Бессоюзные
сложные предложения. Сложные предложения с разными видами связи.
Понятие о бессоюзном сложном предложении
Цели:
Повторение и обобщение сведений о бессоюзных сложных предложениях и о сложных предложениях с разными видами связи.
Формировать умение устанавливать смысловые отношения между частями СП
Формирование навыков аргументированной постановки знаков препинания в предложениях сложной синтаксической конструкции.
Синтаксический разбор предложения
Многим покажется странным, что еще каких-нибудь сто лет назад в России не было ни одного доступного народу музея, если не считать Эрмитажа, где русских картин не было
что?
Какого?
.
,
,
,
если
что
где
4
3
2
1
Повествовательное, невосклицательное, сложное, СПП, состоит из 4 простых, с последовательным (1-2, 2-3, 3-4) подчинением, где 1 главное , 2 –придаточное изъяснительное, 3- условия, 4- определительное.
Типы интонации в БСП
1.Перечислительная
[ ] , [ ]
[ ] ; [ ]
1)Край неба алеет в березах, просыпаются птицы.
2)Зеленели дубы и пихты; вековые липы, | развесив свои кроны | , закрывали небо.
2.Объяснительная
[ ] : [ ] .
Я не успел укрыться : внезапно налетела буря.
3. Сопоставительная
[ ] - [ ] .
Труд кормит – лень портит.
Задача: прочитай, соблюдая правильную интонацию
И (перечисление)
Бабушка сердилась, внучка не слушалась
Бабушка сердилась: внучка не слушалась
Бабушка сердилась - внучка не слушалась
потому что (причина)
А (противопоставление)
Знаки в БСП: точка, точка с запятой
Луна сияла, ночь была тиха
Все сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их поднимал
И
Знаки в БСП: двоеточие
(потому что)
Вдруг потемнело: набежала на солнце туча.
(а именно)
Утро было чудесным: умытый лес улыбался, птицы щебетали.
(что)
Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
Путешественники смотрели на
(и видели, что)
восток: над горизонтом медленно поднималось ярко-красное солнце
причина
пояснение
дополнение
Знаки в БСП: тире
(а)
Лето припасает – зима поедает.
(когда)
Кончил дело - гуляй смело.
(если)
Посеешь ветер – пожнешь бурю.
(так что)
Дети стали большими – им надо учиться.
Раздался выстрел – зверь упал.
(словно)
Слово молвит – соловей поет.
противопоставление
время
условие
вывод, следствие
быстрая смена событий
сравнение
ПОДУМАЙ!
1.Не пугай зима весна придёт.
2. Я знаю в вашем сердце много гордости и чести.
3.Солнце скрылось ночные тени надвинулись со стороны леса.
4.Было решено в гости уезжаем завтра.
5.Корень учения горек плод его сладок.
6.Растает последний снег пробьётся первая травка.
7.Начинается ветер будет гроза.
8. Птицы улетают на юг прощаясь они громко кричат.
Объясните постановку знаков препинания .
Теплым ветром потянуло , смолк далекий гул , поле тусклое уснуло , гуртовщик уснул.
(А.Фет)
Простое, перечисление событий
Ночь была лунная , душная ; белые стены замоскворецких домов , вид тяжелых ворот , тишина и черные тени производили в общем впечатление какой-то крепости.
(По А.П.Чехову)
Каждая часть предложения осложнена.
Какое предложение является бессоюзным? (Знаки препинания не расставлены)
- Без росы и трава не растёт.
2) В их сенях ветра шум и свежее дыханье и мглой волнистою покрыты небеса.
3) Куска лишь хлеба он просил и взор являл живую муку.
4) Пословица гласит и незаряженное ружьё однажды может выстрелить.
Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
Собака была славная: ушки торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
1)Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
2)Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородным членами предложения.
4) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.
Шестнадцать лет служу – такого со мной не бывало.
1) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2) Тире ставится между подлежащим и сказуемым , выраженными одной частью речи.
3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
4) Содержание второй части БСП противопоставляется содержанию первой части.
В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
- Любишь кататься – люби и саночки возить.
2) Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме спустилась на дно.
3) Наступал вечер: шел дождь, с севера порывисто дул ветер.
4) Только шагнули мы вперед – из-за куста раздался выстрел.
Сложные предложения с разными видами связи
Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх частей, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. В сложных синтаксических конструкциях представлены сочетания:
Алгоритм работы с предложениями такого типа.
Рассмотрим пример 1. Шаг 1.
Образец рассуждения.
1. Предложение сложное, состоит из 4 простых. Первое и второе соединяются сочинительным союзом И, значит, это сочинительная связь. Второе и третье соединяются союзным словом почему , значит, это подчинительная связь. Третье и четвертое соединяются союзом если , значит, это подчинительная связь. Таким образом, это сложносочиненное предложение с подчинительной связью.
(1)[ Мальчики стали дергать щуку за хвост ] , и (2) [ Арсений Романович начал читать наставление о том ] , (3)(почему нельзя класть палец щуке в рот), (4)(даже если она сонная).
Шаг 2.
2) Делим предложение на части, границами которых служит в данном случае сочинительная связь. Здесь две части: 1) [Мальчики стали дергать щуку за хвост] и 2) [Арсений Романович начал читать наставление о том], (почему нельзя класть палец щуке в рот), (даже если она сонная).
Между этими блоками (частями) ставим запятую .
( 1)[ Мальчики стали дергать щуку за хвост ] , и (2) [ Арсений Романович начал читать наставление о том ] , (3)(почему нельзя класть палец щуке в рот), (4)(даже если она сонная).
Шаг 3.
Рассматриваем каждую часть отдельно.
Первая часть представляет собой простое предложение, внутри которого не нужно ставить запятые.
Вторая часть – это СПП с последовательным подчинением. [ Арсений Романович начал читать наставление о том ] , (почему нельзя класть палец щуке в рот), (даже если она сонная).
Ставим знаки внутри СПП.
(1)[ Мальчики стали дергать щуку за хвост ] , и (2) [ Арсений Романович начал читать наставление о том ] , (3)(почему нельзя класть палец щуке в рот), (4)(даже если она сонная).
Пример 2.
Это бессоюзное сложное предложение с подчинением :
состоит из двух частей, связанных бессоюзно; 1 часть по структуре представляет собой простое предложение; 2- это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.
1) [ Печален я ] : [со мною друга нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).
Сложное предложение с различными видами связи
1. Ближний лес в котором мы часто бываем полон ягод и грибов а текущая неподалеку река спасает от летнего зноя.
[ , ( в котором ) , ] , а [ ] .
Сложносочиненное предложение с подчинением
2. Все небо затянуто идет мелкий холодный дождь но по свежей зелени деревьев можно догадаться наступает весна.
[ ] , [ ] , но [ ] : [ ] .
Сложносочиненное с бессоюзной связью
3. Люблю весенний полдень звенит за окном капель которая радует душу.
[ ] : [ ] , ( которая ) .
Бессоюзное с подчинением
4. Хороша наша природа зимой все вокруг усыпано снегом который искрится на солнце и легкий морозец бодрит.
[ ] : [ ] , ( который ) , и [ ] .
Сложносочиненное с бессоюзной и подчинительной связью
Определение видов союзной и бессоюзной связей в сложном предложении. Соотнесите вид связи.
А) Солнце закатилось, и ночь последовала за ним, без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (М. Лермонтов)
1. Бессоюзная с подчинением
Б) Когда проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (А. Чехов)
2. Сложносочиненная с подчинением
В) Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом (А. Чехов)
3. Сложносочиненная с бессоюзной
Г) Уже давно село солнце, но еще лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (И. Бунин)
4. Сложносочиненная с бессоюзной связью и подчинением
Составьте схемы предложений
- Лишь изредка, если вблизи замечалась лодка или что- нибудь подозрительное, скользил по воде яркий луч прожектора, но через минуту- две он мгновенно исчезал, и тогда снова водворялась тьма.
- Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону все выше и выше;
казалось, что конца не будет подъему.
3 . По сумрачному небу носились пустые тучи, и, хотя шел только третий час дня, было темно.
,( если..)
, но , и
, (что….)
;
, и ,
( хотя…),
Знаки препинания на стыке союзов в сложном предложении с различными видами связи
Казалось, что дождь решил про себя никогда не прекращаться, и, если ветер оставлял его в покое, он принимался гудеть широко и ровно.
Казалось, что дождь решил про себя никогда не прекращаться, и если ветер оставлял его в покое, то он принимался гудеть широко и ровно.
[ ] , (что ), и, (если ), [ ] .
[ ] , (что ), и (если ), то [ ] .
29
что если, что хотя, который если,
и когда, но хотя, но если, и хотя и др.
есть вторая часть союза
(то, так, но)
да нет
запятая не ставится запятая ставится
«Закончи фразу»
Было непросто … ..
У меня получилось … ..
Хотелось бы … ..