СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа для родителей :"Как помогать первокласснику"

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Как помогать первокласснику.

   Все родители, конечно, хотят, чтобы их дети учились на отлично. Они готовы помогать ребенку, показывать ему, как и что надо делать. Это хорошо. Но нужно учитывать, что разным детям нужно помогать по-разному. Правильно, вовремя оказанная помощь часто имеет решающее значение для всей дальнейшей учебы ребенка. Но не все родители помогают своим школьникам правильно, и это приносит детям огромный вред.

   Какая же помощь будет правильной? Прежде всего всем ли детям обязательно нужно помогать? Ведь даже среди новичков-первоклассников есть дети, которые пришли в школу хорошо подготовленными, и сами без помощи родителей, следуя только указаниям учителя, могут справиться со всеми школьными заданиями.

   И родителям незачем вмешиваться в приготовление уроков, например, заставлять ребенка лишний раз прочесть урок, помогать решать задачу, настаивать, чтобы ребенок переписал пример.

   Нуждаются ли, однако, такие дети в руководстве и контроле? Может быть, им надо предоставить полную свободу и совсем не вмешиваться в их школьные дела?

   Конечно, нет! Плохи как чрезмерная опека, так и полная бесконтрольность.

   Если маленький школьник с первых дней самостоятельно справляется со своими делами, это еще не значит, что и дальше у него все пойдет хорошо. На его пути могут встретиться различные трудности, и вот тогда ему очень нужна будет помощь родителей. А вы сможете вовремя помочь своему ребенку, если всегда будете в курсе его школьных дел. Поэтому очень важно, чтобы у первоклассника выработалась привычка рассказывать родителям обо всем, что произошло в школе.

   Вот ваш ребенок пришел из школы. Сколько новых впечатлений накопилось у него за то время, пока он не был дома: учительница что-то объясняла, кого-то спрашивала, какие-то уроки задала на завтра… Родителям следует найти время для того, чтобы выслушать ребенка и отнестись к его рассказам серьезно и заинтересованно. Если он сам, по своей инициативе, и не начинает сообщать о своих впечатлениях, надо его к этому побуждать и создать у него привычку рассказывать дома о школьных делах.

   Но в некоторых семьях бывает и так: сын пришел из школы, ему не терпится сказать маме, что сегодня учительница поставила ему пятерку за то, что он хорошо прочитал стихотворение. Он еще с порога объявил об этом событии, а теперь хочет рассказать подробно, как все было, и даже прочитать стихи, - ведь за это его и хвалила учительница. Но мама отнеслась к его рассказу без интереса.

 - Пятерку получил? Ну, молодец, - проговорила она, не поворачивая головы, а теперь не мешай мне обед готовить, иди, поиграй.  

   Мальчик ушел, радость его сразу померкла. И то, что он получил пятерку, уже не казалось ему таким важным событием.

   Знать, как идут все школьные дела ребенка, поддерживать его интерес к школе, к занятиям – это один из видов помощи, которую должны родители оказывать маленьким школьникам.

   У ребенка могут возникнуть пробелы в знаниях, потому ли, что он болел, или оттого, что был недостаточно внимателен на уроке. И вот тогда родители, которые в курсе дел и интересов своего ребенка, сразу же обнаружат это. Иногда им это легче сделать, чем учителю, у которого много учеников в классе. Родители сообщат учителю, какие именно пробелы у ребенка, и по его совету позанимаются с ребенком.

   Как же еще вы можете помочь своему первокласснику?  Обязательно нужно наладить правильный режим дня, чтобы ребенок вовремя поел, успел погулять и отдохнуть перед тем, как снова сесть за уроки. Очень важно создать малышу такие условия для приготовления уроков, при которых бы ничто не мешало работать сосредоточенно и внимательно.

   К сожалению, есть немало родителей, которые неправильно понимают, в чем должна заключаться их помощь. Они обязательно стараются помочь ребенку даже тогда, когда он не нуждается в этом, опекают его, выполняют за него задания творческого характера.

   Вот ребенок пришел из школы домой и мать с тревогой думает о том, справится ли он, она следит, чтобы он не допустил ошибки, а если ошибся, то зачеркивает работа очень грязная и мать заставляет ее переписать. Ребенок переписывать не хочет, он пробует протестовать. Но мать настаивает, и в конце концов сын покоряется. Многие дети прекрасно справились бы с уроками сами. Может быть в их тетрадках и были бы помарки, может быть, кое-где вкралась бы ошибка, за которую учительница снизила бы отметку. Ничего страшного в этом нет. Но мамам очень хочется, чтобы у их детей с первых же дней учения были обязательно пятерки, и только пятерки.

   Конечно, с помощью мамы работа будет выполнена гораздо лучше, но такая помощь приносит детям большой вред.

   Главное же, нужно помнить, что только самостоятельная работа поможет ребенку приобрести необходимые навыки. Ведь недаром говорится: на ошибках учатся.

   Если же ребенка все время опекать, следить за каждым его шагом, у него не будет навыка самостоятельной работы. В младших классах такие дети с помощью родителей учатся неплохо. Но с каждым годом учебный материал требует от школьников большей самостоятельности, более напряженной работы мысли. Дети, привыкшие к опеке, очень часто в средних и старших классах неожиданно для родителей начинают отставать.

   С начала учения родители как бы принимают на себя часть дел, стремлений и переживаний школьника. Ребенок уже сам не следит, в котором часу ему сесть за уроки, что положить в портфель, он знает: за него все это сделает мама. А поскольку ребенок сам не заботится об уроках, это становится как бы не его делом. И то, что он вовремя не сел за уроки, уже волнует не его, а только мать.

   Но как быть, если ребенок плохо подготовлен к школе и уже с первых занятий у него возникают затруднения?

   Прежде всего нужно определить, по какой причине он стал отставать от товарищей, какие черты, необходимые школьнику, у него не воспитаны. А тогда уже и ясно будет, как ему помочь.

   Вот, например, дети, у которых дома никогда никаких обязанностей не было. Они и к школьным делам относятся без всякого чувства ответственности. Их нисколько не беспокоит, опоздают они на урок или придут вовремя, все ли у них есть в портфеле.

   Пока дети маленькие, они обычно подчиняются требованиям родителей, выполняют их просьбы или приказания, а ведь более старших детей труднее заставить выполнить то, чего им не хочется.

И главная задача родителей – воспитать у первоклассника чувство ответственности за свои школьные дела, привычку самому о них заботиться. Конечно, нелегко вызвать у ребенка, привыкшего к постоянной опеке, стремление самому заботиться о своих делах.

   С  учениками первого класса дело значительно облегчается благодаря тому, что маленькие школьники обычно с любовью относятся к школе и учителю. И это нужно использовать. Ведь ребенку хочется заслужить похвалу и одобрение учителя, ему неприятно получить замечание из-за того, что он опоздал или забыл сделать уроки. Поэтому надо помочь ребенку только в том, чего он сам действительно не может сделать, например, вовремя разбудить (дети в этом возрасте легко могут проспать). Но после того как ребенка разбудили, не надо его ни насильно поднимать, ни без конца напоминать ему о том, чтобы он встал. Если он твердо будет знать, что теперь, после того как его разбудили, уже его дело встать и не опоздать, он скорее привыкнет и быстро вставать, и рассчитывать время. Ведь опоздать он и сам не хочет, а ведет он себя так только потому, что твердо уверен: родители все равно не допустят, чтобы он опоздал.

   То же и с завтраком, с умыванием, и с одеванием, и с другими его делами. С первого дня поступления в школу малышу следует знать, что это все его обязанности и нужно их выполнять так, чтобы не опоздать в школу и не получать замечания от учителя.

    Конечно, следует облегчить ему выполнение многих дел. Например, пока ребенок не научился быстро одеваться, умываться (если его до школы к этому не приучили), если он медленно ест и т.д., родители должны это учесть и не ставить его сразу перед сверхтрудной задачей, которую он не сможет выполнить. В этих случаях можно помочь ему застегнуть пуговицы, завязать шнурки, на завтрак давать еду, с которой можно быстро справиться. Но при этом не надо подчеркивать, что вот, мол, вы помогаете ему, завязываете, застегиваете, сам он ничего не умеет, и т.д. наоборот, нужно всячески поддерживать у ребенка убеждение, что он все делает самостоятельно.

   Следовательно, помощь детям должна заключаться в том, чтобы с первых же дней занятий предъявить им определенные требования и организовать все так, чтобы им было легко эти требования выполнять. Но ответственность за выполнение всех этих дел уже лежит на детях и они должны это знать. А если вы при этом не забудете похвалить их за хорошо выполненную работу, дела пойдут на лад еще быстрее. Так нужно помогать тем ребятам, у которых не воспитано чувство ответственности за свои поступки.

   Вот другой случай. Мальчик еще до школы любил мастерить и рисовать, но у него не было привычки делать это аккуратно. Мать считала, что пока он маленький, от него не нужно требовать. Как нарисовал, так и хорошо, как смог, так и приклеил картинку. Поступив в школу, Володя так же начал выполнять и свои уроки. Написана буква не по линеечке – это его не волнует, грязная тетрадь – ну и ладно. Но к учебным делам мама относилась уже совсем иначе. Ей очень хотелось, чтобы у сына все было хорошо и аккуратно написано, чтобы он тщательно выполнял все, что от него требуется. Иногда дело доходило даже до конфликта с ребенком. Начинают ругаться, заставляют переписывать раз, другой, третий, без всякой охоты, не видя в этом необходимости, переписывает, только подчиняясь требованию матери. Такие родители поступают неправильно, насильно заставляют переделывать работу, насильно усаживают за приготовление уроков. Это не может дать хороших результатов. Ведь у ребенка не только не появляется стремление хорошо выполнить уроки, но даже наоборот, он может начать очень плохо к ним относится, потому что с уроками связаны у него неприятные воспоминания о выговорах и наказаниях. Конечно, принуждение принесет только вред.

   Как же следует поступать в таких случаях? Если они придут в школу с плохо выполненными или невыполненными уроками и получат за это замечание учительницы, то им будет неприятно, они захотят изменить свое поведение. Теперь, когда ребенок сядет за работу, он уже сам будет стремиться к тому, чтобы сделать работу лучше. А это самое главное. И помощь родителей должна заключаться в том, чтобы поддержать это стремление и подсказать ребенку, как и что делать (например, как лучше сидеть, держать ручку, не торопиться при письме и т.д.).

   Очень важно заинтересовать ребенка той работой, которую ему не хочется выполнять. Дети в этом возрасте любят работать вместе со взрослыми и вы можете сказать своему школьнику: «Давай работать вместе. Я сяду рядом с тобой и буду шить, а ты будешь писать, а потом покажем друг другу, кто как сделал свою работу.» Ребенок будет чувствовать себя уверенней и работать веселей. Труднее всего, пожалуй, приходится с детьми, которые не приучены к труду. Некоторые дети не желают садиться за приготовление уроков и тяготятся своими обязанностями. Но если им разрешить делать все понемногу, они работают охотнее. Мать может помочь такому ребенку разделить задание на части, условиться, сколько времени он будет отдыхать после выполнения каждой части.

   Бывают и другие случаи, когда ребенок нуждается в помощи. Вот он аккуратно переписал пример, теперь нужно сосчитать, сколько будет, если к пяти прибавить два. Но для него эта задача сложна.

 - Мама! Пять и два будет восемь?

 - Нет.

 - А сколько?

   Он настойчиво спрашивает у матери. Мать сердится, стыдит за то, что он не умеет считать, ленится думать, но, в конце концов, либо ребенок угадывает ответ, либо мать подсказывает. Но разве при такой помощи ребенок научится думать? Нет, конечно. Он догадался, какой ответ нужен, а мама его догадку подтвердила или даже просто подсказала правильный ответ. А между тем ребенка надо научить считать. Это та единственная помощь, которая ему нужна. Если родители не знают, как правильно учить считать маленьких детей, им следует обратиться к учителю и под его руководством позаниматься с ребенком.

   Значит, и здесь важно не просто заставить ребенка правильно выполнить то или иное задание, а восполнить пробел в его воспитании, с которым он пришел в школу. Когда у первоклассника что-нибудь не ладится в учении, нужно искать главную причину этого. Если он сам не заботится о своих школьных делах, значит, у него вообще не воспитано чувство ответственности, если он небрежно, грязно пишет, значит, он вообще не приучен к аккуратности. Следовательно, мало пользы будет, если вы станете добиваться, чтобы ребенок непременно, во что бы то ни стало должен получить высокую оценку именно за сегодняшний урок. Важно другое  - заняться систематическим воспитанием тех качеств, которых ребенку недостает. Только такая помощь даст хорошие результаты.

 

Литература:

Нетопина С.А., В семье школьник. – М.: Знание

Лукоянов Ю.Е., Если вашему ребенку трудно учиться. – М: Знание

Березина А., Только вместе. – М: Знание

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!