СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биология -наука о жизни.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок в 5 классе.Биология -наука  о жизни.

Просмотр содержимого документа
«Биология -наука о жизни.»

Биология – наука о живой природе

Биология – наука о живой природе

Все живые организмы отличаются от неживых объектов тем, что умеют дышать, питаться, расти, размножаться и развиваться.  Для живых организмов характерен обмен веществ и раздражимость.
  • Все живые организмы отличаются от неживых объектов тем, что умеют дышать, питаться, расти, размножаться и развиваться.
  • Для живых организмов характерен обмен веществ и раздражимость.

Все эти процессы происходящие в организме растения изучает наука, которая называется – биология.  В состав биологии входят и многие другие науки, такие как ботаника, зоология, анатомия, физиология, экология и др.
  • Все эти процессы происходящие в организме растения изучает наука, которая называется – биология. В состав биологии входят и многие другие науки, такие как ботаника, зоология, анатомия, физиология, экология и др.
Весь живой мир делится на царства: бактерии, растения, животные и грибы.
  • Весь живой мир делится на царства: бактерии, растения, животные и грибы.

Благодаря такой науке как систематике мы можем разделить весь живой мир на группы, т.е. их систематизировать. Самой высокой систематической группой является царство. Основной систематической единицей биологии является вид. Вид – это группа особей имеющих сходства в строении, жизнедеятельности, происхождении, способных свободно скрещиваться и образовывать плодовитое потомство.
  • Благодаря такой науке как систематике мы можем разделить весь живой мир на группы, т.е. их систематизировать.
  • Самой высокой систематической группой является царство.
  • Основной систематической единицей биологии является вид.
  • Вид – это группа особей имеющих сходства в строении, жизнедеятельности, происхождении, способных свободно скрещиваться и образовывать плодовитое потомство.

Царство растений

Царство растений

Общие признаки растений  Куда бы мы не посмотрели везде мы можем увидеть растения. Их насчитывается более 350 тысяч видов имеющих разное значение для жизни человека и животных. Царство растений богато своим разнообразием, но тем не менее имеет общие черты, которые их объединяют, но отличают от других царств.

Общие признаки растений

  • Куда бы мы не посмотрели везде мы можем увидеть растения.
  • Их насчитывается более 350 тысяч видов имеющих разное значение для жизни человека и животных.
  • Царство растений богато своим разнообразием, но тем не менее имеет общие черты, которые их объединяют, но отличают от других царств.

Питание Растения это единственное царство, которое имеет в своем строении хлоропласты – зеленые тельца. Под действием солнечных лучей они превращают неорганические вещества в органические и при этом выделяют кислород. Процесс образования органических из неорганических называется фотосинтез. Органические вещества образованные растениями используются ими для питания и в том числе обеспечивает питанием окружающие организмы. Органические вещества – вещества созданные живыми организмами.

Питание

  • Растения это единственное царство, которое имеет в своем строении хлоропласты – зеленые тельца.
  • Под действием солнечных лучей они превращают неорганические вещества в органические и при этом выделяют кислород.
  • Процесс образования органических из неорганических называется фотосинтез.
  • Органические вещества образованные растениями используются ими для питания и в том числе обеспечивает питанием окружающие организмы.
  • Органические вещества – вещества созданные живыми организмами.
Дыхание В процессе дыхания растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Дышат они и днем и ночью, обогащая себя энергией. Надземные органы растения не испытывают недостаток кислорода, а корень страдает от его недостатка после дождя, во время засухи и т.д., поэтому землю необходимо постоянно рыхлить.

Дыхание

  • В процессе дыхания растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ.
  • Дышат они и днем и ночью, обогащая себя энергией.
  • Надземные органы растения не испытывают недостаток кислорода, а корень страдает от его недостатка после дождя, во время засухи и т.д., поэтому землю необходимо постоянно рыхлить.
Обмен веществ Обмен веществ у растения это сложный процесс, в результате которого, в растение из окружающей среды поступают вода с растворенными в ней минеральными солями и кислород. Органы растения преобразуют их в органические вещества, которые оно использует для своего роста и развития. Продукты жизнедеятельности выводятся растением в окружающую среду.

Обмен веществ

  • Обмен веществ у растения это сложный процесс, в результате которого, в растение из окружающей среды поступают вода с растворенными в ней минеральными солями и кислород.
  • Органы растения преобразуют их в органические вещества, которые оно использует для своего роста и развития.
  • Продукты жизнедеятельности выводятся растением в окружающую среду.
Рост и развитие Растение это организм который растет и развивается в течении всей жизни. Рост проявляется в увеличении размеров всего растения в целом. Развитие - в появлении новых свойств и признаков. Рост в течение всей жизни является отличительной чертой растения от животного. Зоны роста располагаются на корнях и побегах. Скорость роста у всех растений разная и зависит от условий окружающей среды.

Рост и развитие

  • Растение это организм который растет и развивается в течении всей жизни.
  • Рост проявляется в увеличении размеров всего растения в целом.
  • Развитие - в появлении новых свойств и признаков.
  • Рост в течение всей жизни является отличительной чертой растения от животного.
  • Зоны роста располагаются на корнях и побегах.
  • Скорость роста у всех растений разная и зависит от условий окружающей среды.
Размножение Растения размножаются всеми органами своего организма: листья, корень, стебель, семя. Благодаря размножению растения пополняют свой состав и количество и это помогает увеличивать количество кислорода и органических веществ.

Размножение

  • Растения размножаются всеми органами своего организма: листья, корень, стебель, семя.
  • Благодаря размножению растения пополняют свой состав и количество и это помогает увеличивать количество кислорода и органических веществ.
Раздражимость Раздражимость свойство растений отвечать на воздействия факторов окружающей среды. Примеры: поворачивания листьев к свету, разбрасывание семян и т.д.

Раздражимость

  • Раздражимость свойство растений отвечать на воздействия факторов окружающей среды.
  • Примеры: поворачивания листьев к свету, разбрасывание семян и т.д.

Классификация растений

Классификация растений

Растений настолько много, что если бы их не разделили на группы, то их дальнейшее изучение было бы не полноценным. Для удобства ученные приняли классификацию растений на основе их родства и сходства. Основная и наименьшая единица этой классификации вид. Вид – группа растений имеющих сходство в строении корней, побегов, цветков и плодов.
  • Растений настолько много, что если бы их не разделили на группы, то их дальнейшее изучение было бы не полноценным.
  • Для удобства ученные приняли классификацию растений на основе их родства и сходства.
  • Основная и наименьшая единица этой классификации вид.
  • Вид – группа растений имеющих сходство в строении корней, побегов, цветков и плодов.
Сходные виды объединяются в роды. Род подорожник включает семь видов, каждый из которых имеет свое место произрастания и особенности.
  • Сходные виды объединяются в роды.
  • Род подорожник включает семь видов, каждый из которых имеет свое место произрастания и особенности.
Роды сходных в строении растений объединяют в семейства. Например – семейство Розоцветные включает роды: яблоня, слива, шиповник, груша и др.
  • Роды сходных в строении растений объединяют в семейства.
  • Например – семейство Розоцветные включает роды: яблоня, слива, шиповник, груша и др.

Семейства объединяются в порядки , а порядки в классы. Существует два класса: однодольные и двудольные. Классы объединяются в отделы – Покрытосеменные и Голосеменные. Отделы входят в состав царств. Царство – самая крупная систематическая единица.
  • Семейства объединяются в порядки , а порядки в классы.
  • Существует два класса: однодольные и двудольные.
  • Классы объединяются в отделы – Покрытосеменные и Голосеменные.
  • Отделы входят в состав царств.
  • Царство – самая крупная систематическая единица.
Строение цветкового растения

Строение цветкового растения

Когда мы идем по какой либо местности, то обязательно среди множества растений вокруг мы увидим прежде всего те , которые будут с цветами, т.к. они самые яркие и привлекательные. Растения имеющие цветы называются цветковыми или покрытосеменными.
  • Когда мы идем по какой либо местности, то обязательно среди множества растений вокруг мы увидим прежде всего те , которые будут с цветами, т.к. они самые яркие и привлекательные.
  • Растения имеющие цветы называются цветковыми или покрытосеменными.

Каждое цветковое растение можно разделить на органы. Орган – часть тела, имеющая особенное строение, местоположение и выполняющая определенные функции. Органы растения: корень, побег(стебель и лист),цветок, плод.
  • Каждое цветковое растение можно разделить на органы.
  • Орган – часть тела, имеющая особенное строение, местоположение и выполняющая определенные функции.
  • Органы растения: корень, побег(стебель и лист),цветок, плод.
Корень Корень это орган располагающийся под землей. Его функции - удержание растения в земле и проведение к остальным органам воды с растворенными в ней минеральными веществами. Корни разрастаясь образуют корневые системы. Корневые системы бывают двух типов: мочковатая и стержневая.

Корень

  • Корень это орган располагающийся под землей.
  • Его функции - удержание растения в земле и проведение к остальным органам воды с растворенными в ней минеральными веществами.
  • Корни разрастаясь образуют корневые системы.
  • Корневые системы бывают двух типов: мочковатая и стержневая.
Побег Побег – надземная часть растения, которая состоит из стебля, листьев и почек. Побег является местом прикрепления листьев, которые он выносит к свету. В листьях проходит фотосинтез. Из почек образуются листья и цветы.

Побег

  • Побег – надземная часть растения, которая состоит из стебля, листьев и почек.
  • Побег является местом прикрепления листьев, которые он выносит к свету.
  • В листьях проходит фотосинтез.
  • Из почек образуются листья и цветы.
Лист Является органом воздушного питания, т.к. из воздуха поглощает углекислый газ необходимый для процесса образования органических веществ. Чем лучше у растения листья, тем оно лучше цветет и больше дает плодов. Без листьев растение погибнет.

Лист

  • Является органом воздушного питания, т.к. из воздуха поглощает углекислый газ необходимый для процесса образования органических веществ.
  • Чем лучше у растения листья, тем оно лучше цветет и больше дает плодов.
  • Без листьев растение погибнет.
Цветок Цветок –орган семенного размножения растений. Главными частями цветка являются тычинки и пестик. Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца. Пыльца попадает на пестик прорастает в её расширенную нижнюю часть и образует семя. У многих растений завязь разрастается и образует плод.

Цветок

  • Цветок –орган семенного размножения растений.
  • Главными частями цветка являются тычинки и пестик.
  • Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца.
  • Пыльца попадает на пестик прорастает в её расширенную нижнюю часть и образует семя.
  • У многих растений завязь разрастается и образует плод.
Многообразие растений

Многообразие растений

Растение –это целостный организм, биологическая система, в которой все органы взаимосвязаны. При повреждении одного органа другие замедляют свою работу.
  • Растение –это целостный организм, биологическая система, в которой все органы взаимосвязаны.
  • При повреждении одного органа другие замедляют свою работу.

Жизненные формы растений Общий внешний облик растения называют его  жизненной формой .  Всего существует несколько видов жизненных форм: деревья, кустарники, кустарнички и травы. Деревья  — многолетние растения, имеющие ствол из древесины с лиственной кроной. К ним относится, например, сосна, ель, яблоня, клён, берёза.

Жизненные формы растений

  • Общий внешний облик растения называют его  жизненной формой .
  • Всего существует несколько видов жизненных форм: деревья, кустарники, кустарнички и травы.
  • Деревья  — многолетние растения, имеющие ствол из древесины с лиственной кроной. К ним относится, например, сосна, ель, яблоня, клён, берёза.
Кустарники  — многолетние растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много, часто существующих бок о бок и сменяющих друг друга; продолжительность жизни 10—20 лет. Это, например, сирень, малина, барбарис, смородина.
  • Кустарники  — многолетние растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много, часто существующих бок о бок и сменяющих друг друга; продолжительность жизни 10—20 лет. Это, например, сирень, малина, барбарис, смородина.
Кустарнички  — низкорослые (не более нескольких десятков сантиметров в высоту), не имеющие главного ствола многолетники с сильно ветвящимися одревесневшими побегами. К ним относится брусника, черника, клюква.
  • Кустарнички  — низкорослые (не более нескольких десятков сантиметров в высоту), не имеющие главного ствола многолетники с сильно ветвящимися одревесневшими побегами. К ним относится брусника, черника, клюква.

Травы  — растения, не образующее одревесневших стеблей. Например, подорожник, зверобой, тысячелистник. К травянистым растениям относится также банан. Он хоть и достигает высотой в несколько метров, но не имеет одеревеневших стеблей.
  • Травы  — растения, не образующее одревесневших стеблей. Например, подорожник, зверобой, тысячелистник. К травянистым растениям относится также банан. Он хоть и достигает высотой в несколько метров, но не имеет одеревеневших стеблей.
Растения различаются по продолжительности жизни.  Те растения, которые живут от нескольких месяцев до одного года, называют  однолетними.
  • Растения различаются по продолжительности жизни.
  • Те растения, которые живут от нескольких месяцев до одного года, называют  однолетними.
Существую также растения, у которых, например, в первый год формируется плод, а во второй семена. Такие растения называют двулетними .(Это например морковь. У неё в первый год происходит рост растения, и только во второй год происходит цветение и появляются семена).
  • Существую также растения, у которых, например, в первый год формируется плод, а во второй семена. Такие растения называют двулетними .(Это например морковь. У неё в первый год происходит рост растения, и только во второй год происходит цветение и появляются семена).
Растения, которые живут больше одного года называют  многолетними.
  • Растения, которые живут больше одного года называют  многолетними.

Растения встречаются всюду: в лесу, в водоеме, на пустыре, около дорог. Эти растения никто не сажал специально. Они выросли сами. Человек за ними и не ухаживает. Такие растения называются – дикорастущими .
  • Растения встречаются всюду: в лесу, в водоеме, на пустыре, около дорог. Эти растения никто не сажал специально. Они выросли сами. Человек за ними и не ухаживает. Такие растения называются – дикорастущими .
Некоторые растения человек специально высаживает, а затем ухаживает за ними. Такие растения называются – культурными.
  • Некоторые растения человек специально высаживает, а затем ухаживает за ними. Такие растения называются – культурными.
Люди всегда хотели знать о происхождении растений. Н.И. Вавилов определил, что многие культурные растения произошли от местных дикорастущих в древних цивилизациях Америки и Евразии. Части территорий откуда произошли растения Н.И.Вавилов назвал центрами происхождения растени й.
  • Люди всегда хотели знать о происхождении растений.
  • Н.И. Вавилов определил, что многие культурные растения произошли от местных дикорастущих в древних цивилизациях Америки и Евразии.
  • Части территорий откуда произошли растения Н.И.Вавилов назвал центрами происхождения растени й.
Условия обитания растений

Условия обитания растений

Для нормального роста и развития растения ему необходимы определенные условия. Эти условия могут быть благоприятными и неблагоприятными. Факторы среды – это определенные условия среды обитания оказывающие влияние на организм.
  • Для нормального роста и развития растения ему необходимы определенные условия.
  • Эти условия могут быть благоприятными и неблагоприятными.
  • Факторы среды – это определенные условия среды обитания оказывающие влияние на организм.
Свет Свет –важнейшее условие для жизни растения, т.к. именно на свету в зеленых листьях проходит процесс фотосинтеза. Если естественное освещение слабое, то можно использовать искусственное освещение.

Свет

  • Свет –важнейшее условие для жизни растения, т.к. именно на свету в зеленых листьях проходит процесс фотосинтеза.
  • Если естественное освещение слабое, то можно использовать искусственное освещение.
Вода Вода доставляется в растение при помощи корня. При недостатке влаги растение увядает и погибает. Вместе с водой поступают и растворенные в ней минеральные вещества.

Вода

  • Вода доставляется в растение при помощи корня.
  • При недостатке влаги растение увядает и погибает.
  • Вместе с водой поступают и растворенные в ней минеральные вещества.
Температура Температурный компонент также важен, т.к. многие растения теплолюбивые и при снижении температуры погибают.

Температура

  • Температурный компонент также важен, т.к. многие растения теплолюбивые и при снижении температуры погибают.
Воздух Растениям необходим для жизнедеятельности чистый воздух, т.к. из него оно поглощает углекислый газ, а в процессе фотосинтеза выделяет кислород. Без этих веществ растение не может расти и развиваться.

Воздух

  • Растениям необходим для жизнедеятельности чистый воздух, т.к. из него оно поглощает углекислый газ, а в процессе фотосинтеза выделяет кислород.
  • Без этих веществ растение не может расти и развиваться.
Влияние животных Участвуют в опылении. На некоторых растениях поселяются насекомые и угнетают их.

Влияние животных

  • Участвуют в опылении.
  • На некоторых растениях поселяются насекомые и угнетают их.

Роль растений в природе и жизни человека В природе: 1. Поддерживают необходимый для существования большинства организмов уровень кислорода в атмосфере.

Роль растений в природе и жизни человека

В природе:

1. Поддерживают необходимый для существования большинства организмов уровень кислорода в атмосфере.

2.Участвуют в образовании органических веществ, которые затем используются для питания самих растений, животных и человека.

2.Участвуют в образовании органических веществ, которые затем используются для питания самих растений, животных и человека.

3.Предотвращают накопление в атмосфере избытка углекислого газа.  4.Играют ведущую роль в круговороте минеральных и органических веществ, что обеспечивает непрерывное существование жизни на Земле.  5.Растительность существенно влияет на климат, формирует температурный режим планеты: за счет значительного поглощения СО2 произошло уменьшение парникового эффекта, снижение температуры до современного уровня.  6.Выделяемый растениями О2 защищает биосферу от коротких ультрафиолетовых лучей, которые губительны для всего живого на Земле.

3.Предотвращают накопление в атмосфере избытка углекислого газа.

4.Играют ведущую роль в круговороте минеральных и органических веществ, что обеспечивает непрерывное существование жизни на Земле.

5.Растительность существенно влияет на климат, формирует температурный режим планеты: за счет значительного поглощения СО2 произошло уменьшение парникового эффекта, снижение температуры до современного уровня.

6.Выделяемый растениями О2 защищает биосферу от коротких ультрафиолетовых лучей, которые губительны для всего живого на Земле.

7.Растительность принимает активное участие в формирование почв. 8.Предотвращают эрозию почв, закрепляют овраги и горные склоны.
  • 7.Растительность принимает активное участие в формирование почв.
  • 8.Предотвращают эрозию почв, закрепляют овраги и горные склоны.
9.Обуславливают накопление воды на поверхности Земли, способствуют образованию болот, поддерживают полноводие рек.  10.Залежи полезных ископаемых — каменный и бурый уголь, сланцы, торф, которые образовались в результате фотосинтетической деятельности растений, служат человеку топливом.  11.Способствует задержанию снега.  12.Очищает воздух от пыли и газов.  13.Выделяют в атмосферу вещества (фитонциды), которые губительно влияют на болезнетворные бактерии.
  • 9.Обуславливают накопление воды на поверхности Земли, способствуют образованию болот, поддерживают полноводие рек.

  • 10.Залежи полезных ископаемых — каменный и бурый уголь, сланцы, торф, которые образовались в результате фотосинтетической деятельности растений, служат человеку топливом.

  • 11.Способствует задержанию снега.

  • 12.Очищает воздух от пыли и газов.

  • 13.Выделяют в атмосферу вещества (фитонциды), которые губительно влияют на болезнетворные бактерии.
В жизни человека 1.Используются в пищ у: хлебные злаки; овощи; плодовые растения; зернобобовые; масличные; сахаристые растения; кормовые травы на корм домашних животных.

В жизни человека

1.Используются в пищ у: хлебные злаки; овощи; плодовые растения; зернобобовые; масличные; сахаристые растения; кормовые травы на корм домашних животных.

2.Лекарственные растения.

2.Лекарственные растения.

3.Технические растения, используемые в промышленности как сырье:  -прядильные (волокнистые); -дубильные растения; -эфиромасличные;  -каучуконосные(растения, из которых получают краски)  - растения, у которых используется древесина как строительный материал,  -в целлюлозно-бумажной промышленности как топливо,  -искусственный шелк;  -декоративные растения.
  • 3.Технические растения, используемые в промышленности как сырье: -прядильные (волокнистые); -дубильные растения; -эфиромасличные;

-каучуконосные(растения, из которых получают краски) - растения, у которых используется древесина как строительный материал,

-в целлюлозно-бумажной промышленности как топливо,

-искусственный шелк;

-декоративные растения.

4.Растения как источник витаминов.

4.Растения как источник витаминов.

5.Эстетическое значение — они украшают нашу жизнь, приносят радость.
  • 5.Эстетическое значение — они украшают нашу жизнь, приносят радость.
6. Защищают человека от индустриальных шумов.

6. Защищают человека от индустриальных шумов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!