СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия»


План теоретического урока № _


Группы











Дата проведения урока











Название учебного предмета: алгебра

Тема: Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия


Цель урока:

а) Образовательная: формирование представлений о бесконечно убывающей геометрической прогрессии, о сумме бесконечно убывающей геометрической прогрессии, умений решать задачи на нахождение суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии. переменной.__________________________________________________

б) Воспитательная: - воспитание потребности к самообразованию, привитие интереса к предмету.- -интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие;

- воспитывать ответственность и аккуратность.

в) Развивающая1. развитие познавательной активности учащихся, связной речи; критического мышления; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.

Ожидаемые результаты: - после освоения темы учащиеся будут иметь следующие знания и умения:

-Зная формулы геометрической прогрессии, уметь решать интересные задачи литературного, исторического и практического содержания на прогрессию.

-уметь отстаивать свою точку зрения и работать в парах, в коллективе.

-анализировать условия и требования задачи; выбирать обобщенные стратегии решения задачи.

Методы обучения: Лекция, диспут, составление кластера, конспект лекции, частично – поисковый .

Критерии оценки: поэтапность, объективность, получение знания, самостоятельно излагать свое мнение

Технические средства и источники информации: доска, мел, карточки, презентация,учебник алгебры 9 класса

Вид урока Комбинированный

Отведенное время на урок: 45 минут


Домашнее задание: § 33 стр.176 №№416-418


Преподаватель Розыбакиева Л.Д. _________________

Председатель МО Сатдарова Н.М. _________________

Технологическая карта теоретического урока в 9-х классах по теме:

«Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия»


Этапы урока

Методы обучения

Деятельность учителя Деятельность учащихся Средства обучения

I.Организационный момент


Учитель приветствует детей.


Кундалик.

Учебник алгебры 9 класс, доска мел,мультимедиа

II.Актуализация знаний.

Слайд 1, 2


Компьютерное тестирование

- Мы продолжаем изучение геометрической прогрессии. Вспомним, какая последовательность называется геометрической прогрессией? Выполните тест.

Отметки по желанию учащихся выставляются в журнал.

Ученики на компьютерах выполняют тест.





Анализ ответов. Ответы к тесту выводятся на экран.

Кундалик.

Учебник алгебры 9 класс, доска мел,мультимедиа

III.Стадия вызова















Прием «Корзина

идей»














































Постановка цели урока

Слайд 3
















Макет корзины. Слайд 4






Слайд 5














вопросно-ответная форма, диспут





















Слайд 6






- Зная формулы геометрической прогрессии, мы умеем решать интересные задачи литературного, исторического и практического содержания на прогрессию. Решите еще одну задачу про героя троянской войны Ахиллеса: «Ахиллес бежит со скоростью в 10 раз быстрее, чем черепаха и изначально находится на расстоянии 1000 шагов от нее. Какое общее расстояние, пройденное Ахиллесом до встречи с черепахой?»

- Обсудите в парах и составьте план решения задачи. Все идеи «сбрасываем в корзину»

Все мнения, выражения записываются учителем или учениками в «корзине» идей на доске (без комментариев), даже если они ошибочны. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.


- Попробуем систематизировать полученную информацию.



- Таким образом, получаем последовательность

1000, 100, 10, 1, 0,1, 0,01…


- Что можете сказать о данной последовательности?


- Конечной или бесконечной? Убывающей или возрастающей? Какой знаменатель прогрессии?


- Как вычислить общее расстояние, пройденное Ахиллесом до встречи с черепахой?


- Вычислите сумму по известным формулам геометрической прогрессии.


- На какие вопросы хотели бы получить ответы?





- Как назовем тему сегодняшнего урока?


- Открываем тетради, пишем тему урока.

Учитель конкретизирует цели урока, обращает внимание на «идеи в корзине» и вместе с учащимися обсуждают, какие идеи ошибочны, какие ближе к ответу, какие необходимо еще уточнить. Исправляются ошибки.









Учащиеся обсуждают решение в парах.






Выражения записываются учениками на доске.







- Когда Ахиллес пробежит 1000 шагов, черепаха проползет в 10 раз меньше, то есть 100 шагов. Расстояние между Ахиллесом и черепахой будет 100 шагов.

Тогда Ахиллес пробежит 100 шагов, а черепаха проползет 10 шагов. После этого между Ахиллесом и черепахой будет расстояние в 10 шагов.

Когда Ахиллес пройдет 10 шагов, черепаха проползет 1 шаг.

Когда Ахиллес пройдет 1 шаг, черепаха проползет еще 0, 1 шага и все равно будет дальше него. Так можно продолжать до бесконечности.

- Последовательность является геометрической прогрессией.


- Бесконечно убывающая. Знаменатель .



- Сложить числа

1000+100+10+1+ + + +…


- Невозможно. Членов прогрессии бесконечно.



- Как определить, является геометрическая прогрессия убывающей?

- Как вычислить сумму, если геометрическая прогрессия убывающая и бесконечная?

- Сумма бесконечно убывающей прогрессии.


Дети записывают тему.

Доска, мел, раздаточный материал, схемы, таблицы

IV.Стадия осмысления







































Первичное закрепление

Каждая группа работает с учебником и дополнительным материалом на компьютере.




















Слайд 7










Слайд 8





















Слайд 9

- Найдем сумму разными способами. Первая группа вычисляет сумму первым способом, вторая – вторым, третья – третьим способом. IV группа выводит формулу суммы, используя материал учебника. Для этого в группе разбираете указанный выше способ нахождения суммы и применяете для нашей последовательности.

- Командиры с помощью членов группы представляют свое решение.

- Какое общее расстояние, пройденное Ахиллесом до встречи с черепахой?







- Какой вывод можно сделать из этих решений?





- Какое условие должно выполняться, чтобы геометрическая прогрессия была бесконечно убывающей?

- Что для этого необходимо знать?






- Решите задачу: «Один из учеников, вызванный к доске, должен идти от стола к двери по прямой. Первый шаг он делает длиной 1метр, второй -1/2 м., третий 1/4 м и т. д. так, что длина следующего шага в 2 раза меньше длины предыдущего. Дойдет ли ученик до двери, если расстояние от стола до двери по прямой 3 метра?»

- Вернемся к задаче про Ахиллеса и черепаху. Расстояние, которое потребуется преодолеть Ахиллесу, чтобы догнать черепаху, равно


- Все согласны с таким ответом: быстрый Ахиллес догонит медлительную черепаху.


- Всем известно, что такое софизмы. Очень интересны математические софизмы древнегреческих философов-математиков.

Разгадать один из самых известных софизмов древнегреческого философа Зенона — парадокс Ахиллеса и черепахи, будет вашим домашним заданием.

Класс делится на 4 группы. Находят сумму различными способами. Каждая группа свое решение оформляет в тетради.

Для презентации работы используют документ-камеру, доску.

Последней выступает группа, вычисляющая сумму по формуле суммы геометрической прогрессии.



- S=1000+100+10+1+0,1+…=

1111 .

Расстояние, которое потребуется преодолеть Ахиллесу, чтобы догнать черепаху, равно

1111 и одна девятая шага (0,111…= .


- Мы нашли сумму бесконечной прогрессии.

- Даже бесконечное количество слагаемых в сумме может давать конечную величину, если пренебречь малой величиной





- Первый член прогрессии и знаменатель.

S=


Дети формулу записывают в тетрадях.

Индивидуальная работа.

Решение.

1, 1/2, 1/4, 1/8, …

S=


S= =2

Ответ: нет.




- 1111 и одна девятая шага (0,111…= 1/9).




- Да. Ахиллес догонит черепаху и обгонит ее.




Учебник алгебры 9 класс, доска мел,мультимедиа




V.Стадия рефлексии.








Заключительный этап





- Предлагаю каждому составить рассказ (не более 5 предложений) по теме: «Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии». Работа по вариантам.

Учитель просит озвучить несколько рассказов и обсудить: если мама с папой прочитают такой рассказ, все ли им будет понятно?


- Подведем итоги.

- Что нового узнали на уроке?

- Цели урока выполнены?

- Что интересного было на уроке?

- Что вызвало затруднение? Какие вопросы вы бы задали по этому поводу?

- Не осталось ли в корзине идей?

- Оценки.




Учащиеся 1 варианта пишут от своего имени своим родителям;

учащиеся 2 варианта пишут от своего имени одноклассникам.

Пример рассказа: «Мама и папа! Сегодня на уроке по теме "Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии " я узнал, что сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии конечное число. Узнал, что в математике бесконечно малой величиной можно пренебречь. Чтобы вычислить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии я должен знать формулу, первый член прогрессии и знаменатель. Меня заинтересовали софизмы».




Учебник алгебры 9 класс, доска мел,мультимедиа

VI. Домашнее задание

Слайд 10

- Разгадать парадокс Ахиллеса и черепахи.

- Почему данная задача древним представлялась неразрешимою?

- Какую роль играют математические софизмы?




Домашнее задание: § 33 стр.176 №№416-418

Тест

Выберите верный ответ

1. Геометрическая прогрессия - это

а) числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен сумме предыдущего члена и одного и того же числа d;

б) числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, получается из предыдущего члена умножением его на одно и то же число g;

в) числовая последовательность, все члены которой отличны от нуля и каждый член которой, начиная со второго, получается из предыдущего члена умножением его на одно и то же число g.

2. Какая из последовательностей является геометрической прогрессией

а) 13, 25, 37, 49,…

б) -10, 20, -40, 80,…

в) -7, -2, 3, 0,…?

3. Какая геометрическая прогрессия является убывающей

а) -6, -3, -1,5,…

б) , , , ,…

в) - , - , - , - ,…?

4. В геометрической прогрессии 0,1, 0,001, 0,00001,…

найдите знаменатель

а)

б)

в) 0, 0001

5. Формула для нахождения суммы n-первых членов геометрической прогрессии

а) Sn=

б) Sn=

в) Sn= ·n.



Нахождение суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии

Способ 1.

Обозначим сумму через S:

S= 1000+100+10+1+ + + +…

Тогда 10S=10000+1000+100+10+1+

10S=10000+S,

9S=10000,

S=10000/9,

S=1111 .

Способ 2.

Ахиллес догонит черепаху, пробежав некоторое расстояние S. За это время черепаха, скорость которого в 10 раз меньше, проползет расстояние , и расстояние между ними уменьшится на S- . = . Если в начале оно равнялось 1000 шагам, а в момент встречи стало нулевым, то =1000 иS=10000/9.

Способ 3.

По формуле суммы геометрической прогрессии Sn= , где g= , а с ростом n бесконечно мало, и им можно пренебречь. Тогда Sn= , Sn= .

S= =






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя