Библиотечный урок для учащихся
« ЗНАКОМСТВО С БИБЛИОТЕКОЙ. СТРОЕНИЕ КНИГИ. КАК РОЖДАЕТСЯ КНИГА. ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНА КНИГА».
Цели.
1. Дать учащимся вторых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности (ББГ) - «библиотека», «книжный фонд», « читальный зал».
2. Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.
3. Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг -попросить подобрать себе книгу.
4. В воспитательных целях ознакомить детей с « Правилами поведения в библиотеке».
5. Дать понятие об основных элементах книги (обложка, корешок, титульный лист, предисловие, оглавление, иллюстрация). Привить любовь к книге, к культурному чтению.
Книга – учитель,
Книга - наставник,
Книга - бесценный товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
если ты выпустишь книгу из рук.
( В. Боков)
Вот вы уже школьники! И на многие вопросы знаете ответ.А откуда? От взрослых- родителей и учителей, и конечно же из книг.
Есть такой дом на свете, в котором собраны для вас путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный
Называется он «библиотекой».
«Библио» по- гречески - книга, а «тека»-хранилище. А знаете, сколько лет существует библиотека? Почти 5 тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте - написанные на папирусе, в Древней Месопотамии- выцарапанные на глиняных табличках.В Древней Греции- из пергамента. В Индии- составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае -свитки из шелка,бумаги.В Древней Руси-на бересте. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.
Так что такое библиотека? Правильно, это дом, где живут книги. Здесь живут и дружат между собой книги и журналы, все это называется «книжный фонд». А для того, чтобы мы могли найти нужную книгу, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру.
Но в каждом доме есть хозяин. Кто хозяин в книжном доме? Библиотекарь. Он поможет хорошо ориентироваться в этом мире книг.
В нашей библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал. У слова«абонемент» много значений. Если хотите знать все значения, загляните в словарь. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку - ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беде, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги.
У нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература- энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать вчитальном зале.
В нашей библиотеке очень много разнообразных книг.
Книги располагаются на полках. Книжная полка – на ней расставлены книги, а несколько таких полок называют стеллажом. Каждый ученик школы знает, что в библиотеке все книги стоят строго по правилам. В детском отделе книги стоят по алфавиту. Поэтому, чтобы найти книгу, надо обязательно, знать её название и автора
А как называют человека, который приходит в библиотеку? Читатель. Правильно, читатель – это человек, который записался в библиотеку, взял книгу на дом, или читал в читальном зале.
На каждого читателя заводится «Читательский формуляр» в него записываются все книги, которые выдаются читателю на дом.
Книги входят в нашу жизнь с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, и мы привыкли к ней.
Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг.
Прошли три года с тех пор, как вы переступили порог нашей школы. Многое узнали, увидели, прочитали.
Как много в нашей библиотеке хороших, интересных, умных книг. Кажется, ни одна не похожа на другую. Ребята часто долго выбирают книгу в библиотеке. Некоторые смотрят на обложку, думая, что если она красивая, то, наверное, и книга интересная. Другие ищут книгу с интересными иллюстрациями или крупными буквами. И лишь немногие знают все элементы книги, которые помогают при ее выборе. Каждая книга очень много рассказывает о себе. Надо только знать нашего друга – книгу. И вот сегодня мы познакомимся с книгой поближе, узнаем, как построена книга , из каких элементов она состоит.
Зарождение книгопечатания в России
«Изобретение книгопечатания – самое значительное событие в истории… Это – основа революции… Благодаря книгопечатанию, человеческая мысль становится как никогда вечной. Она летуча, неуловима, неразрушима».
Так писал В. Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери», и этот восторженный гимн книгопечатанию отражает мнение многих передовых умов.
Как же зародилось книгопечатание в России?
В Москве с давних пор существовало тиснение. На деревянных или металлических досках вырезывали иллюстративные заставки и целые заглавные строки и делали с них оттиски в начале книги.
Многочисленные обстоятельства политического и культурно-просветительского характера побуждали московское правительство организовать книгопечатание. Наличие в России подходящих, умелых людей очень облегчало эту задачу.
Поэтому с середины ХYI века правительство начинает предпринимать практические меры для основания типографии.
Здесь следует отметить, что первые книги на славянском языке начали печататься еще в конце ХY века, но за границей: в Кракове, Венеции, Цетинье, Польше, Литве, Чехии.
Попытки наладить книгопечатание предпринимал Иван III, но они закончились ничем. Основание первой типографии и создание государственного издательства – эти звенья в цепи реформ, предпринятых правительствомИвана Грозного с целью упрочения и централизации государственной власти.
Вот как сказано об этом событии в послесловии московского «Апостола»:
«Повелел царь устроити дом от своеяцарския казны идеже печатному делу строитися, и нещадно даяше от своих царских сокровищ делателем, Николы ЧюдотворцаГостунского диакону Ивану Федорову да Петру Тимофеевичу Мстиславцу на составление печатному делу и к их успокоению, дондеже и на совершение дело их изыде, и первееначаша сия святыя книги, деяния апостольска». Печатание этой книги началось 19 апреля 1563 г. и было закончено 1 марта 1564 г.
Эта дата (1 марта 1564 года) и считается официальной датой начала книгопечатания в России. Печатная книга шла на смену отжившей рукописной. Ей принадлежало будущее, но она должна была доказать и отстоять свое право. Первая печатная книга должна была быть не хуже рукописной, и Иван Федоров блестяще справился с этой трудной задачей
Основная часть:
Давайте вспомним, что мы уже знаем о книге. Из чего же она состоит?
Обложка, иллюстрации, фамилия и имя автора, заглавие книги, страницы.
А с чего начинается любая книга?
С обложки
Правильно, книга начинается с ОБЛОЖКИ. ОБЛОЖКА — бумажное покрытие книги, обычно содержит сведения об издании (автор, название), а также является элементом внешнего оформления. Обложка знакомит читателя с книгой. Она как вход в книгу, и чтобы вам хотелось открыть книгу, обложки делают яркими и интересными.
Обложка сберегает книгу, книга в обложке меньше мнется, дольше живет. Еще лучше сберегают книги твердые, картонные переплеты.
Впервые книги в твёрдых бумажных переплётах появились в России в середине 18 века.
Многие книги одеты в СУПЕРОБЛОЖКУ. Суперобложка — бумажная обложка, надеваемая на переплёт или основную обложку. Для повышения прочности часто покрывается лаком или синтетической плёнкой. Если книга в обложке, то суперобложка может быть приклеена к корешку, чтобы не соскальзывала. Используется как элемент внешнего оформления, предохраняет от повреждений и загрязнений переплёт.
Итак, знакомство с книгой начинается с обложки, но обложка дает не полные сведения о книге.
Давайте откроем книгу и первая страница книги - ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ.
С титульного листа мы начинаем изучать книгу. Он дает нам первое представление о книге.
Титульный лист — начальная страница книги, на которой размещаются её основные выходные сведения.
На титульном листе сверху мы видим фамилию автора книги: Сутеев. Ниже, красивыми крупными буквами - название книги: «Сказки и картинки». Под названием мы видим фамилию художника, нарисовавшего картинки в нашей книге.
Теперь мы знаем, что книга называется «Сказки и картинки» и написал её Владимир Сутеев.
Каждый знает, что книги печатают, издают. Дом, где была издана наша книга находится в Москве и издательство называется «Детская литература». Мы даже можем узнать, когда книга была напечатана. На титульном листе написано - 1991 г. - это и есть год издания.
Перелистнув страничку, на обороте титульного листа, мы видим мелким шрифтом написанный текст. Это важная часть аппарата книги – аннотация.
Аннотация – это короткий рассказ о книге. Иногда это всего две-три фразы, но о самой главной теме произведения. Аннотации чаще всего печатаются на обороте титульного листа или в конце книги. (Показывают на примере).
В книгу вошли сказки и сказочные истории для самых маленьких. Многие из них знакомы детям по мультфильмам.
Теперь нам понятно, что, прочитав аннотацию, мы сразу поймем, о чем написана книга. Это очень удобно. Запомните, перед тем, как взять книгу в библиотеке, прочтите аннотацию. Это поможет вам сделать правильный выбор.
Автор обычно хочет сказать несколько слов тому, кто взял в руки его книгу. И он делает это в ПРЕДИСЛОВИИ. В древности всякий рассказ, историю называли «словом». Это значение сохранилось и до наших дней в слове «ПредиСЛОВИЕ», то есть то, что перед «словом» (т.е. перед текстом).
Предисловие расскажет вам об авторе, его жизни и творчестве, о книге, об истории ее создания, о героях книги, их дальнейшей судьбе и о многом другом. Написать предисловие может сам автор. А может быть написано и другим человеком, который делится с читателем своими впечатлениями о книге и ее авторе. Давайте прочитаем предисловие к нашей книге.
Итак, если не очень понятно название книги - смотрите предисловие.
При знакомстве с книгой мы приступаем к следующему элементу - тексту. Тест - это и есть сказки, рассказы, стихи. Рассмотрим его внимательно.
Часто вы выбираете книги с картинками. Это не случайно. Ребята, а для чего нам нужны ИЛЛЮСТРАЦИИ?
Правильно. Картинки, а точнее иллюстрации, дополняют текст, помогают лучше его понять. Иногда писатели сами иллюстрируют свои произведения.
Некоторые книги имеют ПОСЛЕСЛОВИЕ, в котором автор или создатель книг обращаются к читателю, дают советы.
А теперь мы подошли к еще одному секрету книги - это СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ КНИГИ. Некоторые из вас, ребята любят читать детскую научно-познавательную литературу, которая есть у нас в библиотеке. И в каждой такой книге есть свой справочный аппарат. Он может состоять из:
- указателя имён, который имеет ссылки на страницы, где упоминается то или иное имя
- предметного указателя, который дает краткое словесное обозначение предмета и
указывает нужную страницу
- словаря терминов, объясняющего нам непонятные слова, термины.
- словаря географических названий, имеющего ссылки на страницы, где упоминается то
или иное географическое название.
( Показать книгу со справочным аппаратом, например
И завершая наше путешествие, рассмотрим последний раздел – это СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ. Содержание книги в первую очередь помогает понять структуру книги, содержит темы книги, перечень названий глав или параграфов (в учебнике) с указанием страниц.
Но Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке?
.
Правило № 1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
Правило № 2. Книги надо возвращать вовремя. Ведь их ждут другие читателя. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.
Правило № 3. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.
Правило № 4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется ни одной книги.
Правило № 5. Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика.
Книги- как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники: что?-БЕРЕЧЬ!
Правильно! Давайте и мы с вами запомним, что с книгами делать
нельзя:
-
Нельзя книги перегибать.
-
Нельзя загибать книжные страницы.
-
Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? ЗАКЛАДКА.
-
Нельзя писать и рисовать в книгах.
-
Нельзя читать книги во время еды.
Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.
А что значит - обращаться бережно? Чего боится книга? (Анализируются детские ответы). На нее нельзя ставить утюг или сковородку. Подкладывать ее под ножку качающегося стула, накрывать ею настольную лампу, слюнявить листы, подчеркивать понравившиеся или непонравившиеся места, рисовать на ней. Книга очень хрупка. Она боится и воды, и огня, и грязных рук. Но бережно хранимая книга живет сотни лет. Ведь всем интересно посмотреть, какой была книжка 50, 100 и более лет назад.
Молодцы! Думаю, что среди вас не будет таких читателей, после которых книжку нужно будет лечить.
ХОЧУ ЗАКОНЧИТЬ УРОК СЛОВАМИ К. Паустовского: «Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы новой книги».
Вот и подошло к концу наше путешествие.
Но настоящее, большое путешествие в мир книг у вас, ребята только начинается.
Добро пожаловать в нашу школьную библиотеку!
Список литературы:
-
Библиотечно-библиографические знания – школьникам [Текст]: практическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Кн. палата, 1989. – 216 с.
-
Кузякина Н. Любите книгу и цените библиотеку [Текст]: метод. пособие для шк. библиотекарей / Н.Кузякина // Библиотека в школе. – 2004. – № 13.
-
Средь умных книг, хранящихся на полке [Текст]: сценарии библиотечных уроков и праздников / сост. Н.М. Макарова. - М.: Школьная библиотека, 2002. - 168с. - (Прилож. к журналу «Школьная библиотека).