Просмотр содержимого документа
«Биологический марафон "У истоков эволюции"»
БИОЛОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН НА ТЕМУ «У ИСТОКОВ ЭВОЛЮЦИИ…»
Составитель: Калиновская Мария Фроловна, учитель химии и биологии, МКОУ «Высотинская сош» Сухобузимского района Красноярского края.
Организационные моменты
Участвуют две команды по 4 человека в каждой;
Для подсчета баллов выбираются члены жюри в количестве 2 – 3-х человек;
Оставшиеся учащиеся образуют 2 группы поддержки.
Правила игры
Основной этап
Каждой команде поочередно задаются вопросы по нарастающей сложности аналогично заданиям ЕГЭ: часть А – 5 вопросов (10 баллов за каждый), часть В – 5 вопросов (20 баллов за каждый), часть С – 3 вопроса (30 баллов за каждый).
У каждой команды есть 3 «жизни», которые сгорают при неправильных ответах, и 2 подсказки: помощь группы поддержки и возможность воспользоваться соответствующей учебной литературой.
Команда имеет право остановиться на набранной сумме баллов, когда у нее останется последняя «жизнь».
После сгорания третьей «жизни» набранные баллы аннулируются, и команда выбывает из игры.
Супер-игра
После прохождения основного этапа командам предоставляется право сыграть в супер-игру, где они могут удвоить выставленную на кон сумму баллов, не превышающую количество набранных ими очков.
В случае правильного ответа на заданный вопрос выставленные командами баллы удваиваются, в противном случае – сгорают.
Ниже представлены вопросы для обеих команд различной категории сложности А, В и С. Верные ответы вопросов частей выделены подчеркиванием.
ЧАСТЬ А для 1-й команды
Экологический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:
похожи друг на друга по внешнему строению;
ведут сходный образ жизни в близких условиях среды;
обитают на общей территории;
схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности.
Естественный отбор, действующий в неизменных условиях среды, называется:
стихийным;
дизруптивным;
движущим;
стабилизирующим.
Явление, при котором происходит многократное увеличение хромосом в геноме, называется:
полиплоидия;
полимерия;
поливалентность;
полигамия.
Растения в отличие от животных:
не способны к дыханию;
имеют хлоропласты;
не нуждаются в минеральных веществах;
обладают высокой подвижностью.
Приспособление животных к паразитическому образу жизни связано с упрощением строения тела, что является примером:
ароморфоза;
идиоадаптации;
дегенерации;
биологического регресса.
ЧАСТЬ А для 2-й команды
Географический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:
похожи друг на друга по внешнему строению;
ведут сходный образ жизни в близких условиях среды;
обитают на общей территории;
схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности.
Примером идиоадаптации является:
утрата кишечника ленточными червями;
возникновение многоклеточности;
разнообразие окраски крыльев бабочек;
появление конечности у насекомых.
Примером ароморфоза является:
появление легких у земноводных;
возникновение покровительственной окраски у окуня;
появление длинного клюва у цапли;
редукция органов чувств у паразитических червей.
Взаимодействие человека и бычьего цепня называется:
симбиозом;
хищничеством;
паразитизмом;
протокооперацией.
Критерием появления нового вида является возникновение:
значительных морфологических изменений;
существенного количества мутационных изменений;
географической изоляции;
репродуктивной изоляции.
ЧАСТЬ В для 1-й команды
Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам:
редукция киля у пингвинов в связи с утерей способности к полету;
появление полового размножения;
возникновение семян у голосеменных;
приобретение покровительственной окраски у щуки;
возникновение теплокровности;
возникновение длинной шеи у жирафа.
Инбридинг – это:
скрещивание различных видов;
скрещивание близкородственных видов;
скрещивание различных чистых линий;
увеличение числа хромосом у гибридной особи.
Элементарной эволюционной единицей является:
особь;
популяция;
вид;
биоценоз.
Происходящие в популяциях эволюционные процессы, приводящие к появлению новых видов, называются:
микроэволюцией;
макроэволюцией,
межвидовой борьбой;
внутривидовой.
Наиболее напряженной формой борьбы за существование является:
борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды;
борьба с антропогенными факторами;
межвидовая борьба;
внутривидовая борьба.
ЧАСТЬ В для 2-й команды
Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию:
отсутствие легких у рыб;
отсутствие зрения у животных, живущих под землей;
редукция органов чувств у паразитических червей;
отсутствие хвоста у лягушки;
превращение корней растения повилики в присоски;
утрата кишечника ленточными червями.
Сокращение численности и ареала уссурийского тигра является примером:
биологического регресса;
дегенерации;
идиоадаптации;
ароморфоза.
Порода собак представляет собой:
род;
вид;
природную популяцию;
искусственную популяцию.
К сохранению уже выработанных приспособлений приводит:
дивергенция;
стабилизирующий отбор;
идиоадаптация;
движущий отбор.
Выберите три признака, относящиеся к движущим силам эволюции:
индивидуальная изменчивость;
естественный отбор;
модификационная изменчивость;
искусственный отбор;
географическое распространение;
наследственность.
ЧАСТЬ С для 1-й команды
Первый вопрос.
Выберите неверные утверждения:
белки – это биологические полимеры;
мономерами белков являются аминокислоты;
в состав белков входят 30 разных аминокислот;
все аминокислоты могут синтезироваться в организме человека и животных;
аминокислоты соединяются в молекуле белка пептидными связями.
Второй вопрос.
Если мышь поместить под стеклянный колпак, закрытый герметично, то она вскоре погибнет. Если вместе с мышью под колпак поместить зеленое растение и оставить колпак на свету, то мышь останется жива длительное время. Объясните эти явления.
Ответ: в процессе фотосинтеза растение выделяет кислород, которым длительное время может дышать мышь.
Третий вопрос.
Установите соответствие между свойством и экологической системой:
Свойства | Экосистемы |
1) единственный источник энергии – Солнце. | А) природная экосистема. |
2) значительная часть веществ изымается человеком. | Б) агроэкосистема. |
3) значительное разнообразие видов | |
4) ведущая роль искусственного отбора. | |
5) дополнительные источники энергии, привносимые человеком. | |
Ответ: А) – 1, 3; В) – 2, 4, 5.
ЧАСТЬ С для 2-й команды
Первый вопрос.
Выберите неверные утверждения:
отдельные элементы среды обитания, воздействующие на организм, называются экологическими факторами;
экологические факторы могут быть биотическими и абиотическими;
биотические факторы – это взаимодействие между живыми организмами;
абиотические факторы не оказывают воздействия на живые организмы;
биотические факторы всегда благоприятно воздействуют на живые организмы.
Второй вопрос.
Орнитологи обратили внимание на то, что, как правило, в гнездах разных птиц все яйца расположены тупым концом к наружной стенке гнезда. Объясните это явление.
Ответ: на тупом конце находится воздушная камера.
Третий вопрос.
Установите соответствие между типом размножения и его характерными чертами:
Характерные черты | Тип размножения |
1) потомки идентичны родителям. | А) бесполое |
2) одна родительская особь. | Б) половое |
3) основной клеточный механизм – митоз. | |
4) основной клеточный механизм – мейоз. | |
5) потомки генетически уникальны. | |
Ответ: А) – 1, 2, 3; В) – 4, 5.
СУПЕР – ИГРА
Выберите эволюционное приобретение млекопитающих:
возникновение реакций матричного синтеза;
теплокровность;
прикрепленность к месту обитания;
плацента.
Подведение итогов и награждение команд
По окончании мероприятия жюри объявляет победителя. Участникам победившей команды по отметке «отлично» в журнал по биологии.
Данный материал для большей наглядности рекомендуется оформить в виде презентации MS Power Point.
ЛИТЕРАТУРА:
Деркачева, Н.И. ЕГЭ 2006. Биология. Типовые тестовые задания/ Н.И. Деркачева, А.Г. Соловьев. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 112 с. (Серия «ЕГЭ 2006. Типовые тестовые задания»)
Каменский, А.А. Билогия. ЕГЭ: Практикум. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
Ленгер, Г.Н. ЕГЭ. Биология. Тренировочные задания. – М.: Просвещение. «ЭКСМО», 2005.
Хрипкова, А.Г. ЕГЭ. Биология. Тестовые задания/ А.Г. Хрипкова, В.В. Резникова. – М.: Просвещение, 2002.