СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безличные глаголы. Технологическая карта урока в 6 кл

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Безличные глаголы. Технологическая карта урока в 6 кл»

Технологическая карта урока русского языка в __6__ классе ОУ_____

Тема: «Безличные глаголы»

Цели урока: Создать условия для формирования у учащихся понятия о безличных глаголах, их значениях и грамматических особенностях, выработать умение отличать безличные глаголы от личных, использовать безличные глаголы в своей речи, содействовать активному расширению словарного запаса.

Задачи:

  1. Образовательная – познакомить учащихся с понятием безличного глагола, его морфологическими, словообразовательными, синтаксическими особенностями, сформировать умение находить безличные глаголы, использовать их в речи;

  2. Развивающая – развивать умение работать над правилом и его применением в новой ситуации; развивать орфографическую зоркость, исследовательские способности детей: умение видеть проблему и предлагать пути её решения; содействовать развитию у обучающихся связной устной речи, самостоятельности;

  3. Воспитательная – воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  4. Здоровьесберегающая – обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, презентация к уроку, учебник, карточки.

Цели урока направлены на достижение учащимися:

  1. Предметных результатов: распознают безличные глаголы; приводят соответствующие примеры;

  2. Метапредметных результатов: умение определять и сохранять цель, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат, сравнивать, делать вывод, работать индивидуально и в коллективе;

  3. Личностных результатов: осознание ценности изучаемого правила, практической его важности, ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Технология: проблемное обучение.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.





Сценарный план урока

Тема: «Безличные глаголы»


Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке


Мотивирующий приём:

положительный настрой на урок русского языка

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Вы готовы работать сегодня со мной и получать новые знания? Всё необходимое лежит у вас на партах?

- Хорошо, присаживайтесь, пожалуйста. Открываем рабочие тетради, записываем: «число», «классная работа». (Слайд )


Работа с цитатой (Слайд )


Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, создает положительный эмоциональный настрой на работу.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку, настраиваются на работу, записывают число, классная работа.

2. Актуализация знаний.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации.


Мотивирующий приём:

подводящий к теме диалог;

- Напомните, пожалуйста, со словами какой части речи вы знакомились на предыдущих уроках? (Глагол).

- Хорошо, а что же такое глагол?

(Это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?).

- Верно! А теперь давайте запишем предложение и выполним его синтаксический разбор.


Мы запустили искусственный спутник и полетели в космос. (Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусост., распространённое, с однородными сказуемыми.)



В поле пахнет мёдом. (Повеств., невоскл., простое, односостав., распр., не осложнено).

Вопросы к классу:

- В чём особенность второго предложения? (Нет подлежащего. Это односоставное предложение).

- Требуется ли оно в таких предложениях или нам и без подлежащего всё понятно? (Его нет и не нужно).

- А что вообще обозначает подлежащее в предложении? (Действующее лицо или предмет).

- Как вы думаете, как называются такие глаголы-сказуемые, если они обозначают действие, происходящее без действующего лица? (Безличные).


- Правильно, молодцы!

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы учителя. Строят устные монологические высказывания.

3. Целеполагание.

Цель: самостоятельное определение целей урока.



Итак, тема нашего урока - «Безличные глаголы». (Слайд )

- Ребята, в начале урока я спросила у вас, готовы ли вы учиться и получать новые знания? Вы сказали, что готовы. А как вы думаете, чему мы сегодня на уроке будем учиться? (Формулировка учащимися цели и задач урока:


  • узнать, какие глаголы называются безличными;

  • выяснить их значение;

  • определить формы безличных глаголов и уметь отличать их от личных.


-  Верно. Вы правы. Я согласна с вами. (Слайд )


Отвечают на вопросы учителя. Формулируют цели учебной деятельности в диалоге с учи­телем.


4. Открытие новых знаний.

Цель: узнать, какие глаголы называются безличными

Прием: постановка проблемного вопроса, работа с учебником


а) Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева «Весна». (Слайд ) (один ученик читает вслух)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

- Есть ли в этом отрывке предложение с безличным глаголом? Запишите его (Повеяло) и подчеркните как член предложения.
- Почему вы так решили? (действие совершается само по себе, без действующего лица, подлежащего нет)

- Проверим, правильно ли мы сформулировали вывод. Откройте учебник на стр. 131, прочитайте правило.

Какую задачу урока мы с вами уже решили? (мы узнали, что такое безличные глаголы).


Обдумывают от­веты на вопросы.

Формулируют собственные мысли, высказы­вают и обосновывают свою точку зрения.

Делают выводы.

Работают с учебником.

5. Работа по теме урока.



Цель: узнать, как изменяются безличные глаголы, какие морфологические признаки имеют

Прием: работа с карточками

- Вы наверно заметили, что у каждого из вас лежат полупустые памятки? Как вы думаете, зачем они нужны? (ребята предполагают, что, скорее всего, они в них будут записывать полученные знания о безличных глаголах).

- Конечно. Что мы уже можем записать в этих карточках? (тему и что такое безличные глаголы). Записывают.

б) Чтобы узнать в каких формах могут употребляться безличные глаголы, обратимся к заданию на листочке.


- Какой можем сделать вывод?

Ребята приходят к выводу: Безличные глаголы изменяются по временам, в настоящем и будущем времени употребляются только в 3 лице, единственном числе, а в прошедшем времени в форме среднего рода, единственного числа.

- Выполняя это задание, мы решили ещё одну задачу урока, какую? (определили формы безличных глаголов).

- Молодцы! Вывод запишите на свои карточки в виде таблицы: (она есть в ваших карточках, дополните её полученными знаниями.


Таблица



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.


Работают с карточками.

Выполняют задание – письменно. Участвуют в проверке и обсуждениях.

6. Закрепление изученного материала.

Цель: закрепить изученный материал.


Прием: работа с карточками, выполнение упражнений из ученика.

в) Ребята, внимательно посмотрите на эти предложения, подумайте и скажите, к каким явлениям жизни относятся безличные глаголы - сказуемые. (ответы учеников)

К утру подморозило.

Всю ночь меня знобило.

*безличные глаголы могут обозначать явления природы (смер­кается, светало, морозит);

*внутреннее состояние человека или животных (нездоровится, не спится, знобило, легко дышится);

* ука­зывать на случайность, внезапность поступка, порой в ущерб себе (осенило, угораздило);

*безличные глаголы могут определять меру или необходимость чего-либо (хватит, недостаёт);


- Молодцы! Из упражнения 569 на странице 131-ой ребята 1 варианта выпишут 2 примера, когда глаголы обозначают явления природы, а ребята 2 варианта – 2 примера состояние человека.


- Не забывайте пополнять новыми сведениями информационные карты.

- Какую учебную задачу мы ещё решили? (выяснили значение безличных глаголов)



- Что касается синтаксической роли безличных глаголов, то, я думаю, вы уже сами можете мне дать ответ. (В предложении являются сказуемыми без подлежащего)


Слушают объяснения учителя. Письменно выполняют упражнение в тетрадях и на доске. Проверяют выполненное упражнение с учителем.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: повторение и обобщение изученного материала.


Прием: самостоятельная работа

Задание на листочке: в каждой строке найдите и зачеркните словоформу, которая является «лишней».

Смеркается

Пахнет сеном

Верилось бы

Лихорадит

Работают самостоятельно

8. Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.


Прием: беседа.


- Что нового вы сегодня узнали?

- Что показалось наиболее интересным?

- В какие моменты урока вы испытывали затруднения?


Отвечают на вопросы учителя, оценивают приобретенные знания и собственное настроение в конце урока.

9. Оценивание.

Отмечает учеников, активно работавших на уроке. Выставляет оценки за работу.

Слушают учителя.

10. Домашнее задание.

Объявляет домашнее задание (Слайд )

Учебник § 95, упражнения 571 / 574, проводит инструктаж по его выполнению.


Записывают домашнее задание в дневник, слушают объяснения учителя.


Содержание урока направлено на конструктивное взаимодействие учащихся. С этой целью использованы различные формы организации учебной деятельности:

- коллективная;

- индивидуальная.


Педагогическая деятельность была построена на методах:

по источнику знаний:

- словесные (объяснение, беседа);

- наглядные (оформление доски).

по характеру познавательной деятельности:

- объяснительно – иллюстративный;

по принципу распределения знаний:

- изучение нового материала;

по характеру движения мысли:

- дедуктивный (от общего к частному).

методы мотивации:

- эмоциональные (поощрение, использование наглядных образов).

- познавательные (познавательный интерес).


С целью здоровьесбережения использована смена видов деятельности.





Установите соответствие между глаголами и их грамматическими признаками.


На той стороне размыло берег

буд. вр., 3 л., ед. ч.

Скоро будет темнеть раньше

наст. вр., 3 л., ед. ч.

Вечереет

прош. вр., ср. р., ед. ч.



Установите соответствие между глаголами и их грамматическими признаками.


На той стороне размыло берег

буд. вр., 3 л., ед. ч.

Скоро будет темнеть раньше

наст. вр., 3 л., ед. ч.

Вечереет

прош. вр., ср. р., ед. ч.



Установите соответствие между глаголами и их грамматическими признаками.


На той стороне размыло берег

буд. вр., 3 л., ед. ч.

Скоро будет темнеть раньше

наст. вр., 3 л., ед. ч.

Вечереет

прош. вр., ср. р., ед. ч.



Установите соответствие между глаголами и их грамматическими признаками.


На той стороне размыло берег

буд. вр., 3 л., ед. ч.

Скоро будет темнеть раньше

наст. вр., 3 л., ед. ч.

Вечереет

прош. вр., ср. р., ед. ч.



Установите соответствие между глаголами и их грамматическими признаками.


На той стороне размыло берег

буд. вр., 3 л., ед. ч.

Скоро будет темнеть раньше

наст. вр., 3 л., ед. ч.

Вечереет

прош. вр., ср. р., ед. ч.

Установите соответствие между глаголами и их грамматическими признаками.


На той стороне размыло берег

буд. вр., 3 л., ед. ч.

Скоро будет темнеть раньше

наст. вр., 3 л., ед. ч.

Вечереет

прош. вр., ср. р., ед. ч.



Установите соответствие между глаголами и их грамматическими признаками.


На той стороне размыло берег

буд. вр., 3 л., ед. ч.

Скоро будет темнеть раньше

наст. вр., 3 л., ед. ч.

Вечереет

прош. вр., ср. р., ед. ч.



Установите соответствие между глаголами и их грамматическими признаками.


На той стороне размыло берег

буд. вр., 3 л., ед. ч.

Скоро будет темнеть раньше

наст. вр., 3 л., ед. ч.

Вечереет

прош. вр., ср. р., ед. ч.



Установите соответствие между глаголами и их грамматическими признаками.


На той стороне размыло берег

буд. вр., 3 л., ед. ч.

Скоро будет темнеть раньше

наст. вр., 3 л., ед. ч.

Вечереет

прош. вр., ср. р., ед. ч.



Установите соответствие между глаголами и их грамматическими признаками.


На той стороне размыло берег

буд. вр., 3 л., ед. ч.

Скоро будет темнеть раньше

наст. вр., 3 л., ед. ч.

Вечереет

прош. вр., ср. р., ед. ч.

Установите соответствие между глаголами и их грамматическими признаками.


На той стороне размыло берег

буд. вр., 3 л., ед. ч.

Скоро будет темнеть раньше

наст. вр., 3 л., ед. ч.

Вечереет

прош. вр., ср. р., ед. ч.



Установите соответствие между глаголами и их грамматическими признаками.


На той стороне размыло берег

буд. вр., 3 л., ед. ч.

Скоро будет темнеть раньше

наст. вр., 3 л., ед. ч.

Вечереет

прош. вр., ср. р., ед. ч.



Установите соответствие между глаголами и их грамматическими признаками.


На той стороне размыло берег

буд. вр., 3 л., ед. ч.

Скоро будет темнеть раньше

наст. вр., 3 л., ед. ч.

Вечереет

прош. вр., ср. р., ед. ч.



Установите соответствие между глаголами и их грамматическими признаками.


На той стороне размыло берег

буд. вр., 3 л., ед. ч.

Скоро будет темнеть раньше

наст. вр., 3 л., ед. ч.

Вечереет

прош. вр., ср. р., ед. ч.



Установите соответствие между глаголами и их грамматическими признаками.


На той стороне размыло берег

буд. вр., 3 л., ед. ч.

Скоро будет темнеть раньше

наст. вр., 3 л., ед. ч.

Вечереет

прош. вр., ср. р., ед. ч.

В каждой строке найдите и зачеркните словоформу, которая является «лишней».

Взгрустнётся, нездоровится, смеркается, дремлется.

Снег летит, дождь идёт, пахнет сеном, солнце пригревало.

Верилось бы, хотелось, надеялось, думалось.

Светает, лихорадит, моросит, рассветает.


В каждой строке найдите и зачеркните словоформу, которая является «лишней».

Взгрустнётся, нездоровится, смеркается, дремлется.

Снег летит, дождь идёт, пахнет сеном, солнце пригревало.

Верилось бы, хотелось, надеялось, думалось.

Светает, лихорадит, моросит, рассветает.


В каждой строке найдите и зачеркните словоформу, которая является «лишней».

Взгрустнётся, нездоровится, смеркается, дремлется.

Снег летит, дождь идёт, пахнет сеном, солнце пригревало.

Верилось бы, хотелось, надеялось, думалось.

Светает, лихорадит, моросит, рассветает.


В каждой строке найдите и зачеркните словоформу, которая является «лишней».

Взгрустнётся, нездоровится, смеркается, дремлется.

Снег летит, дождь идёт, пахнет сеном, солнце пригревало.

Верилось бы, хотелось, надеялось, думалось.

Светает, лихорадит, моросит, рассветает.


В каждой строке найдите и зачеркните словоформу, которая является «лишней».

Взгрустнётся, нездоровится, смеркается, дремлется.

Снег летит, дождь идёт, пахнет сеном, солнце пригревало.

Верилось бы, хотелось, надеялось, думалось.

Светает, лихорадит, моросит, рассветает.







В каждой строке найдите и зачеркните словоформу, которая является «лишней».

Взгрустнётся, нездоровится, смеркается, дремлется.

Снег летит, дождь идёт, пахнет сеном, солнце пригревало.

Верилось бы, хотелось, надеялось, думалось.

Светает, лихорадит, моросит, рассветает.


В каждой строке найдите и зачеркните словоформу, которая является «лишней».

Взгрустнётся, нездоровится, смеркается, дремлется.

Снег летит, дождь идёт, пахнет сеном, солнце пригревало.

Верилось бы, хотелось, надеялось, думалось.

Светает, лихорадит, моросит, рассветает.


В каждой строке найдите и зачеркните словоформу, которая является «лишней».

Взгрустнётся, нездоровится, смеркается, дремлется.

Снег летит, дождь идёт, пахнет сеном, солнце пригревало.

Верилось бы, хотелось, надеялось, думалось.

Светает, лихорадит, моросит, рассветает.


В каждой строке найдите и зачеркните словоформу, которая является «лишней».

Взгрустнётся, нездоровится, смеркается, дремлется.

Снег летит, дождь идёт, пахнет сеном, солнце пригревало.

Верилось бы, хотелось, надеялось, думалось.

Светает, лихорадит, моросит, рассветает.


В каждой строке найдите и зачеркните словоформу, которая является «лишней».

Взгрустнётся, нездоровится, смеркается, дремлется.

Снег летит, дождь идёт, пахнет сеном, солнце пригревало.

Верилось бы, хотелось, надеялось, думалось.

Светает, лихорадит, моросит, рассветает.







В каждой строке найдите и зачеркните словоформу, которая является «лишней».

Взгрустнётся, нездоровится, смеркается, дремлется.

Снег летит, дождь идёт, пахнет сеном, солнце пригревало.

Верилось бы, хотелось, надеялось, думалось.

Светает, лихорадит, моросит, рассветает.


В каждой строке найдите и зачеркните словоформу, которая является «лишней».

Взгрустнётся, нездоровится, смеркается, дремлется.

Снег летит, дождь идёт, пахнет сеном, солнце пригревало.

Верилось бы, хотелось, надеялось, думалось.

Светает, лихорадит, моросит, рассветает.


В каждой строке найдите и зачеркните словоформу, которая является «лишней».

Взгрустнётся, нездоровится, смеркается, дремлется.

Снег летит, дождь идёт, пахнет сеном, солнце пригревало.

Верилось бы, хотелось, надеялось, думалось.

Светает, лихорадит, моросит, рассветает.


В каждой строке найдите и зачеркните словоформу, которая является «лишней».

Взгрустнётся, нездоровится, смеркается, дремлется.

Снег летит, дождь идёт, пахнет сеном, солнце пригревало.

Верилось бы, хотелось, надеялось, думалось.

Светает, лихорадит, моросит, рассветает.


В каждой строке найдите и зачеркните словоформу, которая является «лишней».

Взгрустнётся, нездоровится, смеркается, дремлется.

Снег летит, дождь идёт, пахнет сеном, солнце пригревало.

Верилось бы, хотелось, надеялось, думалось.

Светает, лихорадит, моросит, рассветает.







Значение безличных глаголов

Обозначают явления природы

Обозначают внутреннее состояние человека или животных

Ука­зывают на случайность, внезапность поступка

Определяют меру или необходимость чего-либо











Слова для справок: смеркается, нездоровится, угораздило, недостаёт, морозит, светало, не спится, осенило, легко дышится, знобило, хватит.



Значение безличных глаголов

Обозначают явления природы

Обозначают внутреннее состояние человека или животных

Ука­зывают на случайность, внезапность поступка

Определяют меру или необходимость чего-либо











Слова для справок: смеркается, нездоровится, угораздило, недостаёт, морозит, светало, не спится, осенило, легко дышится, знобило, хватит.













Значение безличных глаголов

Обозначают явления природы

Обозначают внутреннее состояние человека или животных

Ука­зывают на случайность, внезапность поступка

Определяют меру или необходимость чего-либо











Слова для справок: смеркается, нездоровится, угораздило, недостаёт, морозит, светало, не спится, осенило, легко дышится, знобило, хватит.



Значение безличных глаголов

Обозначают явления природы

Обозначают внутреннее состояние человека или животных

Ука­зывают на случайность, внезапность поступка

Определяют меру или необходимость чего-либо











Слова для справок: смеркается, нездоровится, угораздило, недостаёт, морозит, светало, не спится, осенило, легко дышится, знобило, хватит.













Значение безличных глаголов

Обозначают явления природы

Обозначают внутреннее состояние человека или животных

Ука­зывают на случайность, внезапность поступка

Определяют меру или необходимость чего-либо











Слова для справок: смеркается, нездоровится, угораздило, недостаёт, морозит, светало, не спится, осенило, легко дышится, знобило, хватит.



Значение безличных глаголов

Обозначают явления природы

Обозначают внутреннее состояние человека или животных

Ука­зывают на случайность, внезапность поступка

Определяют меру или необходимость чего-либо











Слова для справок: смеркается, нездоровится, угораздило, недостаёт, морозит, светало, не спится, осенило, легко дышится, знобило, хватит.













Значение безличных глаголов

Обозначают явления природы

Обозначают внутреннее состояние человека или животных

Ука­зывают на случайность, внезапность поступка

Определяют меру или необходимость чего-либо











Слова для справок: смеркается, нездоровится, угораздило, недостаёт, морозит, светало, не спится, осенило, легко дышится, знобило, хватит.



Значение безличных глаголов

Обозначают явления природы

Обозначают внутреннее состояние человека или животных

Ука­зывают на случайность, внезапность поступка

Определяют меру или необходимость чего-либо











Слова для справок: смеркается, нездоровится, угораздило, недостаёт, морозит, светало, не спится, осенило, легко дышится, знобило, хватит.













Значение безличных глаголов

Обозначают явления природы

Обозначают внутреннее состояние человека или животных

Ука­зывают на случайность, внезапность поступка

Определяют меру или необходимость чего-либо











Слова для справок: смеркается, нездоровится, угораздило, недостаёт, морозит, светало, не спится, осенило, легко дышится, знобило, хватит.



Значение безличных глаголов

Обозначают явления природы

Обозначают внутреннее состояние человека или животных

Ука­зывают на случайность, внезапность поступка

Определяют меру или необходимость чего-либо











Слова для справок: смеркается, нездоровится, угораздило, недостаёт, морозит, светало, не спится, осенило, легко дышится, знобило, хватит.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!