СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безотметочное оценивание в 1 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новые формы и методы оценок в 1 классе. Безотметочное оценивание.

Просмотр содержимого документа
«Безотметочное оценивание в 1 классе»

  • Что такое безотметочное оценивание: Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.

  • Безотметочное обучение вводится в 1 классе начальной школы и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.

  • В первом классе безотметочное обучение представляет собой систему, в которой  отсутствует 5- или 10-балльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. В условиях безотметочного обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения.

  • Основными принципами безотметочного обучения являются:

  • 1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Самооценка учащегося должна постепенно дифференцироваться.

  • 2. Принцип свободы выбора учеником трудности учебного задания, реализация которого позволяет ему осознать свою ответственность за результаты учебной деятельности и сформировать адекватную самооценку. При этом одни учащиеся могут добиться значимых учебных достижений, выполняя большое количество простых заданий (проявляя трудолюбие), другие – выполняя небольшое количество сложных заданий (проявляя сообразительность и творческие способности).

  • 3. Естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.

  • 4.Гибкость и вариативность инструментария оценки – в учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии школьника.

  • 5. Критериальность – контроль и оценка строятся на критериальной, выбранной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими.

  • В основе  подходов к оцениванию при безотметочном обучении лежат следующие ключевые вопросы:

  • что оценивать (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует);

  • как оценивать (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что
    оценивается);

  • каким образом оценивать (т.е. какова должна быть сама процедура оценивания,
    этапы ее осуществления);

  • что нужно учитывать при таком оценивании (т.е. каковы необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания).

  • Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении:

  • «Лесенка»-  ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;

  • «Волшебная линеечка»- на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если   нет, то чертит свой крестик ниже или выше;

  • «Светофор»-  оценивание  выполнения  заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

  • Допускается словесное оценивание- устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!»,   если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.

  • Приемы педагогической технологии, при безатметочном обучении.

  • Взаимообучение.Постановка ребенка в позицию учителя позволяет создать условия для развития у него теоретической позиции: ведь обучая другого, он должен будет выделить способ выполнения той или иной деятельности  и структурировать его, найти адекватные варианты передачи его своим ученикам. В этом случае школьник получает возможность освоить не только исполнительскую, но и контрольно-оценочную часть совместного действия.

  • Тетрадь продвижения.Лучше использовать такие тетради при анализе однотипных заданий, чтобы иметь возможность увидеть степень продвижения учеников.

  • Функции безотметочного оценивания в начальном образовании:

  • 1.Здоровьесберегающее – опирается на технологии педагогической поддержки, которая основывается на доброжелательном фоне, сотрудничестве и взаимопонимании всех участников учебно-воспитательного процесса. Обучение происходит через личностную поддержку ребенка.

  • 2. Психологическая. Развитие адекватной самооценки основано на преодолении таких проблем, как страх перед наказанием, мания несправедливых обид, озлобенность, равнодушие, угнетенность.

  • 3. Динамическая. Основанием в оценке становится критерий относительной успешности. Эта функция даёт возможность получения объективной оценки собственного развития. Оно может быть измеренно различными способами и шкалами. Оценивается сегодняшнее достижение ребёнка по сравнению с тем, что характеризовало его вчера.

  • Особенности контрольно-оценочной деятельности:

  • Обучаясь в первом классе, учащиеся приобретают следующие умения:

  • Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений». Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняется после проведения самостоятельных и контрольных работ.

  • Заключение:

  • Конечно, применение всех описанных форм оценивания в условиях безотметочного обучения требует высочайшего педагогического профессионализма от учителей, и, самое главное, искренней веры в саму идею безотметочного обучения - пути к гуманизации российского образования. Организуя безотметочное обучение первоклассников, мы ориентируемся в основные результаты образования на конец 1 класса.

  • Таким образом, при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту основной акцент в деятельности детей должен делаться не на продвижении в предметном материале, а на осмыслении и освоении норм и способов сотрудничества, форм оценивания, укладов школьной жизни, способов общения, с помощью которых ученики на следующем этапе будут активно усваивать предметное содержание

  • «Золотые»  правила гуманной педагогики:

  • 1.Не доставляйте детям те неудобства, то раздражение и горе, которые доставляли вам когда – либо ваши учителя. Не мстите детям за ваше прошлое.

  • 2. Ребёнок будет тянуться к вашим урокам, если он увидит в них условие для более интересного и стремительного движения своей жизни.

  • 3.Учителя гордятся своими сильными учениками, а должны гордиться слабыми учениками, которые стали сильными.

  • 4. Есть учителя – предметники – те, которые идут к детям с предметом, а есть учителя – воспитатели – те, которые с детьми идут к предмету. Надо быть учителем – воспитателем и вместе с ребёнком идти к предмету.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!