Просмотр содержимого документа
«Бюджет, рынок, маркетинг.»
Бюджет. (Рынок, маркетинг). Технология. 8 класс.
Выполнила: Капустенко Л.Е., учитель технологии МБОУ «Средняя школа № 10» Петропавловск-Камчатского городского округа.
Основные категории рыночной экономики.
- В рыночной экономике распределение материальных и духовных благ определяется решением самих покупателей.
- Покупателем движут нужды и потребности.
- Нужда – это чувство ощущаемой человеком острой нехватки чего-либо, что необходимо для жизни. Основные нужды: пища, еда, тепло, безопасность. Социальные нужды: духовная близость, влияние, привязанность. Личные нужды: знания, самовыражение. Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя обездоленным и несчастным.
- Потребность – это нужда, уже принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и развитием личности конкретного человека и его социального окружения. Потребности людей безграничны. Получив что-то, человек хочет ещё больше…
- Потребность, подкреплённая покупательской способностью отдельного человека называется запросом .
- Есть много людей со сходными запросами, для продавца это благоприятная ситуация, называемая спросом. Спрос – это количество каких-то потребительских благ, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар. Спрос отсутствует, если у людей есть желание что-то купить, но нет для этого материальных возможностей.
Товар.
- Товар – все потребительские блага, которые могут удовлетворить потребность или нужду людей и предлагаются с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
- Товарный ассортимент – совокупность товаров, предназначенных для удовлетворения какой-то одной нужды или потребности. (Потребность в хлебе удовлетворяется ассортиментом хлебобулочных изделий).
- Товаром может быть всё, что способно удовлетворить нужду. Это и спектр бытовых услуг, выполненных обязательств и т.д.
- Потребительскими благами кроме материальных объектов могут быть известные личности, организации, виды деятельности и т.п. Потребитель решает, что посмотреть по телевизору, куда отправиться на отдых, идеи каких учёных поддержать и т.п.
- Удовлетворение нужд или потребностей люди могут решать с помощью обмена.
Обмен – это процесс и результат получения от кого-либо желаемого объекта с предложением что-либо отдать взамен полученного.
Обмен является основным понятием в управлении рыночной деятельностью.
Сделки.
- Сделка - это коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. При сделке одна сторона передаёт другой какую-то ценность и взамен получает другую.
- Ежедневно совершается множество сделок (договоры купли-продажи, аренды, дарения, оказания платных услуг и т.п.)
Сделку следует отличать от простой передачи. При передаче одна из сторон ничего не получает взамен. Передачи касаются подарков, благотворительных акций, стипендий и т.п.
Денежная сделка.
СДЕЛКИ
Устные
Письменные
Простая письменная
Нотариально удостоверенная
форма
сделка.
Деньги.
- Деньги – это специфический товар для обмена, они выступают как эквивалент при обмене любого другого товара.
- Присутствие денег при сделке не обязательно. Возможна такая сделка, когда материальный объект или услугу обменивают на другой объект или услугу. Такая сделка называется бартерной .
- В быту бартерный обмен совершается очень часто. Дети меняются игрушками, открытками и т.п. Взрослые могут обменяться какими-то вещами или услугами.
Бартерная сделка.
Рынок.
- Слово «рынок» всем хорошо знакомо.
- Понятие «рынок» с точки зрения экономики – торговая сделка. Здесь участвуют продавцы и покупатели.
- Чтобы понять природу рынка представим примитивное экономическое сообщество из четырёх человек: рыбак, охотник, кузнец, крестьянин.
Способы удовлетворения их потребностей :
В
Б
А
рыбак
охотник
рыбак
купец
кузнец
крестьянин
Способ удовлетворения нужд.
- Первый способ – самообеспечение (рисунок А предыдущий слайд). Каждый может самостоятельно добыть для себя всё необходимое. Рыбак помимо ловли рыбы может охотиться, ковать железо, заниматься сельским хозяйством. Но при этом снижается улов рыбы.
- Второй способ – децентрализованный обмен (рисунок Б). Каждый рассматривает трех других в качестве «покупателей». Рыбак может обменять рыбу на их товары.
- Третий способ – централизованный обмен (рисунок В). Появляется новое лицо, купец. Он находится в центре в месте под условным названием «рынок». Каждый из четырёх везёт товар купцу и обменивает на то, что ему нужно. Рыбак ловит рыбу и никуда не отвлекается. Это эффективно!!!!
- Рынок – это экономическая система, в рамках которой происходит согласование и реализация экономических интересов между производителями и покупателями в процессе осуществления сделок (обмена) на основе механизма рыночных цен.
Удовлетворенная
потребность
Товар
Рынок
Продавец
Покупатель
Прибыль
Товар
Рынок.
- Информирующая. Покупатели информируются о том, что выпускают производители. Производители информируются о потребностях и нуждах покупателей.
- Ценообразующая . Цены на товары определяются спросом на них и количеством предложений.
- Посредническая . Купец на рынке эффективно обеспечивает связь между покупателем и производителем.
- Регулирующая. Рынок уравновешивает спрос и предложения по цене, объёму и структуре.
- Стимулирующая. Рынок побуждает производителей к созданию новой продукции и необходимых товаров.
- Оздоравливающая . Рынок жестко проводит «естественный отбор» среди участников. Конкуренция убирает неэффективные предприятия и даёт дорогу более предприимчивым и активным.
Рынок.
- Для каждого вида товара существует свой рынок.
- В развитом обществе рынок – это не обязательно какое-то выделенное для торговли место, например базар или биржа. Сейчас большие возможности предоставляет Интернет.
Есть Интернет-магазины. Частные предприниматели, мастера используют различные площадки.
Виды рынков.
- Рынок массовых потребительских товаров.
- Рынок услуг.
- Рынок труда.
- Рынок информаций и информационных технологий.
- Рынок научных и проектно-конструкторских разработок.
- Рынок продуктов интеллектуальной деятельности в области культуры.
- Финансовый рынок (рынок ценных бумаг; валютный рынок; рынок ссудных капиталов).
Например, рынок труда состоит из людей, желающих предложить свою рабочую силу.
Денежный рынок – важный рынок, удовлетворяющий нужды людей, который даёт возможность занимать, давать ссуду, копить деньги и гарантировать их сохранность. На этом рынке работают БАНКИ.
Рынки бывают местные (региональные), национальные (внутренние), мировые (внешние).
Методы исследования рынка.
- Стоит ли начинать предпринимательскую деятельность по производству и продаже, если на рынке уже много такого товара?
- Многие предприниматели терпят крах только потому, что не изучили рынок. Перед началом производства обычно ставятся три главных вопроса:
- Какой продукт привлекает к себе внимание покупателей, т.е. нужен ли он на данном рынке?
- В каком количестве будут нужны эти товары и услуги?
- По какой цене покупатели будут покупать данный товар? Каким может быть разрыв между низкой и высокой ценой товара?
Для этого нужно собрать информацию!!!!
Первичная информация – собранная впервые для конкретной цели.
Вторичная информация – та, которая уже существует, собрана ранее для других целей.
Информация.
Исследования рынка начинаются с вторичной информации.
- Носители вторичной информации – машинописный текст, компьютерный текст, Интернет и т.п. Сбор вторичной информации более дешевый.
- Для сбора первичной информации используют опросники. Они проводятся в виде анкетирования, тестирования, интервьюирования, собеседования.
- Анкетирование – форма тестирования при проведении социологических исследованиях. Это письменный опросник с вопросами.
- Тест – искусственно созданное воздействие испытательного характера. Тест выявляет наличие или отсутствие какого-либо признака или нескольких признаков.
При составлении анкет и тестов для исследования необходимо соблюдать требования: они должны быть анонимными; перечень вопросов должен быть логичным, последовательным; интересным для испытуемого; не должны содержать большое количество вопросов; не должны ущемлять личное достоинство; соответствовать культурному уровню респондента; вопросы не должны раздражать и утомлять.
Информация.
- Интервью – по форме похоже на устный анкетный опрос. Вопросы готовятся заранее. Ответы можно записывать на диктофон, но с согласия опрашиваемого.
- Беседа – это своеобразное интервью по какой-то теме, но обычно без заранее подготовленных вопросов.
Задание:
Письменно ответь на вопрос :
- Что называется товаром и что может быть товаром?
- Что такое рынок? Какие виды рынков ты знаешь?
- Что определяет цену товара на рынке?
- Как вы думаете, почему выставки-ярмарки эффективны?
Практическая работа:
Если вы были бы предпринимателем, что вы стали бы выпускать, производить или какие услуги оказывать? Обоснуйте ответ (Почему? В сравнении с местным рынком? И т.п.)