СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биосфера, ее структура и функции

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Биосфера, ее структура и функции»

Контрольная работа в 11 классе по теме: «Биосфера, ее структура и функции»


       Задание 1. Выпишите номера правильных ответов.

1 Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

а) гидросфера;    б) литосфера;         в) атмосфера;           г) биосфера.

2. Учение о биосфере было создано:

а) Ж.-Б. Ламарком;       б) В.И. Вернадским;    в) Э.Зюссом;         г) Э.Леруа.

3. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте:

а) 77 км;        б) 12,5 км,        в) 10 км;      г) 2 км.

4. Пленка жизни на поверхности Мирового океана называется:

а) планктон;      б) нектон;      в) бентос;      г) нейстон.

5. В Мертвом море фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе;         б) концентрация соли свыше 270 г/л; 
в) отсутствие элементов минерального питания;      г) все перечисленные условия.

6. Живое вещество – это:

а) совокупность всех растений биосферы;

 б) совокупность всех животных биосферы; 
в) совокупность всех живых организмов биосферы;   г) нет правильного ответа.

7. К косному веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк;   б) вода, почва; 

в) гранит, базальт; г) растения, животные, бактерии, грибы.

8. Концентрационная функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию; 
б) зеленых растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы; 
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

9. Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом:       а) да;   б) нет.

10. Опасность воздействия человека на биосферу состоит в том, что в ней

а) значительно увеличивается разнообразие культурных растений

б) чрезмерно увеличивается разнообразие домашних животных

в) круговорот веществ и энергии становится более полным

г) нарушаются процессы саморегуляции, поддерживающие ее целостность

11. К какой функции биосферы относится процесс дыхания организмов?

а) к газовой б) к концентрационной

в) к транспортной г) к окислительно-восстановительной

12 . К биогенным веществам биосферы относят

а) семена растений б) споры бактерий

в) каменный уголь г) вулканический пепел

13.Кратко ответьте на поставленные вопросы.

1. Живое вещество является мощной геологической силой, преобразующей лик планеты. Приведите примеры влияния живого вещества на оболочки Земли.

2. Какое вещество биосферы называется биогенным? Приведите примеры.

3. Почему граница биосферы в атмосфере проходит на высоте 77 км?

4. Перечислите функции живого вещества. Раскройте сущность энергетической функции.

5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воды?

6. Какое значение имеет азот в жизни растении




Ответы: 1 – г; 2 – б; 3 – а; 4 – г; 5 – б; 6 – в; 7 – в; 8 – г; 9 – а;10-г; 11-г;12-в; 13-в;14 – в;15 – 2134; 16 - 12211


Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

1. Живое вещество является мощной геологической силой, преобразующей лик планеты. Приведите примеры влияния живого вещества на оболочки Земли.

(Изменение газового состава атмосферы; накопление горных пород и минералов; вовлечение в круговорот отмерших органических остатков и др.)

2. Какое вещество биосферы называется биогенным? Приведите примеры.

(Биогенное – созданное живыми организмами: нефть, каменный уголь, известняк и др.)

3. Почему граница биосферы в атмосфере проходит на высоте 77 км?

(Выше – сильное ультрафиолетовое излучение, низкая температура воздуха, отсутствие кислорода и углекислого газа, высокий уровень радиации.)

4. Перечислите функции живого вещества. Раскройте сущность энергетической функции.

(Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная.

Энергетическая состоит в способности зеленых растений ассимилировать и передавать по пищевой цепи энергию Солнца.)

5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воды?

(Почва – это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве воды, надо поместить небольшое количество почвы в пробирку и нагреть ее – на стенках пробирки появится конденсат.)

6. Какое значение имеет азот в жизни растений?

(Атомы азота входят в состав многих органических молекул. В отсутствие этого вещества невозможны нормальный рост и накопление фитомассы стеблей и листьев растения.)

7. Оцените биомассу и продуктивность продуцентов в Мировом океане.

(Биомасса продуцентов в Мировом океане составляет примерно 2,6 млрд т, что составляет примерно 8,5% от общей биомассы. Однако продуктивность продуцентов составляет 430 млрд т, что составляет всю продуктивность Мирового океана.)

8. Составьте нектонную пищевую цепь в Мировом океане.      (Например: хамса --- скумбрия --- дельфин.)

9. Какое влияние на биосферу Земли оказало использование человеком огня?

(Негативное – создание пирогенных ландшафтов, опустынивание, изменение экосистем. Например, Сахара, Калахари, саванны Австралии – пирогенные ландшафты.)
























Контрольная работа в 11 классе по теме: «Биосфера, ее структура и функции»

1.Автор учения о биосфере

В.Н. Сукачев; 2)Ч. Дарвин; 3)В.И. Вернадский; 4) Ж. Б.Ламарк.

2.Прочитайте приведённые ниже утверждения и выберите то, которое характеризует существенный признак биосферы.

1.Биосфера – это глобальная экосистема Земли 2.Биосфера – это оболочка Земли

3.Биосфера – это место проживания человека на планете Земля

3. Границами биосферы являются:

а) нижняя часть атмосферы высотой до 20 км, б) верхняя часть гидросферы до 200 метров

в) вся гидросфера (глубиной 8-10 км), г) литосфера (глубиной 2-3 км).

Д) только самый верхний слой литосферы – почва

4. В преобразовании биосферы главную роль играют:

А) живые организмы; б) химические процессы; В) физические процессы; г) механические явления

5. Решающее значение в преобразовании биосферы принадлежит живому веществу, так как оно способно:

а) аккумулировать и трансформировать солнечную энергию,

б) размножаться и этим обеспечивать непрерывность своей деятельности,

в) совершать химические реакции со скоростью, во много раз превышающей скорость реакций неживой природы.

6. В круговороте азота в биосфере главная роль принадлежит:

а) водорослям   б) бактериям   в) растениям    г) рыбам

7Устойчивость биосферы обеспечивается:

 а) круговоротом веществ, б) постоянным притоком солнечной энергии, в) хозяйственной деятельностью человека, г) видовым разнообразием растений и животных.

8. Среди перечисленных характеристик определите существенные признаки биосферы как биологической системы:

1) образована совокупностью биогеоценозов 2) не изменяется во времени

3) распространена во всех оболочках Земли (литосфере, атмосфере, гидросфере)

4) сформировалась с появлением жизни на Земле 5) не обладает способностью к саморегуляции

6) появилась одновременно с образованием Земли.

9. Выберите 3 отличительных признака, характеризующих вид как самостоятельную биологическую систему:

1) состоит из клеток 2) состоит из особей и популяций

3) определяется совокупностью критериев (географический, генетический и др.) 4) не зависит от факторов неживой природы 5) не изменяется во времени 6) взаимодействует с другими видами.

10. Роль заповедников в охране биосферы Земли состоит в

а) выращивании и размножении культурных растений б) создании новых сортов растений в) сохранении редких и исчезающих видов г) повышении плодородия почвы

11. Как предотвратить нарушения человеком равновесия в биосфере

а) повысить интенсивность хозяйственной деятельности

б) увеличить продуктивность биомассы экосистем

в) учитывать экологические закономерности в хозяйственной деятельности

г) изучить биологию редких и исчезающих видов растений и животных

12. В какой последовательности (начиная с поглощения) осуществляется круговорот углерода в биосфере? 1) включение углерода в состав органических соединений 2) поглощение углекислого газа растениями 3) разложение органических соединений в организме 4) выделение углерода в окружающую среду организмами в виде углекислого газа

13. В места пропусков вставьте слова из словарика.

Общепланетарная оболочка, которая представляет собой глобальную экосистему, носит название………………………..Согласно учению В.И. Вернадского, вследствие деятельности………………….возникает ноосфера как особая оболочка Земли. Наибольшее значение имеет ………............вещество, образованное совокупностью организмов, а также …………………………..вещество, которое создаётся в процессе жизнедеятельности организмов.

Словарик:1.Человека. 2.Живое.3.Биогеоценоз. 4.Биогенное. 5.Биосфера.        6.Бактерий и вирусов.




 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!