СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Безличные глаголы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Безличные глаголы"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Безличные глаголы"»

Тема: Безличные глаголы.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели как деятельность учеников:

М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы, пользоваться навыками аудирования.

М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный и самоконтроль, строить рассуждения.

ЛР: анализировать синтаксические особенности предложений с безличными глаголами, определять значения безличных глаголов, отличать безличные глаголы от других глаголов; использовать безличные глаголы в речи.


Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Формируемые УУД

I. Оргмомент.


Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


Определяют готовность к уроку. Включаются в деловой ритм


II. Языковая разминка.


1. Повторение теории.

1. Морфологические признаки глагола - это…

2.Глагол в форме инфинитива отвечает на вопросы …

3.Глаголы, имеющие суффикс –ся (-сь), называются …

4.Глагол имеет три наклонения: ...

5.Изменение глагола по лицам и числам называется…


2.Слуховой диктант

1)Из распахнутых ворот солнце красное встает. 2)Я козленка в сад зеленый рано утром отнесу. 3)Отговорила роща золотая березовым веселым языком. 4)В туманной дали сверкнула река. 5)Ребята, перепишите эту работу.



Диктует начало предложений










Читает предложения.

Организует коллективную проверку с комментированием.


Продолжают начатые учителем предложения, обмениваются тетрадями и выполняют взаимопроверку со слайдом.




Записывают только грамматические основы предложений и указывают, чем выражены главные члены.



Выполняют синтаксический разбор 5 предложения.


Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Анализировать, обобщать, устанавливать аналогии.



III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

–Глагол в форме какого наклонения встретился вам в предложении?

Каковы его морфологические признаки?

Приведите пример морфологического разбора глагола в форме повелительного наклонения из домашнего задания (на выбор).

– Какой характерной особенностью обладают предложения, в которых сказуемое выражено глаголом в форме повелительного наклонения? (В таких предложениях обычно нет подлежащего, а существительное в им.п. является обращением.)


Проверяет усвоение изученного ранее материала

Отвечают на вопросы, приводят пример морфологического разбора глагола в форме повелительного наклонения из домашнего задания (на выбор).


Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать.

2. Устанавливать аналогии.

3. Выявлять закономерности на основе наблюдений.

IV. Введение в тему урока.


Осенью поздно рассветает и рано темнеет. Похолодало. Утром морозит.

- Какая часть речи присутствует во всех предложениях, представленных на экране? (Глагол)

- Вспомните определение глагола как части речи. (Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета или лица)

- А какое лицо действует в данных предложениях?

Есть ли в них действующее лицо? (Нет)

- Как можно назвать глаголы без лица? (Безличные)

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Безличные глаголы)

- Прочитайте тему урока на слайде и убедитесь, что вы правы.

- А теперь, зная тему урока, сформулируйте задачи.

Знать … (значения безличных глаголов, их формы).

Уметь отличать… (безличные глаголы от других глаголов).

Уметь употреблять… (безличные глаголы в речи).


Создаёт условия для проблемной ситуации. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Отвечают на вопросы, формулируют цель и задачи урока, сравнивают с авторской формулировкой

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Устанавливать алгоритм действий.

V. Решение проблемы. Открытие новых знаний.


1. Наблюдение.

Упр. 304 – сопоставление личных глаголов с безличными, наблюдение над синтаксическими особенностями предложений с безличными глаголами.

- Сравните пары предложений по характеру действия: в каких из них действие совершается без действующего лица?

- В каких предложениях нет и не может быть подлежащего?

- Какими глаголами выражены сказуемые в этих предложениях?

  • Сформулируйте вывод: какой характерной особенностью обладают предложения, в которых сказуемое выражено безличными глаголами? Покажите на примерах.


2. Исследовательская работа в группах.


Задание для первой группы: проанализировать тексты на слайде и сделать вывод о значении представленных в них безличных глаголов (что обозначают эти глаголы).


Задание для второй группы: проанализировать тексты на слайде и сделать вывод о том, какую форму могут иметь безличные глаголы.


Вывод первой группы: безличные глаголы обозначают:

- состояние природы;

- различные состояния и переживания человека.


Вывод второй группы: безличные глаголы могут иметь форму:

- 3 лица единственного числа настоящего и будущего времени;

- среднего рода единственного числа прошедшего времени;

- условного наклонения.


3. Индивидуальное исследование.


Ребенок не спит. Ребенку не спится.

Больной тяжело дышит. На улице легко дышится.

Сирень хорошо пахнет. Пахнет сиренью.

Лес темнеет вдали. В лесу быстро темнеет.

  1. Подчеркните грамматические основы предложении.

  2. Найдите личные глаголы.

  3. Найдите безличные глаголы.

  4. Как образуются безличные глаголы от личных?

  5. В каких случаях личные глаголы употребляются в значении безличных?

  6. Сформулируйте вывод.

(Безличные глаголы могут быть образованы от личных при помощи суффикса -ся (-сь).

В предложениях, в которых нет подлежащих, в безличном значении могут быть использованы личные глаголы.)


Организует сопоставление личных глаголов с безличными, наблюдение над синтаксическими особенностями предложений с безличными глаголами.










Организует групповую работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения























Организует работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения


Работают по вопросам и заданиям к упражнению, делают вывод, доказывают примерами














После наблюдений в группах высказывают свои гипотезы


























Самостоятельно работают с предложениями, формулируют вывод


Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Познавательные УУД

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.



Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической и диалогической речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач.


VI. Итог урока.


1. Творческая работа.

Составить текст (3-5 предложений) на тему «Зимнее утро», используя безличные глаголы.




2. Рефлексия.

Тест

  1. В каком предложении есть безличный глагол?

а) Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка.

б) Уже пожелтели березки.

в) В лесу пахнет грибами и листвой.

г) С юга надвигалась туча.

  1. В каком предложении безличный глагол обозначает состояние природы?

а) Потемнело в чистом поле.

б) Мне не дремлется, не спится у ночного костерка.

в) Ему хочется идти в лес, к реке.

г) В этот ясный день хорошо работается.

  1. Найдите неверное утверждение:

а) В предложении безличные глаголы являются сказуемыми.

б) Личные глаголы могут использоваться в безличном значении.

в) В прошедшем времени безличные глаголы имеют форму мужского рода, единственного числа.

г) Безличные глаголы могут означать состояние человека

  1. В каком предложении в роли сказуемого выступает личный глагол в значении безличного?

а) Не сидится ребятам дома.

б) Крепко пахнет от оврагов грибной сыростью.

в) Рассветало.

г) Мы долго не спали.


Организует творческую работу, уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль


Организует рефлексию через выполнение тестового задания с коллективной проверкой

Составляют текст из 3-5 предложений на тему «Зимнее утро», используя безличные глаголы.



Выполняя тестовое задание, подводят итог работы


Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные УУД

1. Составлять алгоритм действий.

2. Анализировать, сравнивать, группировать; конструировать.


Коммуникативные УУД

1. Аргументировать, строить связное монологическое высказывание.

2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.










VIII. Домашнее задание.


Н Параграф 95 (Теория), упр. 310.

П Найти в учебнике литературы 5 предложений с безличными глаголами. Определить значение, форму и синтаксическую роль глаголов.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!