодня поработали? Да, я тоже хочу вас похвалить. Вы были внимательными, активными, на все вопросы отвечали правильно. Я думаю, что вы будете хорошо учиться в школе, чтобы потом получить профессию.
На этом занятие заканчивается.
Структура занятия.
Этапы занятия | Формы и методы | Время | Ожидаемые результаты |
I. Мотивация. Постановка проблемы. (С помощью вопросов выяснить, как дети знают названия профессий в соотношении с профессиональными функциями.) | Беседа в форме диалога воспитателя с детьми. | 3 мин. | У воспитанников должно появиться желание обсудить проблему; повыситься внимание, интерес. |
II. Работа с понятиями. Определить, знакомы ли дети с понятиями. | Исследовательский метод; работа со словарем | 3 мин. | Дети усвоят понятия: профессия. Закрепят словарь: продавец, врач, учитель, строитель, парикмахер; профессия. |
III. Изучение основной проблемы: Выяснить с детьми, зачем нужна человеку профессия, как её получить, почему каждый человек должен трудиться. | Работа в группе, исследовательский метод. Вопросы, рассказ воспитателя. Использование дидактических игр, загадок. Объяснение детям о необходимости и важности профессионального труда. Закрепление словаря. | 10 мин. | Дети повторят названия профессий с помощью загадок, дидактической игры «Назови правильно»; научатся соотносить название профессии с её функциями; усвоят важность труда в жизни человека. |
IV. Итоговая дискуссия. | Беседа, обсуждение. | 2 мин. | Воспитанники должны суметь рассказать, кем работают их родители, родственники. |
V. Рефлексия. | Повторение словаря. | 1 мин. | Ребята назовут обсуждаемые на занятии профессии, расскажут, что означает понятие профессия. |
VI. Итоги занятия. | Обсуждение с детьми оценки их работы на занятии. | 1 мин. | Воспитанники оценят качество своей работы и одноклассников; запомнят словарные слова. |