II. Языковая разминка. | 1. Повторение теории. 1. Морфологические признаки глагола - это… 2.Глагол в форме инфинитива отвечает на вопросы … 3.Глаголы, имеющие суффикс –ся (-сь), называются … 4.Глагол имеет три наклонения: ... 5.Изменение глагола по лицам и числам называется… 2.Слуховой диктант 1)Из распахнутых ворот солнце красное встает. 2)Я козленка в сад зеленый рано утром отнесу. 3)Отговорила роща золотая березовым веселым языком. 4)В туманной дали сверкнула река. 5)Ребята, перепишите эту работу. | Диктует начало предложений Читает предложения. Организует коллективную проверку с комментированием. | Продолжают начатые учителем предложения, обмениваются тетрадями и выполняют взаимопроверку со слайдом. Записывают только грамматические основы предложений и указывают, чем выражены главные члены. Выполняют синтаксический разбор 5 предложения. | Познавательные УУД 1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного). 2. Анализировать, обобщать, устанавливать аналогии. |
III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. | –Глагол в форме какого наклонения встретился вам в предложении? Каковы его морфологические признаки? Приведите пример морфологического разбора глагола в форме повелительного наклонения из домашнего задания (на выбор). – Какой характерной особенностью обладают предложения, в которых сказуемое выражено глаголом в форме повелительного наклонения? (В таких предложениях обычно нет подлежащего, а существительное в им.п. является обращением.) | Проверяет усвоение изученного ранее материала | Отвечают на вопросы, приводят пример морфологического разбора глагола в форме повелительного наклонения из домашнего задания (на выбор). | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать. 2. Устанавливать аналогии. 3. Выявлять закономерности на основе наблюдений. |
IV. Введение в тему урока. | Осенью поздно рассветает и рано темнеет. Похолодало. Утром морозит. - Какая часть речи присутствует во всех предложениях, представленных на экране? (Глагол) - Вспомните определение глагола как части речи. (Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета или лица) - А какое лицо действует в данных предложениях? Есть ли в них действующее лицо? (Нет) - Как можно назвать глаголы без лица? (Безличные) - Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Безличные глаголы) - Прочитайте тему урока на слайде и убедитесь, что вы правы. - А теперь, зная тему урока, сформулируйте задачи. Знать … (значения безличных глаголов, их формы). Уметь отличать… (безличные глаголы от других глаголов). Уметь употреблять… (безличные глаголы в речи). | Создаёт условия для проблемной ситуации. Проводит параллель с ранее изученным материалом. | Отвечают на вопросы, формулируют цель и задачи урока, сравнивают с авторской формулировкой | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Устанавливать алгоритм действий. |
V. Решение проблемы. Открытие новых знаний. | 1. Наблюдение. Упр. 304 – сопоставление личных глаголов с безличными, наблюдение над синтаксическими особенностями предложений с безличными глаголами. - Сравните пары предложений по характеру действия: в каких из них действие совершается без действующего лица? - В каких предложениях нет и не может быть подлежащего? - Какими глаголами выражены сказуемые в этих предложениях? 2. Исследовательская работа в группах. Задание для первой группы: проанализировать тексты на слайде и сделать вывод о значении представленных в них безличных глаголов (что обозначают эти глаголы). Задание для второй группы: проанализировать тексты на слайде и сделать вывод о том, какую форму могут иметь безличные глаголы. Вывод первой группы: безличные глаголы обозначают: - состояние природы; - различные состояния и переживания человека. Вывод второй группы: безличные глаголы могут иметь форму: - 3 лица единственного числа настоящего и будущего времени; - среднего рода единственного числа прошедшего времени; - условного наклонения. 3. Индивидуальное исследование. Ребенок не спит. Ребенку не спится. Больной тяжело дышит. На улице легко дышится. Сирень хорошо пахнет. Пахнет сиренью. Лес темнеет вдали. В лесу быстро темнеет. Подчеркните грамматические основы предложении. Найдите личные глаголы. Найдите безличные глаголы. Как образуются безличные глаголы от личных? В каких случаях личные глаголы употребляются в значении безличных? Сформулируйте вывод. (Безличные глаголы могут быть образованы от личных при помощи суффикса -ся (-сь). В предложениях, в которых нет подлежащих, в безличном значении могут быть использованы личные глаголы.) | Организует сопоставление личных глаголов с безличными, наблюдение над синтаксическими особенностями предложений с безличными глаголами. Организует групповую работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения Организует работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения | Работают по вопросам и заданиям к упражнению, делают вывод, доказывают примерами После наблюдений в группах высказывают свои гипотезы Самостоятельно работают с предложениями, формулируют вывод | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической и диалогической речью. 2. Адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач. |
VI. Итог урока. | 1. Творческая работа. Составить текст (3-5 предложений) на тему «Зимнее утро», используя безличные глаголы. 2. Рефлексия. Тест В каком предложении есть безличный глагол? а) Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка. б) Уже пожелтели березки. в) В лесу пахнет грибами и листвой. г) С юга надвигалась туча. В каком предложении безличный глагол обозначает состояние природы? а) Потемнело в чистом поле. б) Мне не дремлется, не спится у ночного костерка. в) Ему хочется идти в лес, к реке. г) В этот ясный день хорошо работается. Найдите неверное утверждение: а) В предложении безличные глаголы являются сказуемыми. б) Личные глаголы могут использоваться в безличном значении. в) В прошедшем времени безличные глаголы имеют форму мужского рода, единственного числа. г) Безличные глаголы могут означать состояние человека В каком предложении в роли сказуемого выступает личный глагол в значении безличного? а) Не сидится ребятам дома. б) Крепко пахнет от оврагов грибной сыростью. в) Рассветало. г) Мы долго не спали. | Организует творческую работу, уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль Организует рефлексию через выполнение тестового задания с коллективной проверкой | Составляют текст из 3-5 предложений на тему «Зимнее утро», используя безличные глаголы. Выполняя тестовое задание, подводят итог работы | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Познавательные УУД 1. Составлять алгоритм действий. 2. Анализировать, сравнивать, группировать; конструировать. Коммуникативные УУД 1. Аргументировать, строить связное монологическое высказывание. 2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. |