Цель: воспитание у учащихся элементарной культуры бережного использования воды.
Задачи:
Познакомить с водными ресурсами города (села).
Воспитывать культуру поведения в природе.
Содействовать формированию у учащихся убеждения в важности личного вклада в водосбережение.
Оборудование: загадки от Водяши, картинки для игры «Будь внимательным», бумага, цветные карандаши или фломастеры, краски.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему.
Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда,
Всем, везде нужна вода!
- Ребята, о чем мы сегодня будем вести беседу?
- Правильно, о воде. А еще мы познакомимся еще с одним другом Берегоши – Водяшей. Как вы думаете, чему он будет нас учить?
- Урок будет не обыкновенный, а урок-экскурсия. Мы все вместе отправимся к ближайшему водоему.
III. Правила поведения в природе.
- Прежде чем отправимся в путь, давайте поиграем в игру «Можно – нельзя». Я задаю вопросы, а вы, подумав, отвечаете. Если «можно» - хлопайте в ладоши, а «нельзя» - топайте ногами. Готовы?
- Можно ли кричать на лугу или в лесу?
- Можно ли срывать цветы, ломать кусты и деревья?
- Можно ли ловить насекомых, птиц, зверей?
- Можно ли разжигать костер?
- Можно ли разбрасывать мусор?
- Можно ли слушать тишину?
- Молодцы! Вы все ответили верно. Теперь мы можем отправляться в путь.
IV. Экскурсия в природу.
- Чтобы нам было веселее в пути Водяша прислал вам загадки о воде. Отгадав их, вы узнаете где и в каком виде можно встретить воду в нашей повседневной жизни.
(Приложение № 1)
- А где еще можно встретить воду?
- О воде написано много, и каждому известна ее роль в жизни человека. Достаточно сказать, что сам человек состоит более чем на половину из воды.
- Ребята подготовили устный журнал «Это интересно знать».
(Приложение № 2)
- А как называется наша речка (озеро)?
- Кто знает, почему она имеет такое название?
- Вот мы и пришли. Давайте посмотрим вокруг.
- Какого цвета вода в реке?
- Мутная или прозрачная?
- Берега у реки пологие или крутые?
- Какие растения растут по берегам?
- Водятся ли рыбы в нашей реке? Какие?
- А какие водоемы вы еще знаете?

- Я хочу рассказать вам сказку о маленьком ручейке. Послушайте внимательно.
(Приложение № 3)
- Почему веселый ручеек ушел от людей?
- Если бы все реки обиделись на людей и убежали, что стало бы с нами?
- Смогли бы люди жить без воды?
- Наша страна богата водоемами. Это и делает ее прекрасной. Водные богатства Беларуси – это реки, озера, водохранилища, пруды, подземные воды. Водоемы – настоящее украшение природы, природный дом для многих растений и животных.
- Я от имени Водяши предлагаю вам игру «Будь внимательным».
Предлагаются две картинки. На одной изображен ручеек, на берегах растут цветы, кусты, деревья, летают бабочки, стрекозы, на ветках деревьев гнезда птиц с птенцами, вода в ручейке голубая, прозрачная, в ней плавают рыбки.
На другой – тот же ручеек, но вода в нем грязная, мутная, в ней плавают банки, бутылки, на берегах желтая трава, нет цветов, сломаны кусты, нигде нет ни насекомых, ни птиц. Задача – найти отличия.
- Что нужно делать для того, чтобы вода в водоемах была чистой?
- Каждый человек должен твердо знать, что все мы отвечаем за сохранение водных богатств нашей Родины. Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту природы.
V. Конкурс рисунков «Наш друг – Водяша».
- Мы с вами уже знакомы с многими друзьями Берегоши. А сегодня познакомились с Водяшей. Но мы его не видели. Давайте сделаем так: каждый из вас возьмет бумагу, карандаши, краски или фломастеры и нарисует нашего нового друга.
Выставка рисунков. Выбор рисунка для эмблемы Водяши.
VI. Подведение итогов.
- Почему водоемы считаются бесценным природным богатством?
- В каком виде вода встречается в повседневной жизни человека?
- Что нового вы узнали о воде?
- Объясните, как вы понимаете смысл высказывания: «Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту природы».
- О том, кому и для чего нужна вода, мы поговорим с вами на следующем занятии.
- А наш урок я хочу закончить девизом Водяши, который вы должны запомнить.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без воды!
VII. Домашнее задание.
С помощью родителей сделать фотографии или рисунки с изображением местного водоема и передать в классный экологический музей.
Приложение № 1
З А Г А Д К И
-
| Я – и туча и туман, И ручей и океан, И летаю и бегу, И стеклянной быть могу. Вода |
-
| Течет, течет – Не вытечет. Бежит, бежит – Не выбежит. Река |
-
| Без крыльев – лечу, Без ног – бегу, Без паруса – плыву. Облако |
-
| В белом бархате деревья – И заборы, и деревня. А как ветер нападает, Этот бархат опадает. Иней |
-
| Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко – Стало видно далеко. Туман |
-
| Без досок, без топоров Через речку мост готов. Мост – как синее стекло: Скользко, весело, светло. Лед |
-
| Из воды родился И в воду превратился. Снег |
Приложение № 2
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Вода на Земле бывает разная. Морская вода – соленая. Минеральная вода – самая вкусная и полезная. Дождевую воду пить опасно, она может быть загрязнена пылью, микробами, ядовитыми веществами. Чистая пресная вода – большая ценность. Главное хранилище пресной воды на планете – ледники.
И туман, и облака состоят из мельчайших капелек воды. Различие заключается в том, что туман стелется по Земле, а облако образуется высоко над Землей.
Из-под Земли бьет ключик прозрачной чистой воды. Это ключевая вода. Откуда она появляется? Это грунтовая (подземная) вода, просачившаяся через верхние слои почвы.
Ночью, особенно под утро, на листьях кустарников и на траве появляется роса. Роса – это капельки воды. Ночью воздух охлаждается и пар, содержащийся в нем, превращается в воду.
Самое большое озеро Беларуси – Нарочь. Его длина почти 13 км, ширина около 10 км, а глубина в некоторых местах превышает 24 км. Самое глубокое озеро – Долгое. Его глубина в некоторых местах превышает 53 м.
Беларусь называют «синеокой», страной голубых рек и озер. На территории нашей страны протекает более 20 тысяч рек. Наиболее крупные реки: Днепр, Западная Двина, Неман, Западный Буг.