1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово: Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы на урок всем нам Захотелось вновь прийти! | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся | Листы обратной связи |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа | На доске буквы о, а, е, и, я. – Почему у нас в гостях появились эти буквы? (В написании этих гласных букв мы чаще всего допускаем ошибки.) – Что будем отрабатывать на уроке? Кто назовет тему урока? (Мы будем повторять правописание слов с безударными гласными.) | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания | | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | |
Просмотр мультимедийной презентации с тестом «Правописание безударных гласных в корне слова» | Внимательно посмотрите на экран, выберите задание, выполните, объясните его выполнение. а) Прочитайте. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочное слово: в..сна, цв..ты, тр..ва, д..жди, в..да, гр..чи. Придумайте и запишите распространенное предложение с одним из слов. б) Спишите, вставляя пропущенные буквы, записывая проверочное слово к слову с безударной гласной в корне | Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы, выполнение заданий |
Обсуждение результатов работы по заданиям презентации | Во дв..ре рыхлая л..дяная горка. Тр..пинки в с..аду поч..рнели. Настало время б..лить в с..ду д..ревья. Надо защ..тить их от горячего солнца и н..чного мороза. Второе предложение разберите по членам предложения и по частям речи. Контролирует правильность выполнения заданий | Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что имеют недостаточно знаний для полных ответов. Задают вопросы для уточнения информации | Индивидуальная, групповая | Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков | |
Физкультминутка | Вот мы руки развели, Словно удивились, И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная | Личностные: понимают значение профилактики утомления для организма | |
3. Целепо-лагание и постро-ение проекта выхода из затруднения | Беседа по вопросам. Ознакомление с заданием. Работа в парах. Игра «Разгадай кроссворд» (Филинова Т. Н.) | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. – Трудная нам предстоит работа? Постараемся справиться. Помните, орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. – Кто правильно разгадает кроссворд, тот сумеет прочитать слово в выделенных клетках | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, отвечают на вопросы. выполняют практические задания в парах, согласуя действия | Индивидуальная, групповая, парная | Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия | Вопросы для уточнения ин-формации |
4. твор-ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Разгадывание кроссворда | 1. То он – блин, то он – клин, Ночью на небе один. 2. Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет – В лесу подснежник расцветет. 3. Яростно реки рвет И разламывает лед. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел? 4. Летом зеленеет, осенью желтеет. 5. Я мохнатый, я кудлатый, Я всегда над каждой хатой. Но нигде-нигде меня Не бывает без огня. Ответы: 1. Месяц. 2. Весна. 3. Апрель. 4. Трава. 5. Дым. – Какое слово получилось? Объясните его написание. (Цветы – цвет.) – Какие еще здесь слова с безударной гласной, которые можно проверить ударением? (Весна – весны. Трава – травы.) дополняет ответы учащихся | Работа перед выполнением задания. Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над кроссвордом. Разгадывают кроссворд, применяют правило | Групповая, индивидуальная | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения | Устные ответы |
5. Первич-ное закрепление с комментированием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа | – Придумайте предложение со словом цветы. Организует и сопровождает деятельность учащихся. Записывает варианты ответов на доске. – Запишите лучшее предложение под диктовку, объясните все орфограммы. – Самостоятельно разберите нужный вариант по членам предложения, укажите части речи. Организует выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения | Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Индивидуальная, групповая | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи | Устные ответы |
Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, письменная работа | Первая группа получает «карточки-картинки», на которых изображены трава, копна, коза, пчела, снопы, глаза, цветы, мячи. Задание. Напишите названия предметов и проверочные слова к ним. Выделите в словах корень. Поставьте в словах ударение. Подчеркните безударные гласные в корне слов. Вторая группа получает «карточки-картинки», на которых изображены овца, лиса, гнездо, коза, кормушка, окно, сосна, река. Задание. Напишите названия предметов и проверочные слова к ним. Выделите в словах корень. Поставьте в словах ударение. Подчеркните безударные гласные в корне слов. Индивидуальное задание повышенной трудности (для желающих). Упр. 34 | Работают с заданием. Отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Листы обратной связи |
6. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | – Урок подходит к концу. Выполнили ли мы задачу урока? – А я сейчас еще раз проверю ваши практические умения. Вы получите перфокарты. Ваша задача – вставить в «окошки» пропущенные безударные гласные, которые можно про-верить | Рассматривают и заполняют перфокарты, оценивают работу товарищей. Отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Оценивание работы учащихся на уроке |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? – Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? – Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку своей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий | Листы обратной связи |