СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бирюк - личность цельная ,но трагичная

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

—Поймав в лесу мужика, который   рубил барский лес,  Бирюк его не сразу, но отпускает. —Основополагающий вопрос: — —Мы задались вопросом:

  Может ли поступок  лесника повлиять на его судьбу?

 

Просмотр содержимого документа
«Бирюк - личность цельная ,но трагичная»

Бирюк – личность цельная, но трагичная Работа ученицы 7 “к” класса Зубовой Ольги МБОУ “СОШ №3”

Бирюк – личность цельная, но трагичная

Работа ученицы 7 “к” класса Зубовой Ольги МБОУ “СОШ №3”

Прочтем отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Бирюк» и обратим внимание на выделенные слова.

—  Фома Кузьмич, — заговорил вдруг мужик голосом глухим и разбитым, — а, Фома Кузьмич.

—  Чего тебе?

—  Отпусти… с голодухи… отпусти.

—  Знаю я вас, — угрюмо возразил лесник, — ваша вся слобода такая — вор на воре.

—  Отпусти, — твердил мужик, — приказчик… разорены, во как… отпусти!

—  Разорены!.. Воровать никому не след.

—  Отпусти, Фома Кузьмич… не погуби. Ваш-то, сам знаешь, заест, во как.

—   А ты все-таки воровать не ходи.

—  Лошаденку, — продолжал мужик, — лошаденку-то, хоть ее-то… один живот и есть… отпусти!

—   Говорят, нельзя. Я тоже человек подневольный: с меня взыщут. Вас баловать тоже не приходится.

— Мужик внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска. «Ну на, ешь, на, подавись, на, — начал он, прищурив глаза и опустив углы губ, — на, душегубец окаянный: пей христианскую кровь, пей …»

Лесник обернулся.

—  Тебе говорю, тебе, азиат, кровопийца, тебе!

—  Пьян ты, что ли, что ругаться вздумал? — заговорил с изумлением лесник. — С ума сошел, что ли?

—  Пьян!.. не на твои ли деньги, душегубец окаянный, зверь, зверь, зверь!

—  Ах ты… да я тебя!..

—  А мне что? Все едино — пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби — один конец; что с голоду, что так — все едино. Пропадай все: жена, дети — околевай все… А до тебя, погоди, доберемся!

Бирюк приподнялся.

—  Молчать! — загремел лесник и шагнул два раза.

—  Полно, полно, Фома, — закричали, — оставь его… Бог с ним.

—  Не стану я молчать, — продолжал несчастный. — Все едино — околевать-то. Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету… Да постой, недолго тебе царствовать! затянут тебе глотку, постой!

Бирюк схватил его за плечо… Я бросился на помощь мужику…

—  Не троньте, барин! — крикнул на меня лесник.

Я бы не побоялся его угрозы и уже протянул было руку; но, к крайнему моему изумлению, он одним поворотом сдернул с локтей мужика кушак, схватил его за шиворот, нахлобучил ему шапку на глаза, растворил дверь и вытолкнул его вон.

—   Убирайся к черту с своей лошадью , — закричал он ему вслед, — да смотри, в другой раз у меня!..

Он вернулся в избу и стал копаться в углу.

Поймав в лесу мужика, который рубил барский лес, Бирюк его не сразу, но отпускает.  Основополагающий вопрос:  Мы задались вопросом:  Может ли поступок лесника повлиять на его судьбу?
  • Поймав в лесу мужика, который рубил барский лес, Бирюк его не сразу, но отпускает.

  • Основополагающий вопрос:

  • Мы задались вопросом:

Может ли поступок лесника повлиять на его судьбу?

Сначала попробуем ответить на вопрос:  Почему Бирюк отпускает мужика.  Как объяснить психологически его поступок, чем он должен быть мотивирован?   Испугался угроз? Конечно, нет. Немало он их слышал. Наверное, тем, что хотя и нелюдим Фома Кузьмич и зовут его Бирюком, но знает же он людской мир, знает, что в этом мире не всех останавливает страх греха, воруют же. Воруют старосты, бурмистры, исправники, чиновники. И что по сравнению с этим воровством мужицкое

Сначала попробуем ответить на вопрос: Почему Бирюк отпускает мужика. Как объяснить психологически его поступок, чем он должен быть мотивирован?

  • Испугался угроз? Конечно, нет. Немало он их слышал. Наверное, тем, что хотя и нелюдим Фома Кузьмич и зовут его Бирюком, но знает же он людской мир, знает, что в этом мире не всех останавливает страх греха, воруют же. Воруют старосты, бурмистры, исправники, чиновники. И что по сравнению с этим воровством мужицкое "баловство" от нужды. Подспудно чувствует лесник, что есть и у нищего мужика, замученного барщиной и "голодухой" мужика, своя правда.
Легко ли было беречь барский лес? Может, не стоило Бирюку так враждовать с местными крестьянами, стоило бы быть более снисходительным, лучше понимать своего брата мужика? Но на мольбу порубщика Бирюк отвечает: «Говорят, нельзя.  Я тоже человек подневольный:  с меня взыщут».
  • Легко ли было беречь барский лес? Может, не стоило Бирюку так враждовать с местными крестьянами, стоило бы быть более снисходительным, лучше понимать своего брата мужика? Но на мольбу порубщика Бирюк отвечает: «Говорят, нельзя.

Я тоже человек подневольный:

с меня взыщут».

В том-то и дело, что взыщут, да ещё как взыщут. В комментарии  к одному из изданий «Записок охотника» прочитаем: «Лесник,  не поймавший вора, предавался суду и либо возмещал полную стоимость порубленных деревьев, либо подвергался другим формам наказания  вплоть до ссылки в Сибирь».
  • В том-то и дело, что взыщут, да ещё как взыщут.
  • В комментарии

к одному из изданий «Записок охотника» прочитаем: «Лесник,

не поймавший вора, предавался суду и либо возмещал полную стоимость порубленных деревьев, либо подвергался другим формам наказания

вплоть до ссылки в Сибирь».

А мужицкие угрозы «сжить со свету», то есть убить, могли быть исполнены?   Вполне. Ведь уже читали об этом в рассказе «Бежин луг». На вопрос Кости, что же так жалостливо стонало в бучиле, нагоняя страх, Павел замечает: «В этом бучиле в запрошлом лете Акима-лесника утопили воры, так, может быть, его душа жалобится».

А мужицкие угрозы «сжить со свету», то есть убить, могли быть исполнены?

  • Вполне. Ведь уже читали об этом в рассказе «Бежин луг». На вопрос Кости, что же так жалостливо стонало в бучиле, нагоняя страх, Павел замечает: «В этом бучиле в запрошлом лете Акима-лесника утопили воры, так, может быть, его душа жалобится».
Бывший крепостной Тургенева, а впоследствии сельский учитель Ардалион Иванович Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в
  • Бывший крепостной Тургенева, а впоследствии сельский учитель Ардалион Иванович Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в "Записках охотника", не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне...»
Вот такая она, служба лесника. И какой же завязывается клубок социальных проблем. Воровать — грех, к тому же воровство — преступление, лес-то барский. И.Левитан. Владимирка А если не воровать, то семье грозит нищета, погибель. Крестьянская семья середины 19 века
  • Вот такая она, служба лесника. И какой же завязывается клубок социальных проблем.
  • Воровать — грех, к тому же воровство — преступление, лес-то барский.

И.Левитан. Владимирка

  • А если не воровать, то семье грозит нищета, погибель.

Крестьянская семья середины 19 века

 И.И.Пчёлко.  «Сквозь строй» Потакать крестьянам — взыщут по всей строгости, угодишь в ссылку или в солдатчину, семья пойдёт по миру. Не давать «баловать» в лесу мужику — «добрые люди» сживут со свету.

И.И.Пчёлко.

«Сквозь строй»

  • Потакать крестьянам — взыщут по всей строгости, угодишь в ссылку или в солдатчину, семья пойдёт по миру. Не давать «баловать» в лесу мужику — «добрые люди» сживут со свету.
Каков же выход из этой ситуации? Уничтожение крепостного права, по мнению И.С.Тургенева, приведёт и к духовному, и к экономическому оздоровлению общества.

Каков же выход из этой ситуации?

  • Уничтожение крепостного права, по мнению И.С.Тургенева, приведёт и к духовному, и к экономическому оздоровлению общества.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!