СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безопасное поведение младших школьников в урочное и внеурочное время

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа – это место, где в течение учебного года дети проводят больше всего времени. Здесь они получают знания, отдыхают во время перемен, посещают кружки и внеурочные занятия. И чтобы школьная жизнь не омрачалась неприятными и опасными событиями, существуют определенные правила.Начинать обучение необходимо с разговора про безопасное поведение в школе.

Просмотр содержимого документа
«Безопасное поведение младших школьников в урочное и внеурочное время»

Слайд 2

Безопасность в начальной школе

Всеми давно признано истинным утверждение, что время получения школьного образования должно являться для ребенка одновременно и школой жизни. Поэтому, кроме обучения основам наук, наобщеобразовательные заведения сегодня возлагается множество иных задач, в том числе и освоение детьми основных правил безопасного поведения. Начинать обучение необходимо с разговора про безопасное поведение в школе.Школа – это место, где в течение учебного года дети проводят больше всего времени. Здесь они получают знания, отдыхают во время перемен, посещают кружки и внеурочные занятия. И чтобы школьная жизнь не омрачалась неприятными и опасными событиями, существуют определенные правила.

Слайд 3

В настоящее время очень важно научить учащихся использовать правила безопасного поведения, как в урочное, так и внеурочное время. Чтобы этот процесс был, не разовым и усвоение было на пользу, все мероприятия по технике безопасности требуют повторяемости.У каждого педагога есть обязанности по охране жизни и здоровья детей.Мы инструктируем учащихся через беседы, игровую деятельность, рассказ учителя, обсуждение школьной жизни, беседа по прочитанному рассказу. Но без соблюдения самими учениками определенных правил безопасного поведения в школе любые усилия взрослых окажутся безрезультатными.

Слайд 4

Младший школьный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков, в том числе и навыков безопасности. Дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о ней, у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям.

Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.

Родители, как правило, уделяют мало внимания обучению детей правилам безопасности. Часто они ограничиваются банальными запретами, что вызывает у ребёнка только любопытство и интерес.

Слайд 5

Безопасность – это не заучивание правил, а формирование безопасного образа жизни – он учится правильно существовать в огромном мире, познавая его, избегать опасностей, а не провоцировать их. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок грамотно обучался безопасности.

Слайд 6

На этапе адаптации у первоклассника возникают трудности, которые связаны с особенностями школьного режима и требованиями учителя. Учитель еще не знает индивидуальных особенностей детей и поэтому еще не может обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. На этом этапе педагог обязан формировать у обучающихся ощущение того, что и класс, и школа – это не чуждая ему среда, а дружеский коллектив ровесников, старших товарищей и наставников. Именно учитель должен обучать детей, как вести себя в разных ситуациях, опасных для его нормального существования, труда и отдыха. Такая работа должна проводиться регулярно, а не от случая к случаю. Лишь подобным способом можно выработать умения и знания, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья.

Слайд 7

Хотим выделить этапы формирования навыков безопасного поведения младших школьников:

1 этап – информационный, когда младшие школьники получают знания об опасностях, их преодолении и предотвращении;

2 этап – мотивационный, когда вырабатывается мотивация навыков безопасного поведения;

3 этап – тренировочный, предполагающий упражнения в применении навыков безопасного поведения

А также все правила условно можно разделить на две подгруппы:

- безопасное поведение в повседневной школьной жизни и

- безопасное поведение в условиях экстремальной ситуации.

Итак, повседневное безопасное поведение в школе:

В течение учебного дня можно выделить периоды, во время которых нарушение правил может повлечь за собой опасность причинения вреда здоровью как самого нарушителя, так и окружающих. В этих случаях соблюдение требований безопасного поведения особенно важно. Один из таких периодов – это перемена!!!

Слайд 8

Безопасность на переменах

Перемены между уроками существуют для того, чтобы школьники могли отдохнуть, сходить в туалет, попить, зайти в буфет, подготовиться к следующему уроку. Нонекоторые учащиеся понимают отдых как беготню по коридорам и лестницам, катание по перилам и возню с одноклассниками. Такие действия опасны. За порядком во время перемены наблюдаютклассные руководители, дежурные учителя и учащиеся, которые вынуждены останавливать слишком расшалившихся, чтобы не допустить травм.

Мы с детьми в начальной школе проговариваем самые элементарные правила безопасного поведения в школе во время перемены, начиная с самого первого дня их в школе. Запрещается:

- толкать друг друга;

- употреблять непристойные выражения и жесты;

- бросаться различными предметами;

- драться и применять физическую силу;

- играть в опасные игры, совершать действия, которые могут привести к травмам и порче школьного имущества;

- по коридорам и лестницам идти шагом, не бежать, не расталкивать окружающих;

- держаться правой стороны, чтобы не сталкиваться со встречными;

- на лестнице придерживаться за перила, не съезжать по ним, не перегибаться, не прыгать через ступеньки;

Слайд 9

- массовое скопление - еще одна опасность в перемену. Идя в столовую, библиотеку, учащиеся начальной школы нередко оказываются в таком скоплении. Самое главное идти спокойно друг за другом, не толкаясь и никого не обгоняя, придерживаясь правой стороны. При входе в школу каждый класс заходит в свое время, тем самым избегая массового скопления.

Слайд 10

Безопасность в школе и в классе

Даже такое, казалось бы, спокойное место, как классный кабинет может оказаться источником опасности. Во время урока неосторожный ученик может защемить пальцы между стульями. Раскачиваясь на стуле, можно случайно придавить ногу себе или соседу. Тонкие края листов учебника или тетради грозят торопливым или невнимательным школьникам порезами. Даже обычный грифель острого карандаша бывает причиной травмы. Кабинетная дверь при неаккуратном обращении способна прищемить руку или ударить по лбу.

Чтобы подобного не случилось, с детьми проводятся регулярные беседы:

- на уроке аккуратно обращаться с учебными предметами и мебелью;

- входя в класс или выходя из него, резко не распахивать и не захлопывать дверь;

- не качаться на стуле, сидеть ровно;

- перелистывать страницы учебника, тетради аккуратно;

Слайд 11

-находясь в школьной столовой, необходимо проявлять аккуратность, не оставлять продуктов питания на столах, не сорить на пол (кто-то другой может поскользнуться). Перед приемом пищи обязательно вымойте руки с мылом. Во время еды следует вести себя спокойно, так как еда горячая, не стоит размахивать столовыми приборами, не нужно кричать и толкаться. После приема пищи необходимо убрать за собой посуду. Нельзя находиться в столовой в верхней одежде и головном уборе.

Слайд 12

- всем известно, что мешок со сменной обувью — неотъемлемый атрибут школьника. И казалось бы, что в нем опасного? Но на самом деле опасность есть! Во-первых – это лямки, при помощи которых этот мешок затягивается. Не все родители регулируют их по росту детей и получается, что лямки от этого мешка просто волочатся по полу, поэтому учащийся может запутаться, упасть и получить травму. Во-вторых, невнимательность по отношению к другим учащимся и учителям при надевании этого мешка на плечи. Большинство детей могут самостоятельно его надеть, и чтобы им было удобно, они придумали удобный для них способ – «перекидывание» мешка за плечи. Но удобно не значит безопасно! В таких случаях, чтобы мешок со сменной обувью стал безопасным, учителя следят за тем, чтобы лямки были прибраны. Если не получается надеть его на плечи, нужно попросить помощь у учителя или одноклассника.

Слайд 13

Школа оказывает существенное влияние на процесс формирования навыков безопасного поведения учащихся. Так, на уроках по курсу «Окружающий мир» (Плешаков и др.) младшие школьники изучают вопросы безопасности жизнедеятельности человека в природе, в быту, на дорогах и улицах и т.п. на таких уроках как:

  1. «Что окружает нас дома?»

  2. «Что вокруг нас может быть опасным?»

  3. «Пожар»

  4. «Берегись автомобиля.»

  5. «Лесные и домашнее опасности.»

Правила безопасности в окружающей среде и быту. Правила поведения в окружающем их мире, жизненно необходимы младшим школьникам. Опасности могут подстерегать ученика в лесу, во время похода и экскурсии. На этом этапе мы детально проговариваем все ситуации, которые могут возникнуть во время экскурсии, а также как предотвратить ту,или иную ситуацию.

Слайд 14

Важной темой является безопасность на уроках технологии. На самом первом уроке всегда проводится Инструктаж по технике безопасности, на котором вспоминаем следующие правила:

1. Работу начинай только с разрешения учителя. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.

3. Употребляй инструменты только по назначению. Не просверливай ножницами отверстия.

4. Не работай неисправными инструментами.

5. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

6. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

7. Раскладывай инструменты в указанном учителем порядке.

8. Не разговаривай во время работы.

9. Выполняй работу внимательно.

Слайд 15

Отдельной темой для разговора является и правильное обращение с ножницами:

1.Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2.Перед работой проверь исправность инструментов.

3.Не работай ножницами с ослабленным креплением.

4.Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

5.Работай ножницами только на своем рабочем месте.

6.Следи за движением лезвий во время работы.

7.Ножницы клади кольцами к себе.

8.Подавай ножницы кольцами вперед.

9.Не оставляй ножницы открытыми.

10.Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

11.Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12. Используй ножницы по назначению!

Слайд 16

А также правила безопасной работы со швейной иглой:

1.Храни иглу всегда в игольнице.

2.Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

3.Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.

4.Не бери иглу в рот и не играй с иглой.

5.Не втыкай иглу в одежду.

6.До и после работы проверь количество игл.

7.Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.

8.Не отвлекайся во время работы с иглой.

Вывод – школа оказывает существенное влияние на процесс формирования навыков безопасного поведения учащихся в урочное время.

Слайд 17

Также мы изучили вопрос формирования навыков безопасного поведения младших школьников впроцессе внеурочной работы.Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге. Теоретических знаний младшего школьника о правилах пожарной безопасности, правилах поведения в быту, дорожного движения бывает недостаточно. Безопасное поведение обеспечивают только привычки, которые, как правило, нельзя сформировать только словами. Они вырабатываются путем многократного повторения действий, имитирующих поведение на улице, во дворе, дома, в школе.

Слайд 18

Во время учебного процесса мы не раз посещаем театры и музеи, а также бывают экскурсии на природу (посещение парка, территории школы). Окружающий мир в наше время, для младшего школьника наполнен опасностями. Это дороги, бытовая техника, пожары в природе и в доме, ядовитый и опасный для детей растительный мир. Ведь если опираться на статические данные, то можно увидеть, насколько современный мир опасен для маленького человека. Научить ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и учителей.

Первым педагогическим условием в формирование навыков безопасного поведения в рамках внеурочной деятельности, по нашему мнению, является проведение инструктажей и бесед:

Слайд 19

1. Правила безопасности дорожного движения. С каждым годом число автомобилей на дорогах, особенно в крупных городах, растет, движение становится все более интенсивным, младшему школьнику все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов. Поэтому перед каждым выходом с классом учителем прорабатывается маршрут, и если на этом пути попадается пешеходный переход, то учитель вместе с детьми подробно вспоминает все правила дорожного движения как на регулируемом пешеходном переходе, так и не на регулируемом. При переходе дороги через светофор, дети останавливаются на безопасном расстоянии от края проезжей части.

Слайд 20

2. Правила пожарной безопасности.Младшему школьнику необходимо знать о пожарах как можно больше, чтобы защитить себя. Пожарная безопасность, как и безопасность человека в целом, во многом зависит от его просвещенности, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действий в чрезвычайных ситуациях.

Слайд 21

3. Правила безопасного поведения в общественном месте.В системе работы педагога большое значение имеет разъяснение детям этических норм, связанных с правилами культурного и безопасного поведения в общественном месте. Методы разъяснения различные: рассказ учителя, этическая беседа, обсуждение фактов школьной жизни, беседа по прочитанному рассказу, стенды по культуре поведения.

Перед посещением театра, кинотеатра, музея классный руководитель проводит инструктаж по правилам безопасного поведения. В данные заведения запрещено брать острые предметы, а также взрывоопасные предметы и легковоспламеняющиеся вещества. При возгорании или задымлении следует без паники пройти к ближайшему эвакуационному выходу. При этом не следует толкать впереди идущих людей, бежать, размахивать руками и нагнетать панику. При задымлении дышать через платок, футболку или иные элементы одежды, желательно слегка смоченные водой. Пригнувшись пробираться к выходу.

Слайд 22

4. Правила поведения в общественном транспорте.Каждый день мы выходим из дома на улицу и пользуемся услугами общественного транспорта. Безусловно, очень важно соблюдать на улице правила дорожного движения и в первую очередь думать о своей безопасности. Но нельзя забывать и о том, что рядом с нами находятся люди. Внимательное, предупредительное и доброжелательное отношение к ним обязательны для воспитанного человека.

На остановке никогда нельзя стоять у кромки тротуара. Вас нечаянно могут толкнуть, и вы окажетесь под колесами.

- Подходить для посадки к двери можно только после полной остановки транспорта.

- Не садитесь в транспорт в последний момент, вас могут прищемить дверями.

- Посадка в транспорт требует внимания и осторожности.

- Перед посадкой в транспорт необходимо дождаться пока пассажиры выйдут из него, поэтому не надо стоять прямо у входа.

- В салон автобуса следует заходить спокойно в порядке очереди, никого не расталкивая.

- Возле дверей лучше не стоять. Там вас будут постоянно задевать те, кто выходит, а открывающаяся дверь может и прищемить.

- Нельзя отвлекать водителя во время движения.

- Во время движения нужно сидеть, а если нет мест, то необходимо обязательно держаться за поручни. Иначе можно упасть и сильно удариться!

-Во время передвижения целого класса заказным транспортом в театр (музей), все учащиеся должны сидеть на своих местах и должны быть обязательно пристегнуты ремнями безопасности!

Слайд 23

ВЫВОД: Формирование безопасной жизнедеятельности строиться по следующим основным направлениям:

1. Безопасность на дорогах и улицах населённых пунктов. Этому пункту мы уделяем особое внимание, дети рисуют безопасный маршрут Дом-школа-дом с родителями, либо с учителем.

2. Безопасность на природе.

3. Безопасность в общественном месте и общественном транспорте.

4. Безопасность при общении с незнакомыми людьми.

5. Безопасность в чрезвычайных ситуациях.

6. Безопасность «Один дома».

7. Пожарная безопасность.

Слайд 24

8. Антитеррористическая безопасность.

Не подходить к обнаруженному подозрительному предмету и не трогать его руками. Немедленно сообщить взрослым. Далее необходимо обеспечить организованную эвакуацию и дождаться прибытия представителей правоохранительных органов.

Если ты находишься в помещении и услышал выстрелы, то нельзя стоять у окна, нельзя подниматься выше уровня подоконника и выходить из класса. Для безопасности детей необходимо перевернуть парту и спрятаться за ней. Учитель должен закрыть кабинет изнутри, позвонить по номеру 112 и сообщить о выстрелах. Если ты находишься в коридоре, холле или спортзале, постарайся найти помещение, в котором можно закрыться. Там нужно сидеть тихо, не звать на помощь.

Как действовать, если стали заложниками в случае захвата террористами:

1.В случае захвата необходимо находиться на своём месте и не привлекать внимания.

2.Какой бы страх вы не испытывали, не впадайте в панику: не повышайте голоса, не делайте резких движений.

3.Отвлекайте себя различными способами.

4.Выполняйте все требования террористов.

5.Спрашивайте разрешения передвигаться, сходить в туалет и даже открыть сумку.

6.Наметьте себе укрытие, которое даст вам определённую защиту.

7. При операции освобождения не бегите навстречу освободителям. Лягте на пол лицом вниз подальше от окон и дверей.

ВЫВОД: Работая по перечисленным направлениям, мы используем самые разные методы, формы и приёмы, не забывая всё же, что безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!