Просмотр содержимого документа
«Биология -наука о жизни.»
Биология – наука о живой природе
- Все живые организмы отличаются от неживых объектов тем, что умеют дышать, питаться, расти, размножаться и развиваться.
- Для живых организмов характерен обмен веществ и раздражимость.
- Все эти процессы происходящие в организме растения изучает наука, которая называется – биология. В состав биологии входят и многие другие науки, такие как ботаника, зоология, анатомия, физиология, экология и др.
- Весь живой мир делится на царства: бактерии, растения, животные и грибы.
- Благодаря такой науке как систематике мы можем разделить весь живой мир на группы, т.е. их систематизировать.
- Самой высокой систематической группой является царство.
- Основной систематической единицей биологии является вид.
- Вид – это группа особей имеющих сходства в строении, жизнедеятельности, происхождении, способных свободно скрещиваться и образовывать плодовитое потомство.
Царство растений
Общие признаки растений
- Куда бы мы не посмотрели везде мы можем увидеть растения.
- Их насчитывается более 350 тысяч видов имеющих разное значение для жизни человека и животных.
- Царство растений богато своим разнообразием, но тем не менее имеет общие черты, которые их объединяют, но отличают от других царств.
Питание
- Растения это единственное царство, которое имеет в своем строении хлоропласты – зеленые тельца.
- Под действием солнечных лучей они превращают неорганические вещества в органические и при этом выделяют кислород.
- Процесс образования органических из неорганических называется фотосинтез.
- Органические вещества образованные растениями используются ими для питания и в том числе обеспечивает питанием окружающие организмы.
- Органические вещества – вещества созданные живыми организмами.
Дыхание
- В процессе дыхания растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ.
- Дышат они и днем и ночью, обогащая себя энергией.
- Надземные органы растения не испытывают недостаток кислорода, а корень страдает от его недостатка после дождя, во время засухи и т.д., поэтому землю необходимо постоянно рыхлить.
Обмен веществ
- Обмен веществ у растения это сложный процесс, в результате которого, в растение из окружающей среды поступают вода с растворенными в ней минеральными солями и кислород.
- Органы растения преобразуют их в органические вещества, которые оно использует для своего роста и развития.
- Продукты жизнедеятельности выводятся растением в окружающую среду.
Рост и развитие
- Растение это организм который растет и развивается в течении всей жизни.
- Рост проявляется в увеличении размеров всего растения в целом.
- Развитие - в появлении новых свойств и признаков.
- Рост в течение всей жизни является отличительной чертой растения от животного.
- Зоны роста располагаются на корнях и побегах.
- Скорость роста у всех растений разная и зависит от условий окружающей среды.
Размножение
- Растения размножаются всеми органами своего организма: листья, корень, стебель, семя.
- Благодаря размножению растения пополняют свой состав и количество и это помогает увеличивать количество кислорода и органических веществ.
Раздражимость
- Раздражимость свойство растений отвечать на воздействия факторов окружающей среды.
- Примеры: поворачивания листьев к свету, разбрасывание семян и т.д.
Классификация растений
- Растений настолько много, что если бы их не разделили на группы, то их дальнейшее изучение было бы не полноценным.
- Для удобства ученные приняли классификацию растений на основе их родства и сходства.
- Основная и наименьшая единица этой классификации вид.
- Вид – группа растений имеющих сходство в строении корней, побегов, цветков и плодов.
- Сходные виды объединяются в роды.
- Род подорожник включает семь видов, каждый из которых имеет свое место произрастания и особенности.
- Роды сходных в строении растений объединяют в семейства.
- Например – семейство Розоцветные включает роды: яблоня, слива, шиповник, груша и др.
- Семейства объединяются в порядки , а порядки в классы.
- Существует два класса: однодольные и двудольные.
- Классы объединяются в отделы – Покрытосеменные и Голосеменные.
- Отделы входят в состав царств.
- Царство – самая крупная систематическая единица.
Строение цветкового растения
- Когда мы идем по какой либо местности, то обязательно среди множества растений вокруг мы увидим прежде всего те , которые будут с цветами, т.к. они самые яркие и привлекательные.
- Растения имеющие цветы называются цветковыми или покрытосеменными.
- Каждое цветковое растение можно разделить на органы.
- Орган – часть тела, имеющая особенное строение, местоположение и выполняющая определенные функции.
- Органы растения: корень, побег(стебель и лист),цветок, плод.
Корень
- Корень это орган располагающийся под землей.
- Его функции - удержание растения в земле и проведение к остальным органам воды с растворенными в ней минеральными веществами.
- Корни разрастаясь образуют корневые системы.
- Корневые системы бывают двух типов: мочковатая и стержневая.
-
Побег
- Побег – надземная часть растения, которая состоит из стебля, листьев и почек.
- Побег является местом прикрепления листьев, которые он выносит к свету.
- В листьях проходит фотосинтез.
- Из почек образуются листья и цветы.
Лист
- Является органом воздушного питания, т.к. из воздуха поглощает углекислый газ необходимый для процесса образования органических веществ.
- Чем лучше у растения листья, тем оно лучше цветет и больше дает плодов.
- Без листьев растение погибнет.
Цветок
- Цветок –орган семенного размножения растений.
- Главными частями цветка являются тычинки и пестик.
- Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца.
- Пыльца попадает на пестик прорастает в её расширенную нижнюю часть и образует семя.
- У многих растений завязь разрастается и образует плод.
Многообразие растений
- Растение –это целостный организм, биологическая система, в которой все органы взаимосвязаны.
- При повреждении одного органа другие замедляют свою работу.
Жизненные формы растений
- Общий внешний облик растения называют его жизненной формой .
- Всего существует несколько видов жизненных форм: деревья, кустарники, кустарнички и травы.
- Деревья — многолетние растения, имеющие ствол из древесины с лиственной кроной. К ним относится, например, сосна, ель, яблоня, клён, берёза.
- Кустарники — многолетние растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много, часто существующих бок о бок и сменяющих друг друга; продолжительность жизни 10—20 лет. Это, например, сирень, малина, барбарис, смородина.
- Кустарнички — низкорослые (не более нескольких десятков сантиметров в высоту), не имеющие главного ствола многолетники с сильно ветвящимися одревесневшими побегами. К ним относится брусника, черника, клюква.
- Травы — растения, не образующее одревесневших стеблей. Например, подорожник, зверобой, тысячелистник. К травянистым растениям относится также банан. Он хоть и достигает высотой в несколько метров, но не имеет одеревеневших стеблей.
- Растения различаются по продолжительности жизни.
- Те растения, которые живут от нескольких месяцев до одного года, называют однолетними.
- Существую также растения, у которых, например, в первый год формируется плод, а во второй семена. Такие растения называют двулетними .(Это например морковь. У неё в первый год происходит рост растения, и только во второй год происходит цветение и появляются семена).
- Растения, которые живут больше одного года называют многолетними.
- Растения встречаются всюду: в лесу, в водоеме, на пустыре, около дорог. Эти растения никто не сажал специально. Они выросли сами. Человек за ними и не ухаживает. Такие растения называются – дикорастущими .
- Некоторые растения человек специально высаживает, а затем ухаживает за ними. Такие растения называются – культурными.
- Люди всегда хотели знать о происхождении растений.
- Н.И. Вавилов определил, что многие культурные растения произошли от местных дикорастущих в древних цивилизациях Америки и Евразии.
- Части территорий откуда произошли растения Н.И.Вавилов назвал центрами происхождения растени й.
Условия обитания растений
- Для нормального роста и развития растения ему необходимы определенные условия.
- Эти условия могут быть благоприятными и неблагоприятными.
- Факторы среды – это определенные условия среды обитания оказывающие влияние на организм.
Свет
- Свет –важнейшее условие для жизни растения, т.к. именно на свету в зеленых листьях проходит процесс фотосинтеза.
- Если естественное освещение слабое, то можно использовать искусственное освещение.
Вода
- Вода доставляется в растение при помощи корня.
- При недостатке влаги растение увядает и погибает.
- Вместе с водой поступают и растворенные в ней минеральные вещества.
Температура
- Температурный компонент также важен, т.к. многие растения теплолюбивые и при снижении температуры погибают.
Воздух
- Растениям необходим для жизнедеятельности чистый воздух, т.к. из него оно поглощает углекислый газ, а в процессе фотосинтеза выделяет кислород.
- Без этих веществ растение не может расти и развиваться.
Влияние животных
- Участвуют в опылении.
- На некоторых растениях поселяются насекомые и угнетают их.
Роль растений в природе и жизни человека
В природе:
1. Поддерживают необходимый для существования большинства организмов уровень кислорода в атмосфере.
2.Участвуют в образовании органических веществ, которые затем используются для питания самих растений, животных и человека.
3.Предотвращают накопление в атмосфере избытка углекислого газа.
4.Играют ведущую роль в круговороте минеральных и органических веществ, что обеспечивает непрерывное существование жизни на Земле.
5.Растительность существенно влияет на климат, формирует температурный режим планеты: за счет значительного поглощения СО2 произошло уменьшение парникового эффекта, снижение температуры до современного уровня.
6.Выделяемый растениями О2 защищает биосферу от коротких ультрафиолетовых лучей, которые губительны для всего живого на Земле.
- 7.Растительность принимает активное участие в формирование почв.
- 8.Предотвращают эрозию почв, закрепляют овраги и горные склоны.
- 9.Обуславливают накопление воды на поверхности Земли, способствуют образованию болот, поддерживают полноводие рек.
- 10.Залежи полезных ископаемых — каменный и бурый уголь, сланцы, торф, которые образовались в результате фотосинтетической деятельности растений, служат человеку топливом.
- 11.Способствует задержанию снега.
- 12.Очищает воздух от пыли и газов.
- 13.Выделяют в атмосферу вещества (фитонциды), которые губительно влияют на болезнетворные бактерии.
В жизни человека
1.Используются в пищ у: хлебные злаки; овощи; плодовые растения; зернобобовые; масличные; сахаристые растения; кормовые травы на корм домашних животных.
2.Лекарственные растения.
- 3.Технические растения, используемые в промышленности как сырье: -прядильные (волокнистые); -дубильные растения; -эфиромасличные;
-каучуконосные(растения, из которых получают краски) - растения, у которых используется древесина как строительный материал,
-в целлюлозно-бумажной промышленности как топливо,
-искусственный шелк;
-декоративные растения.
4.Растения как источник витаминов.
- 5.Эстетическое значение — они украшают нашу жизнь, приносят радость.
6. Защищают человека от индустриальных шумов.