СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безударные гласные в корне слова.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Безударные гласные в корне слова.»

Уроки 6–7. Безударные гласные в корне слова

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания о правописании безударных гласных в корне слова, отработать умение подбирать проверочное слово, правильно писать гласные проверяемые, непроверяемые

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова, орфограммы о непроверяемых безударных гласных в корне слова; уметь правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне; графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться способами проверки безударной гласной в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов), орфографическим словарем.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне, в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

методы и формы обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net http://www.intergu.ru http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Безударная гласная, однокоренные слова и формы слова


Организационная структура (сценарий) урока


Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово:

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы на урок всем нам

Захотелось вновь прийти!

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся

Листы обратной
связи

2. Актуализация
и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их
в новых ситуациях.

Эвристическая беседа

На доске буквы о, а, е, и, я.

– Почему у нас в гостях появились эти буквы?
(В написании этих гласных букв мы чаще всего допускаем ошибки.)

– Что будем отрабатывать на уроке? Кто назовет тему урока? (Мы будем повторять правописание слов с безударными гласными.)

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания


Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу


Просмотр мультимедийной презентации с тестом «Правописание безударных гласных в корне слова»

Внимательно посмотрите на экран, выберите задание, выполните, объясните его выполнение.
а) Прочитайте. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочное слово: в..сна, цв..ты, тр..ва, д..жди, в..да, гр..чи.

Придумайте и запишите распространенное предложение с одним из слов.

б) Спишите, вставляя пропущенные буквы, записывая проверочное слово к слову с безударной гласной в корне

Смотрят презентацию, воспринимают на слух

информацию, осваивают лингвистические термины

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы, выполнение заданий

Обсуждение результатов работы по заданиям презентации

Во дв..ре рыхлая л..дяная горка. Тр..пинки в с..аду поч..рнели. Настало время б..лить в с..ду д..ревья. Надо защ..тить их от горячего солнца и н..чного мороза.

Второе предложение разберите по членам предложения и по частям речи.

Контролирует правильность выполнения заданий

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что имеют недостаточно знаний для полных ответов. Задают вопросы для уточнения информации

Индивидуальная, групповая

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков


Физкультминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Личностные: понимают значение профилактики утомления для организма


3. Целепо-лагание

и постро-ение проекта выхода

из затруднения

Беседа по вопросам. Ознакомление
с заданием.

Работа в парах. Игра «Разгадай кроссворд» (Филинова Т. Н.)

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– Трудная нам предстоит работа? Постараемся справиться. Помните, орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.

– Кто правильно разгадает кроссворд, тот сумеет прочитать слово в выделенных клетках

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, отвечают на вопросы. выполняют практические задания в парах, согласуя действия

Индивидуальная, групповая, парная

Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия

Вопросы для уточнения ин-формации

4. твор-ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие
сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Разгадывание кроссворда

1. То он – блин, то он – клин,

Ночью на небе один.

2. Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцветет.

3. Яростно реки рвет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел?

4. Летом зеленеет, осенью желтеет.

5. Я мохнатый, я кудлатый,

Я всегда над каждой хатой.

Но нигде-нигде меня

Не бывает без огня.

Ответы: 1. Месяц. 2. Весна. 3. Апрель.
4. Трава. 5. Дым.

– Какое слово получилось? Объясните его написание. (Цветы – цвет.)

– Какие еще здесь слова с безударной гласной, которые можно проверить ударением? есна – весны. Трава – травы.)

дополняет ответы учащихся

Работа перед выполнением задания. Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над кроссвордом. Разгадывают кроссворд, применяют правило

Групповая,

индивидуальная

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения

Устные ответы

5. Первич-ное закрепление
с комментированием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Обобщение
и систематизация знаний
и формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа

– Придумайте предложение со словом цветы.

Организует и сопровождает деятельность учащихся. Записывает варианты ответов на доске.

– Запишите лучшее предложение под диктовку, объясните все орфограммы.

– Самостоятельно разберите нужный вариант по членам предложения, укажите части речи.

Организует выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи

Устные ответы

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, письменная работа

Первая группа получает «карточки-картинки», на которых изображены трава, копна, коза, пчела, снопы, глаза, цветы, мячи.

Задание. Напишите названия предметов и проверочные слова к ним. Выделите в словах корень. Поставьте в словах ударение. Подчеркните безударные гласные в корне слов.

Вторая группа получает «карточки-картинки», на которых изображены овца, лиса, гнездо, коза, кормушка, окно, сосна, река.

Задание. Напишите названия предметов и проверочные слова к ним. Выделите в словах корень. Поставьте в словах ударение. Подчеркните безударные гласные в корне слов.

Индивидуальное задание повышенной трудности (для желающих). Упр. 34

Работают
с заданием. Отвечают на вопросы

Индивидуальная, групповая

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Листы обратной
связи

6. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение

полученных

на уроке сведений, оценивание

– Урок подходит к концу. Выполнили ли мы задачу урока?

– А я сейчас еще раз проверю ваши практические умения. Вы получите перфокарты.

Ваша задача – вставить в «окошки» пропущенные безударные гласные, которые можно про-верить

Рассматривают и заполняют перфокарты, оценивают работу товарищей. Отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Оценивание работы учащихся
на уроке

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог

урока)

Заключительная беседа по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

– Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке?

– Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку своей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным
лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных

на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий

Листы обратной
связи