СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Бизнес-план — это письменный документ, который представляет собой стратегический план создания и/или развития бизнеса компании. Он отражает текущее состояние, цели и стратегию их достижения, предполагаемые потребности и ожидаемые результаты развития бизнеса компании.
Бизнес-план — это основной документ инвестиционного проекта, предоставляемый инвестору, в котором в краткой форме и общепринятой последовательности излагаются суть, основные характеристики, финансовые результаты и экономическая эффективность проекта.
« будущее не наступает, а делается: умело или неумело»
Если прогнозирование является пассивным предсказанием , то планирование — это формулирование намерений, которое предполагает сознательное проявление волевых усилий и включает в себя принятие решений
«План — ничто, планирование — все». экс-президент США, генерал Д. Эйзенхауэр
Организация планирования — это способ упорядочения определенных действий в соответствии с их составом, структурой и характерными особенностями.
Методология планирования — это выбор совокупности принципов, подходов, способов организации и методов планирования для эффективного решения проблем и достижения его целей
Предметом планирования является сама деятельность и отношения, которые охватывают отдельные элементы системы (объекта планирования) и ее взаимодействие с внешней средой.
Классификация типов планирования
№ п/п
Классификационный признак
1
Типы планирования
Степень обязательности выполнения плановых заданий
2
Директивное планирование
Индикативное планирование
Временной горизонт планирования
3
4
Долгосрочное планирование
Среднесрочное планирование
Краткосрочное планирование
Тип плановых решений
Стратегическое планирование
Тактическое (операционное) планирование
Оперативное (оперативно-календарное) планирование
Объект планирования
5
Корпоративное планирование
Бизнес-планирование
Планирование деятельности функциональных подразделений
Планирование деятельности структурных звеньев
Планирование деятельности отдельных работников (на уровне рабочих мест)
Степень охвата объекта планирования
Общее планирование Частичное планирование
Классификация типов планирования
6
Предмет планирования (функциональная область деятельности)
7
Планирование производства
Планирование маркетинга
Планирование сбыта
Планирование материально-технического обеспечения
Планирование персонала
Планирование финансов Планирование НИОКР и др.
Степень повторяемости
8
9
Степень адаптации
Систематическое планирование
Единовременное планирование
Жесткое планирование Гибкое планирование
10
Степень детализации
Агрегированное планирование
Детальное планирование
Форма координации (по временному признаку)
11
Последовательное планирование
Синхронное планирование
Скользящее планирование
Внеочередное планирование
Ориентация идей планирования (по Р. Акоффу)
Реактивное планирование ( reactive )
Инактивное планирование ( inactive )
Проективное планирование ( proactive )
Интерактивное планирование ( interactive )
Характеристики стратегического, тактического и оперативного планирования
Уровень
Структурные признаки
дифференциация
Стратегический
детализация
Тактический
Слабая (общий план)
точность информации
Оперативный
Глобальные параметры
Низкая
временной горизонт
Сильная (много частных планов)
структурированность проблем
Долгосрочный
Детальные параметры
Слабо структурированные проблемы
Высокая
Краткосрочный
Четко структурированные проблемы
Специфические принципы планирования
уровень стандартизации
уровень точности
согласованности планов
уровень документального обеспечения
принцип непрерывности
принцип участия и
другие особенности систем планирования
Общие принципы планирования
целенаправленность
целостность и полнота
гибкость
актуальность
эффективность
Стратегическое планирование требует соблюдения трех основных условий
Стратегическое планирование — это процесс, предполагающий сбор и обработку информации для постановки стратегических целей, выработки стратегии, разработки планов достижения целей и способов повышения эффективности бизнеса, предназначенный для согласования требований внешнего окружения с возможностями компании. Цель этого процесса — обеспечить успех компании в долгосрочной перспективе.
Соотношение между стратегией и планированием
Понятие бизнес-плана
Три типа бизнес-планов
В соответствии с целями, указанными выше, и в зависимости от рассматриваемого уровня иерархии могут разрабатываться:
1) бизнес-план проекта;
2) стратегический бизнес-план компании;
3) бизнес-план (филиала, бизнес-единицы).
Бизнес-план может понадобиться в следующих ситуациях.
1. При создании новой фирмы, слиянии или поглощении других компаний, смене собственника, когда возникает необходимость в разработке новой стратегии развития.
2- В период подготовки значительных изменений: реконструкции, технического перевооружения производства, выхода на новые рынки, разработки, освоения и перехода к выпуску новой продукции и т. д.
3. Для привлечения дополнительного капитала с целью расширения или развития бизнеса.
4. Для получения одобрения определенного курса развития (проекта) компании советом директоров, владельцами компании, что означает не только получение финансирования, но и их согласие с предлагаемым курсом, готовность нести солидарную ответственность.
5. Для обоснования необходимости выделения ресурсов на реализацию какого-либо проекта.
6. Для повышения эффективности работы компании (цель — убедить команду управления в жизнеспособности и эффективности той или иной бизнес-идеи).
7. При выходе на внешний рынок, установлении или расширении внешнеэкономических связей.
8. При подборе кадров и формировании эффективной команды.
Основные принципы (требуемые характеристики) планирования как инструмента управления бизнесом сводятся к следующему.
Процесс разработки бизнес-плана помогает предпринимателю (менеджеру) ответить на три важнейших вопроса:
Использование бизнес-планирования в малом бизнесе дает предпринимателю целый ряд выгод и преимуществ, которые состоят в следующем.
1. Обеспечивается фокус на потребителя и гибкость в его обслуживании.
2. Повышается общая эффективность управления в силу ориентации на достижение результата и эффективное использование ресурсов.
3. Улучшается интеграция и координация взаимодействия между отдельными звеньями и работниками, так как обеспечивается перевод стратегических целей в тактические цели и мероприятия по их достижению.
4. Улучшается контроль, так как сравнение фактических результатов с плановыми позволяет оценить степень приближения к заданным целям.
5. Обеспечивается эффективное распределение и использование времени, что позволяет не упустить момент для решения проблем долгосрочного характера.
Методы планирования и прогнозирования
S
Т
Социальный
сегмент
Демографические тенденции
Е
Технологический сегмент
Технологическая политика государства
Экономический
сегмент
Е
Изменения в уровне и стиле жизни
Экологический
сегмент
Тенденции в области НИОКР
Р
Уровень инфляции
Уровень образования
Новые патенты
Динамика курса обмена валют
Изменения в глобальном климате
Политический/ юридический
сегмент
Уровень и структура доходов
Выборы президента РФ
Уровень процентной ставки
Загрязнение окружающей среды
Отношение к работе и отдыху
Скорость технологических изменений
Воздействие организации «зеленых»
Выборы в ГД РФ
Ставка рефинансирования ЦБ РФ
Новые продукты
Изменения законодательства
Биотехнологические разработки
Затраты на энергоносители
Изменения в Налоговом кодексе РФ
Источники энергии
Государственное регулирование конкуренции в отрасли
Метод SWOT -анализа
Аббревиатура SWOT состоит из английских названий четырех слов: сильные стороны ( S — Strengths ),
слабые стороны ( W — Weaknesses ),
возможности (О — Opportunities ),
угрозы (Т — Threats
Этап 2. Выявление стратегического соответствия внутренних возможностей фирмы и внешних условий окружающей среды
Внутренние факторы
Внешние факторы
сильные стороны
возможности
слабые стороны
Внутренние сильные стороны в соответствии с внешними возможностями
угрозы
Внутренние слабые стороны в отношении к внешним возможностям
Внутренние сильные стороны в соответствии с внешними угрозами
Внутренние слабые стороны в отношении к внешним угрозам
Методы планирования
Плановые показатели, нормы и нормативы
Классификационный признак
Виды показателей
1. Степень охвата
Обобщающие
Частные
2. Измеритель
Временные
Стоимостные
Натуральные (натурально-вещественные)
Условно-натуральные
3. Вид оценки
Количественные
Качественные:
технико-экономические
экономические
4. Форма представления
Абсолютные
Относительные
5. Вид деятельности
Финансовые
Производственные
Трудовые
Маркетинговые
6. Длительность временного горизонта
Долгосрочные
Среднесрочные
Краткосрочные
7. Тип ориентации
Внутренний
Внешний
Разработка четкой бизнес-модели создает концептуальную основу для последующей разработки бизнес-плана.
Бизнес-модель — это метод устойчивого ведения бизнеса. Она описывает, как бизнес позиционирует себя в рамках своей отрасли и как он собирается себя обеспечивать, т. е. создавать прибыль.
бизнес-модели
«экономический» основное внимание уделяется механизму получения доходов и извлечению прибыли
«операционный» рассматривают внутренние процессы, связанные с операционной деятельностью (производство продукции/оказание услуг, административные процедуры управления, управление потоками ресурсов, системы материально-технического снабжения, сбыта и др.).
«стратегический» рассматриваются вопросы создания ценности для потребителя, выделения компании на рынке среди конкурентов, видения перспективы, определения круга заинтересованных организаций, расширения контактов и формирования альянсов.
Бизнес-модель занимает промежуточную ступень между бизнес-идеей и бизнес-планом. Она гораздо шире и полнее, чем бизнес-идея, характеризует суть бизнеса и позволяет решать следующие задачи.
Основные компоненты бизнес-моделей
клиенты
внутрифирменные процедуры и квалификация сотрудников
бизнес-идея
процессы, обеспечивающие получение прибыли
цели предпринимателя
конкурентоспособная стратегия
Базовый уровень служит для отражения сущности бизнес-модели, характерной для многих компаний «собственнический» уровень в бизнес-модели отражает уникальные нововведения для конкретной компании. Успех внедрения и реализации бизнес-модели связан с определением и выполнением набора операционных правил
Комплексная схема для разработки бизнес-модели
Компоненты бизнес-модели
Базовый
уровень
1
2
Факторы предложения
Уровень собственнический
Факторы рынка
3
Уровень правил
4
Факторы внутренних возможностей
Факторы конкурентной стратегии
Экономические факторы
Факторы целей бизнеса (рост/выход)
1. Каким образом компания будет создавать ценность для потребителя?
2. Кому компания будет делать коммерческое предложение?
3. В чем заключены внутренние источники преимуществ перед конкурентами и ключевые компетенции компании?
4. Каким образом компания будет выделяться на фоне конкурентов?
5. Каким образом компания планирует получать прибыль?
6. Каковы цели и намерения предпринимателя?
Основные этапы разработки бизнес-плана
Общие требования к структуре и содержанию бизнес-плана
Общие требования к структуре и содержанию бизнес-плана
Полный контур бизнес-плана
Часть 1. Резюме
Часть 2. Раздел «Описание бизнеса»
2.1. Общее описание предприятия (продукт/услуга).
2.2. История развития отрасли.
2.3. История развития компании.
2.4. Цели/потенциал предприятия.
2.5. Уникальность продукта или услуги.
Часть 3. Раздел «Маркетинг»
3.1. Исследование и анализ рынка.
3.1.1. Целевой рынок (клиенты).
3.2. Емкость рынка и его тенденции.
3.3. Конкуренция.
3.4. Предполагаемая доля рынка.
3.5. План маркетинга.
3.5.1. Стратегия маркетинга: продажи и дистрибуция.
3.5.2. Ценообразование.
3.5.3. Реклама и продвижение.
Часть 4. Раздел «Исследования и разработки»
4.1. Разработки и планы проектов.
4.2. Результаты технических исследований.
4.3. Потребности в дополнительных исследованиях.
4.4. Структура затрат.
Часть 5. Раздел «Производство»
5.1. Анализ месторасположения.
5.2. Потребности производства: средства труда и оборудование.
5.3. Основные поставщики/доставка.
5.4. Трудовые ресурсы.
5.5. Производственные затраты
Часть 6. Раздел «Организация управления»
6.1. Команда управления: ключевой персонал.
6.2. Юридический статус компании и собственность.
6.3. Совет директоров, советники, консультанты и т. д.
Часть 7. Раздел «Основные риски»
7.1. Потенциальные проблемы.
7.2. Препятствия и риски.
7.3. Альтернативные варианты действий.
Часть 8. Финансовый раздел
8.1. Финансовый прогноз.
8.1.1. Прибыли и убытки.
8.1.2. Поток наличности.
8.1.3. Анализ безубыточности.
8.1.4. Контроль затрат.
8.2. Источники и использование капитала.
8.3. Бюджеты.
8.4. Стадии финансирования.
Часть 9. Календарный план работ
9.1. Распределение работ по срокам, цели и задачи.
9.2. Сроки завершения работ.
9.3. Связи между работами.
Часть 10. Приложение
Требования к структуре бизнес-плана
Характеристика
Описание характеристики (требования)
1. Количество разделов
Должно быть таким, сколько необходимо и достаточно для достижения целей и задач бизнес-плана, раскрытия специфики той отрасли и сферы бизнеса, которым он посвящен
2. Ключевые разделы
В любом бизнес-плане так или иначе должны быть представлены ключевые вопросы, раскрывающие: цели бизнес-плана и его бизнес-идею; анализ рынка; продукты и услуги; операционную деятельность компании; маркетинг; финансы и риски
3. Четкость структуры
Лаконичная и ясная структура разделов должна помочь читающему в условиях дефицита времени быстро сориентироваться и легко найти интересующую его информацию
4. Логичность структуры
Определенная последовательность согласованных между собой разделов должна раскрывать основную концепцию и логику бизнес-плана
Характеристики профессионально подготовленного бизнес-плана
Характеристики бизнес-плана
Описание характеристик
1. Эффективный
Содержит все то, что необходимо знать потенциальному читателю (инвестору, кредитору или топ-менеджеру) для принятия соответствующих решений — ни больше и ни меньше
2. Системный
Содержит единую, целостную концепцию бизнеса, цели и стратегию их достижения, которые раскрываются в системе связанных между собой разделов
3. Обоснованный
Содержит отдельные части и элементы, которые имеют смысл, подкреплены аргументами и фактами, описанием необходимых ресурсов, непротиворечивы, согласованы и совместимы между собой, а также указывают одно направление Опирается на использование общепризнанных методик (например, методика UNIDO ) и соответствует определенным требованиям (например, требованиям конкретных финансовых институтов, у которых запрашивается финансирование)
4. Релевантный
5. Структуриро-ванный и логичный
Содержит существенную, значимую для принятия решений информацию, адекватную целям и задачам бизнес-плана
Имеет четкую и логичную структуру основных разделов бизнес-плана
6. Реалистичный
Опирается на реальную, достоверную информацию, соответствующую существующим условиям и характеристикам внешней среды бизнеса
7. Доступный для понимания
Написан ясно, четко, просто и по существу, без орфографических ошибок Используется понятный, несложный язык, что обеспечивает правильное понимание содержания и облегчает возможность быстрого чтения Используются точные формулировки, а при необходимости содержится расшифровка используемых специальных терминов
8. Привлекатель-ный
Представляет содержательную информацию по-деловому, реалистично и оптимистично, но без чрезмерного приукрашивания (к примеру, указывает не только возможные риски, но и пути их преодоления) Информация подается интересно и увлекательно Содержит для наглядности рисунки и таблицы, которые понятны, легки для восприятия и убедительны; форма так же важна, как и содержание
9. Краткий
Имеет общий объем в среднем около 30 страниц (от 20 до 40 страниц, не включая приложения)
10. Легкий в использовании
Содержит читабельный и хорошо структурированный текст, размер шрифта — не менее 12 пунктов, через 1,5 интервала, поля — по 2,5 см
ОБЩАЯ СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
Титульный лист
Титульный лист бизнес-плана должен быть лаконичным и привлекательным, его не следует перегружать излишней информацией. Желательно, чтобы на нем была отражена общая информация:
ОБЩАЯ СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
Оглавление
Бизнес-план обычно содержит около 10 разделов. Для предприятий малого и среднего бизнеса его размер ориентировочно должен составлять 30-40 страниц (без приложений).
Примерное оглавление бизнес-плана
ОБЩАЯ СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
Примерное содержание бизнес-плана
7. Организационный план
7.1. Организационная структура управления
7.2. Сведения о ключевых менеджерах и владельцах фирмы
7.3. Кадровая политика и развитие персонала
7.4. Календарный план работ по реализации проекта
8. Финансовый план
8.1. Базовые предположения
8.2. План прибылей и убытков
8.3. План денежных потоков
8.4. Прогнозный баланс
8.5. Инвестиционный план и финансирование проекта
9. Анализ и оценка риска
9.1. Виды рисков
9.2. Анализ рисков
10. Приложения
5. План маркетинга
5.1. План продаж
5.2. Стратегия маркетинга
6. План производства
6.1. Описание местоположения
6.2. Производственный процесс и его обеспечение
6.3. Инвестиционные затраты
6.4. Производственные затраты
6.5. Операционные конкурентные преимущества
1. Резюме
1.1. Краткое содержание
2. Описание бизнеса
2.1. Общее описание компании
2.2. Анализ отрасли
2.3. Цели компании
3. Продукты и услуги
4. Анализ рынка
4.1. Общее описание рынка
4.2. Определение спроса на продукты (услуги)
4.3. Анализ конкурентов
ОБЩАЯ СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
Резюме
Резюме представляет собой предельно краткое изложение сути делового предложения и выступает своего рода «уведомлением о намерениях».
Цель резюме — привлечь внимание тех, кому адресован бизнес-план, дав четкое предварительное представление о сути делового предложения и бизнес-плана.
Структура резюме
1
Ключевые вопросы
Комментарии
Наименование проекта
2
3
Инициатор проекта
4
Местонахождение проекта:
Краткие сведения об инициаторе проекта:
• организационно-правовая форма предприятия;
• юридический и фактический адрес;
• контактные линии: телефон/факс, e - mail и др.
Организационно-правовая форма реализации проекта
5
Сущность проекта
5.1. Цели
5.2. Пути их достижения
5.3. Бизнес-идея
5.4.Тип проекта
6
Указываются:
• основные цели проекта (объем производства и реализации продукции/услуг);
• планируемая доля рынка сбыта и пути достижения прибыли;
• описание бизнес-идеи;
• тип проекта;
Результаты проекта
7
Приводятся основные показатели проекта: • объем производства и реализации продукции; • планируемая доля рынка сбыта; • выручка от реализации продукции, чистая прибыль, сумма накопленной амортизации за период и др.
Общая сумма инвестиций
Указывается общая сумма инвестиций в проект (в том числе на внеоборотные активы и оборотные средства)
Структура резюме
продолжение
8
Оценки эффективности проекта:
8.1. Период окупаемости
8.2. Используемая ставка дисконтирования
8.3. Чистый дисконтированный доход
8.4. Внутренняя норма доходности проекта
9
Приводятся показатели по проекту:
• период окупаемости;
• используемая ставка дисконтирования;
• чистый дисконтированный доход (за 3 года);
• внутренняя норма доходности проекта (за 3 года)
Сумма средств, инвестируемых инициатором проекта
10
Указывается сумма собственных средств, вкладываемых инициатором проекта (в том числе в %)
Необходимое финансирование по проекту:
10.1. Сумма инвестиционного кредита
10.2. Процентная ставка
10.3. Срок и график кредитования
10.4. Срок возврата заемных средств
10.5. Гарантии по возврату кредита
11
Указываются:
• необходимая сумма заемных средств для осуществления проекта (в том числе в %);
• процентная ставка;
• срок и график предоставления кредита;
• срок возврата суммы и проценты за кредит;
• гарантии возврата кредита (залог, поручительство)
Сроки осуществления проекта
Указывается дата начала проекта, период планирования, дата актуальности данных по проекту
Структура подраздела «Краткое содержание»
Разрабатывается при необходимости, когда бизнес-план имеет достаточно большой объем.
Цель этого раздела — вызвать интерес у читающего путем доходчивого и убедительного представления ключевых вопросов бизнес-плана
Ключевые вопросы
Комментарии
1. Цель проекта и бизнес-плана
Краткий обзор целей проекта и способов их достижения.
Цель бизнес-плана (привлечь инвесторов, представить документально план стратегического развития компании для управления бизнесом или др.), описание бизнес-идеи
2. Характеристика компании и ее бизнеса
Краткий обзор:
• предлагаемые продукты (услуги) по удовлетворению потребностей целевого рынка;
• ключевые компетенции компании;
• исследования и разработки в области продуктов или услуг (основные этапы, продолжающиеся усилия в настоящее время)
3. Анализ рынка
Краткий обзор:
• характеристик целевого рынка;
• конкурентов;
• удовлетворяемых потребностей целевого рынка
4. Маркетинг
Краткий обзор:
• стратегия маркетинга;
• стратегия сбыта;
• ключевые факторы успеха
Структура подраздела «Краткое содержание»
В целом объем этого раздела не должен превышать 3 страниц.
Фактически краткое содержание представляет собой бизнес-план в миниатюре.
5. Производство
Краткий обзор:
• местоположение;
• производственный процесс;
• производственные потребности и затраты на производство;
• объекты инвестирования
6. Организация управления и персонал
Краткий обзор:
• владельцы и ключевые менеджеры компании (их компетенция и профессионализм);
• ключевой персонал
7. Риски и финансовые результаты проекта
Краткий обзор:
• необходимый объем финансирования;
• условия и сроки возврата заемных средств;
• оценка эффективности проекта;
• финансовое резюме (в том числе временной аспект);
• риски проекта
Структура подраздела «Общее описание компании»
Объем этого подраздела не должен превышать 1-2 страниц.
Ключевые вопросы
Комментарии
1. Предыстория бизнеса компании
1.1. Основные данные о компании
Указываются:
• полное наименование;
• организационно-правовая форма;
• форма собственности;
• структура собственности;
• месторасположение и юридический адрес компании;
• почтовый адрес, электронный адрес, интернет-сайт;
• профиль и основные виды деятельности компании;
• характеристика юридических документов, требуемых для рассматриваемых видов деятельности (необходимые лицензии, разрешения, кем и когда выданы, сроки их действия, затраты на их получение)
1.2. История создания компании
Указываются:
• дата основания;
• основные этапы;
• имеющиеся достижения за последний период и их значение для бизнеса;
• стадия развития бизнеса в настоящий момент
Структура подраздела «Общее описание компании» (продолжение)
1.3. Текущая организация бизнеса [1]
Описываются:
• состав членов управленческой команды, их доли участия в капитале;
• размер уставного капитала компании
1.4. Краткая характеристика инфраструктуры бизнеса
Указываются:
• основные здания и помещения;
• производственные мощности;
• активы компании
2. Отличительные компетенции компании [2]
2.1.Основные факторы, которые приведут компанию к успеху [3]
В числе потенциальных отличительных компетенций могут быть:
• способы удовлетворения потребностей основных потребителей (ноу-хау);
• эффективные системы сбыта продуктов/услуг;
• персонал;
• географическое месторасположение и др.
[1] Если бизнес-план предназначен для внутреннего использования, то, вероятно, эту задачу выполнять не потребуется
[2] Компетенции — это знания и умения для получения, использования и воспроизводства ресурсов. Отличительные компетенции компании представляют собой набор уникальных характеристик или способностей, которые создают особую ценность для потребителя.
[3] Выявление этих факторов, определяющих устойчивое преимущество компании над конкурентами в определенном виде деятельности, производстве товаров/ услуг, должно базироваться на глубоком анализе покупательских предпочтений.
Анализ отрасли
В этом подразделе необходимо представить краткий обзор политических, экономических, социальных или технологических условий в целом, а также выявить действующие факторы внешней среды и указать условия той отрасли, в которой компания собирается осуществлять свой бизнес. Для этого необходимо собрать и проанализировать информацию об отрасли.
Ключевые вопросы
Комментарии
1. Общее описание отрасли и ее размеры
Определяются:
• динамика объемов продаж в отрасли (за последние 5 лет) и другие отраслевые характеристики;
• тенденции роста и развития отрасли (с учетом стадии жизненного цикла отрасли)
2. Наиболее крупные предприятия отрасли
Указываются:
• общее количество предприятий отрасли;
• перечень ведущих из них;
• доля сбыта ведущих предприятий;
• количество фирм, появившихся за последние 3 года
3. Региональная структура производства
Описывается:
• общая характеристика региона;
• распределение предприятий по регионам и областям
4. Развитие экспорта и импорта продукции (услуг)
Даются:
• объемы экспорта и импорта;
• перечень экспортируемых/импортируемых изделий;
• куда экспортируется/откуда импортируется продукция;
• оценка перспектив развития экспорта/импорта (в отрасли и для региона)
Анализ отрасли продолжение
5. Основные характеристики предприятий отрасли — потенциальных конкурентов
Указываются:
• номенклатура и объемы выпускаемой ими продукции;
• рынки, на которых они работают, и их доли на этих рынках;
• конкурентоспособность их продукции;
• ценовая политика и политика в области сбыта;
• состояние производственной базы;
• рентабельность производства (средняя по отрасли и на лучших предприятиях)
6. Целевые программы развития отрасли (федеральные, отраслевые) или региона
Описываются:
• основные задачи и приоритеты развития;
• выделяемые финансовые ресурсы;
• предоставляемые льготы (по налогообложению и др.)
7. Ключевые факторы успеха
Указываются ключевые факторы успеха в данной отрасли:
• бренд;
• доступ к каналам распределения, к финансированию;
• технология, научно-исследовательские разработки или др.
8. Необходимое юридическое обеспечение выбранного вида бизнеса
Указываются:
• необходимые лицензии и разрешения на ведение бизнеса;
• затраты на их получение;
• перечень контролирующих органов
9. Налоговое окружение бизнеса
Существующее налоговое окружение бизнеса компании:
• основные виды налогов
Налоговое окружение предприятия (основные виды налогов)
Наименование налога
Налогооблагаемая база
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Единый социальный налог (ЕСН)
Ставка налога
Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
Налог на имущество организаций
Любые выплаты и вознаграждения, начисленные работникам предприятия
18% (на оговоренный перечень товаров —10%)
Налоговый период
Ежемесячно
Льготы по налогу
26%
Среднегодовая остаточная стоимость основных средств
Налог на прибыль организаций
Ежемесячно
2,2%
Прибыль до налогообложения
Ежеквартально
20%
Ежемесячно или ежеквартально
Для предприятий малого и среднего бизнеса процесс отраслевого анализа состоит из трех основных шагов :
Ключевые факторы успеха в некоторых отраслях
Отрасль
Ключевые факторы успеха
Производство потребительских товаров
Управление брендом
Высшие учебные заведения
Высококачественные научно-исследовательские работы
Благотворительная организация
Привлечение финансовых средств и PR
Молочная промышленность
Страхование
Доступ к каналам распределения
Доступ к финансированию
Тяжелая индустрия
Капитал
Разработка программного обеспечения
Умение разрабатывать/проектировать компьютерные программы
Малые высокотехнологичные компании
Технология
Туризм
Умение удовлетворять клиентов
Цели компании
Этот подраздел раскрывает как общие цели компании на будущее,
так и конкретные цели бизнеса на ближайший год.
Общий объем этого подраздела не должен превышать 1-2 страниц.
Пример формы краткого описания бизнес-идеи
Примерная форма описания бизнес-идеи
Генеральная цель компании
Египетская акционерная компания N ставит своей целью развитие туризма в Египте, предоставление своим клиентам комплекса гостиничных и экскурсионных услуг высокого качества по умеренным ценам
Вопрос: ЧТО?
Продукция фирмы:
• туры, включающие универсальный комплекс услуг (перелет, страховка, трансферт, проживание, питание);
• туристско-экскурсионные услуги (по групповым и индивидуальным программам);
• дополнительные сервисные услуги (...) и товары, предлагаемые туристам (...)
Вопрос: КОМУ?
Рынок сбыта:
• . индивидуальные покупатели;
• массовый турист;
• VIP -турист
Вопрос: КАК?
Зона рынка:
• Россия (70% объема продаж);
• страны СНГ (30% объема продаж)
Достижение устойчивых позиций на рынке обеспечивается за счет:
• комплексности, качественного обслуживания и приемлемых цен на услуги в рамках туров;
• разнообразия и высокого качества сервисных услуг в бизнес-сегменте «состоятельный турист»
Продукты и услуги В данном подразделе дается описание тех видов продукции (услуг), которые предлагаются на рынок.
Ключевые вопросы
Комментарии
1. Наименование продукции (услуг)
Указывается наименование продукции, например в соответствии с ГОСТом
2. Назначение продукта (услуги)
Указываются:
• удовлетворяемые потребности;
• область применения продукта
3. Основные характеристики продукта (услуги)
Дается физическое описание и ключевые характеристики продукции (технические, эстетические и др.). Здесь можно сослаться на соответствие требованиям ГОСТов или ТУ, отметить имеющиеся сертификаты качества и другие свидетельства, характеризующие продукцию
4. Потребительские свойства продукта (услуги)
5. Основные конкурентные преимущества продукции (услуги)
Указываются конфетные выгоды (преимущества), получаемые потребителем от использования продукта (услуги). Приводятся показатели: качества, надежности, безопасности эксплуатации, простота обслуживания и ремонта, др. Отмечается, в чем состоит инновационность и уникальность продукции
Указываются конкурентные преимущества продукции в сравнении с имеющимися на рынке аналогами и образцами, а именно:
• продукцией ближайших конкурентов;
• лучшими отечественными и зарубежными образцами
6. Основные потребители и направление использования продукции
Указывается, используется продукция для конечного потребления или для дальнейшей переработки
Ключевые вопросы
Комментарии
7. Ассортимент и структура выпуска продукции
Указываются планируемый ассортимент и структура выпуска продукции (в натуральных и стоимостных показателях)
8. Юридическая защищенность продукции (услуги)
Указывается наличие защищенности продукта в целом или его отдельных элементов (патентом, торговой маркой, правом на изготовление копий)
9. Дополнительные сервисные услуги
Дается краткая характеристика: условий поставки, дополнительных сервисных услуг потребителям
Продукты и услуги
пример
Производство кирпича предприятиями «Группы ЛСР» в 2010 г.
Наименование ассортиментной позиции
Производитель
Строительный пустотелый кирпич
Объем производства, млн шт.
«Керамика»
Строительный полнотелый кирпич
«Ленстройкерамика»
56,3
«Ленстройкерамика»
Поризованный камень
52,1
21,3
«Керамика»
Лицевой пустотелый белый кирпич
Лицевой пустотелый красный кирпич
9,9
«Керамика»
«Керамика»
17,1
Итого
17,0
173,7
Планируемый ассортимент и объемы выпуска кирпича на новом заводе
Наименование ассортиментной позиции
Лицевой пустотелый кирпич красный
Объем производства, млн шт. в год
Лицевой пустотелый кирпич белый
15,0
20,0
Лицевой пустотелый кирпич цветной
Строительный полнотелый кирпич
25,0
Лицевой полнотелый кирпич белый
8,0
Лицевой полнотелый кирпич цветной
3,5
3,5
Итого
75,0
Продукты и услуги
Пример (продолжение)
Вид продукции
Размер, мм
Кирпич пустотелый
Кирпич полнотелый (строительный и лицевой)
Вес, кг
250х120 х65
Поверхность
250х120 х65
2,0-2,3
4
Гладкая
Рельефная
Морозостойкость
Не менее 50 циклов
Цвет
Гладкая
Рельефная
Красный
Цветной по цвету глины или окрашенный по массе
Не менее 50 циклов
Красный
Цветной по цвету глины или окрашенный по массе
Подраздел пишется в произвольной форме и должен быть доступен для восприятия. Однако, чтобы нагляднее представить свою продукцию в бизнес-плане, следует использовать графические и иные средства, усиливающие восприятие информации (схемы, диаграммы, графики, фотографии продукции или ее макета)
АНАЛИЗ РЫНКА
Возможные источники получения маркетинговых данных, используемые методы сбора данных и возможные способы установления коммуникации
Маркетинговые данные
Источники данных
Внутренняя отчетность :
• выручка от продаж;
• количество посетителей магазинов;
• информация о затратах
Отчеты о маркетинговой деятельности
Отчеты о коммерческой деятельности
Отчеты дистрибьюторов Отчеты о затратах
Методы сбора данных
Внешние источники
Способы коммуникации
Количественные
Качественные
Аналитические
Первичные источники данных:
• анкетирование;
• интервьюирование
Источники стандартизированных маркетинговых данных
Наблюдение
Опросы потребителей
Тестирование рынка
Личное интервью Интервью по телефону
Анкетирование по почте
Аудит магазинов
Исследования групп потребителей
Данные оптовой торговли
АНАЛИЗ РЫНКА
продолжение
Рекомендуется начинать разработку этого раздела гораздо раньше, чем всех остальных разделов
Вторичные данные :
• Росгосстат;
• специализированные издания и деловая пресса;
• аналитические обзоры отраслевых институтов, НИИ;
• данные информационных агентств (Интерфакс, РБК и др.);
• информационные базы данных (платные);
• Интернет
Количественные
Интервью с экспертами
Качественные
Групповые дискуссии
Самые серьезные ошибки при разработке бизнес-планов, как правило, кроются в разделе «Анализ рынка»
Общее описание рынка и его целевых сегментов
Анализ потребностей рынка и сегментация потребителей
Ключевые вопросы, на которые необходимо ответить, и ожидаемые результаты
Ключевые вопросы
Комментарии к процедурам
1. Кто ваш потребитель (заказчик) продукции/услуг?
2. Каковы ваши основные сегменты рынка? Какие потребители (или их группы) являются наиболее привлекательными (в финансовом отношении)? В каких сегментах рынка имеется устойчивый спрос на товар/ услугу?
Сегментация рынка
Ожидаемый результат
Выбор целевых сегментов
Определение целевого рынка и его сегментов
3. В чем заключаются товарные особенности целевых сегментов и их ассортиментное наполнение? Как компания будет позиционировать свой товар/услугу для этих привлекательных клиентов?
Определение наиболее привлекательных целевых сегментов
Позиционирование
4. Каков спрос и оценка потенциала рынка в целом и по сегментам? Каково ценовое состояние рынка? Какую долю рынка компания собирается контролировать?
Анализ и оценка привлекательности рынка
Выявление того, какие товары и на какие рынки будут поставляться
Оценка спроса и потенциала рынка. Оценка доли рынка, которую компания намерена контролировать
Общее описание рынка и его целевых сегментов
Прогноз объемов продаж продукции (тыс. шт.)
Рынок
Товар
Сегмент 1
Изделие А
факт
Сегмент 2
прогноз
Изделие В
факт
Изделие С
Сегмент 3
Итого
прогноз
факт
прогноз
факт
Всего
прогноз
факт
прогноз
Анализ данных, собранных в данной таблице позволяет ответить на следующие вопросы.
1. Какие потенциальные группы потребителей предлагают наилучшие перспективные возможности для развития бизнеса?
2. В каком направлении необходимо работать и от каких изделий стоит отказаться?
Определение спроса на продукты (услуги)
Емкость рынка (Е) — это объем продаж конкретного товара (в натуральном или стоимостном выражении) на выбранном рынке для страны. Она может быть определена по формуле:
Е = П + И-Э
где П — объем производство данного товара в данной стране, И — объем импорта, Э — объем экспорта товара.
Текущий спрос на продукт (в отдельных сегментах рынка) может не удовлетворяться объемом его текущего предложения.
Степень удовлетворения спроса (К) можно выразить формулой:
К=Е/С
где Е — текущая емкость рынка, С — текущий спрос на данный товар.
Существует несколько подходов к оценке емкости рынка:
• метод прямого счета — основывается на статистических данных по продажам товара на данном рынке;
• метод косвенных оценок — базируется на использовании оценок рыночного спроса какого-то другого товара, связь которого с искомым может быть надежно доказана;
• метод пробного рынка — опирается на метод пробных продаж, использующий часть определенного рынка в целях экспериментальной проверки реакции потребителей на новый товар;
• смешанные методы — применяют сочетание предыдущих методов и методов, учитывающих специфику потребления, а иногда и производства товаров данной отрасли
Анализ конкурентов
Цель конкурентного анализа — составить представление о конкурентах, выявить их сильные и слабые стороны, возможности и угрозы внешней среды, а также показать конкурентные преимущества компании
Ключевые вопросы
Комментарии
1. Кто ваши конкуренты?
Составить список фирм, являющихся вашими ближайшими (территориально) и крупными (по размеру) основными конкурентами, указав название и местонахождение каждой из них
2. Каковы их основные продукты (услуги)?
Перечислить виды продукции (услуг), составляющие основу в общем объеме продаж конкурентов, а также указать, по вашему мнению, наиболее удачные из них
3. На каких рынках они работают?
Указать наиболее важные рынки сбыта каждого конкурента и его долю на этих рынках
4. Каков объем продаж их продукции (за прошедший год)?
Представить данные по объему реализации продукции конкурентов (в натуральном и стоимостном выражении) за последний год. Если привести подобные сведения невозможно, то можно ограничиться грубым сравнением объемов реализации продукции конкурента с продукцией своей фирмы (в терминах: больше, равно, меньше) по данной категории товаров
5. Каковы наиболее сильные и слабые стороны конкурентов?
Выявить профиль каждого из конкурентов, указав присущие ему достоинства (сильные стороны) и недостатки (слабые стороны). Целью является определение характерных особенностей конкурентов (выход на международный рынок, доступ к дешевым рынкам сырья, транспортных услуг и т. д.), дающих им преимущества в сравнении с вашей фирмой, а также определение их недостатков, которые могут ограничить их успех
Анализ конкурентов продолжение
6. Какова доля рынка, контролируемая конкурентом?
Полезно упорядочить конкурентов относительно контролируемой ими доли рынка. Наивысший ранг (1) присваивается конкуренту, контролирующему наибольшую долю рынка. Подобным образом ранжируются все остальные фирмы
7. Какова сбытовая и ценовая политика конкурентов?
Выявить действующих на вашем рынке конкурентов, демонстрирующих успехи в области эффективного продвижения товаров на рынок. Описать методы, используемые данными фирмами, определяющие эффективность их сбытовой и ценовой политики (используемые каналы сбыта, реклама, цены, скидки и др.)
8. Как шло развитие конкуренции за последние 5 лет?
Указать выявленные изменения в развитии конкуренции (усиление или ослабление) и в основных факторах конкуренции. Отметить появление новых или исчезновение бывших ранее конкурентов в отрасли, изменение вашей доли рынка в сравнении с конкурентами. Какие фирмы испытывают трудности и почему?
9. Каков прогноз развития конкуренции в будущем и изменения ее основных факторов?
Сделать прогноз развития конкуренции в будущем на основе выявленных изменений
Анализ конкурентов
Конкуренты (в порядке убывания их значимости)
Основные преимущества
1
2
Конкурент 1
Основные недостатки
Основные ассортиментные группы продукции (совпадающие с вашим предприятием)
Конкурент 2
3
4
Конкурент 3
Маркетинговые предложения
5
Используемая бизнес-стратегия
Конкурент 4
6
Конкурент 5
Ваша компания
Для сведения воедино информации о конкурентах и последующего анализа может быть использована табличная форма представления
ПЛАН МАРКЕТИНГА
План маркетинга является одним из важнейших разделов бизнес-плана. Он включает в себя два основных подраздела: 1) план продаж; 2) стратегия маркетинга .
В целом план маркетинга должен отвечать на следующие вопросы
План продаж
Три основных метода прогнозирования продаж
Прогнозирование сбыта посредством экспоненциального сглаживания
Он опирается на собранные мнения и оценки менеджеров по сбыту относительно объемов продаж каждого товара по каждому из клиентов или секторов рынка
Используется для новых предприятий или новых видов деятельности, когда целью является определение и достижение безубыточного уровня производства и продаж, который необходим для получения дохода, обеспечивающего покрытие затрат.
План продаж
Прогноз продаж продукции (услуг) на 200_-200_ гг.
Наименование продукции (услуг)
Сценарии
пессимистический (ед.)
1
наиболее вероятный (ед.)
2
оптимистический (ед.)
3
Итого
План продаж продукции на 200__г.
Наименование показателей
Ед. изм.
Периоды
1. Изделие (услуга) А, в том числе:
1
• объем продаж
• цена за ед.
2
ед.
• выручка от продаж
3
тыс. руб.
по месяцам)
4
тыс. руб.
2. Изделие (услуга) В, в том числе:
5
Всего: выручка от продаж
тыс. руб.
11
12
Итого за год
Стратегия маркетинга
Стратегия маркетинга должна раскрывать следующее.
1. Главные стратегические установки маркетинга на рынке.
2. Комплекс маркетинга:
♦ товар и товарная политика;
♦ цены и политика ценообразования;
♦ продажи и сбытовая политика;
♦ реклама и продвижение.
3. Маркетинговую программу и бюджет маркетинга.
Вопросы для разработки комплекса маркетинга
Товар и товарная политика
Комплекс продуктов (услуг)
Качество
Дизайн
Упаковка
Техническое обслуживание
Сервис
Гарантийное обслуживание
Цены и политика ценообразования
Продажи и сбытовая политика
Цена продукта (услуги)
Метод ценообразования
Скидки и условия платежа
Формы оплаты
Сроки и условия предоставления коммерческого кредита
Реклама и продвижение
Каналы сбыта
География сбыта
Время оформления заказа до поставки
Запасы
Транспорт
План мероприятий по сбыту
Бюджет маркетинга (инвестиционные затраты, текущие издержки)
Объекты и каналы коммуникации
Персональная продажа
Политика в отношении торговой марки
План маркетинговых мероприятий
Бюджет маркетинга (инвестиционные затраты, текущие издержки)
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
1. Описание местоположения 2. Производственный процесс и его обеспечение 3. Инвестиционные затраты 4 Производственные затраты 5. Операционные конкурентные преимущества
Описание местоположения
Этот подраздел должен показать, насколько удачно выбрано место расположения предприятия
При этом необходимо дать разъяснения относительно:
• транспортных схем (наличие подъездных путей, близость или удаленность автомобильных, железнодорожных и других транспортных магистралей);
• коммуникационных сетей (линий электропередач, воды, газа, сточных вод и выбросов);
• оценки потребностей дополнительного вложения денег в развитие инфраструктуры (теплосети, водопровода, канализации) при
реализации проекта и степени удаленности от основных поставщиков сырья и материалов, а также от потребителей.
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
Производственный процесс и его обеспечение
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
Производственный процесс и его обеспечение
Характеристика производственного процесса
№ п/п
Наименование выполняемых работ/ операций
1
Наименование используемого оборудования
1
2
«Входной поток» сырья, материалов и др.
1.1. Работа А
3
«Выходной поток» конечных/промежуточных продуктов
4
1.2. Работа В
Кол-во занятых работников, чел.
1.3. Работа С
5
2
Нормы времени на выполнение работ/ операций, чел/ч, чел/мин
6
... и т. д.
Нормы выработки вед. времени, шт./ч
ВСЕГО
7
Примечание
8
9
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
Производственный процесс и его обеспечение
Бюджет производства компании на 200Х г. (единицы)
Показатели
Период расчета
I кв.
Планируемый объем продаж, ед.
II кв.
Планируемый запас на конец периода
800
III кв.
70
Запас на начало периода
700
IV кв.
900
Объем производства продукции
80*
90
790
80
Всего за год
70
800
100*
3200
90
720
890
100
80
80
820
3220
Плановый объем производства по каждому виду продукции (в натуральном и стоимостном выражении) можно рассчитать с использованием балансового метода:
V пр = V реал + (О кон – О нач )
V пр – объем производства в плановом периоде;
V реал - объем реализации в плановом периоде
Окон, Онач –остатки готовой продукции на складе на конец и начало планового периода соответственно
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
Инвестиционные затраты
Оцениваются инвестиционные затраты по всем основным составляющим активов предприятия:
• основные средства;
• оборотные активы;
• нематериальные активы.
Характеристика зданий и сооружений
№ п/п
1
Наименование помещения
2
Площадь (кв. м)
Производственные помещения
Складские помещения
Условия получения
3
Стоимость (тыс. руб.)
Административные помещения
Период получения (с__мес.)
Всего
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
Инвестиционные затраты
Перечень необходимого оборудования
№ п/п
Наименование
1
Кол-во ед.
Способ получения
Основное оборудование
2
3
Стоимость, тыс. руб.
Вспомогательное оборудование
Технологии
(без НДС)
4
(вкл. НДС)
Период получения (с_ мес.)
Транспортные средства
5
Офисное оборудование, в том числе:
• мебель
• оргтехника
Всего
Суммарная оценка инвестиционных затрат определяется методом прямого счета на основе оценок затрат на покупку машин и оборудования, технологий, выполнение необходимых работ по гражданскому строительству зданий и сооружений.
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
Производственные затраты
Заработная плата производственного персонала
№ п/п
Наименование
Кол-во, чел.
1
Повременная оплата труда (месячная зарплата, тыс. руб./мес.
2
Основные производственные рабочие
Сдельная оплата труда, тыс. руб.
3
Вспомогательный персонал
база
Инженерно-технический персонал
4
норматив
ФОТ,
ТЫС.
руб./мес.
Другой обслуживающий персонал
5
Периодичность и период выплат с___по___
Работники охраны
Итого
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
Производственные затраты
Прямые материальные производственные затраты
Наименование
Ед. изм.
1
Цена (без НДС), тыс. руб.
Продукт 1
2
1. Сырье
1.1.
1.2.
нормы расхода на ед. продукции
(в натуральных ед. измерения)
Продукт 2
3
2. Материалы 2.1.
2.2.
...
4
3. Комплектующие
3.1.
3.2.
5
6
9. Топливо
10. Электроэнергия (на технологические цели)
ИТОГО
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
Производственные затраты
Общепроизводственные расходы
Наименование показателей
1
Ед. изм.
1. Арендная плата за помещения
Площадь помещения
Значение показателя
2
Периодичность выплат
3
Цена (за ед.)
кв. м
тыс. руб./кв. м
Период выплат с по
4
Сумма
2. Расходы на ремонт помещений
5
тыс. руб.
Площадь помещения
кв. м
Цена (за ед.)
3. Расходы на текущий ремонт основных средств
тыс. руб./кв. м
Сумма
тыс. руб.
Стоимость основных средств
тыс. руб.
Норматив
%
Сумма
тыс. руб.
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
Производственные затраты
Общепроизводственные расходы
продолжение
9. Расходы на коммунальные нужды (отопление, освещение)
Расход
Цена (за ед.)
тыс. кВт х ч
руб./кВт х ч
Сумма
10. Расходы на страхование имущества
тыс. руб.
ИТОГО общепроизводственных расходов
тыс. руб.
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
Операционные конкурентные преимущества
Цель этого подраздела — выявить и указать конкурентные преимущества, связанные с производственной (операционной) деятельностью предприятия
Источниками операционных конкурентных преимуществ могут быть:
1) используемая технология производства;
2) опыт, квалификация и умения персонала;
3) экономия на масштабах производства;
4) низкие прямые издержки;
5) географическое месторасположение и др.
Разделы «План производства» и «План маркетинга» служат основой для последующего формирования финансового раздела бизнес-плана. Раздел «План производства» непосредственно связан с расчетами денежных потоков по проекту, которые проводятся в финансовом разделе бизнес-плана.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
1. Организационная структура управления
2. Сведения о ключевых менеджерах и владельцах компании
3. Кадровая политика и развитие персонала
4. Календарный план работ по реализации проекта
Заработная плата административно-управленческого персонала
№ п/п
1
Должность
2
Кол-во чел.
Генеральный директор
Должностной оклад, тыс. руб./мес.
Главный бухгалтер
3
4
ФОТ, тыс. руб.
Директор по персоналу
Итого АУП
Другие
Периодичность выплат, с_ по _
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
Анализ и оценка текущей ситуации по персоналу
№ п/п
Наименование функций
1
ФИО руководителей (специалистов)
2
Иванов
1
Корнев
3
Управление производством
2
Управление сбытом
4
Власов
3
+
4
Управление маркетингом
5
+
6
Управление снабжением
5
Сергеева
Управление финансами
7
+
+
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
Оценка степени подготовленности персонала
№ п/п
Наименование функций
1
Оценка уровня квалификации персонала
2
ФИО
1
высокий
2
3
Управление производством
4
Управление сбытом
средний
3
Иванов
4
Управление маркетингом
Корнев
+
Пути решения проблемы
5
низкий
6
Управление снабжением
5
-
Управление финансами
7
Власов
+
Сергеева
-
Повышение квалификации
+
+
Найм
Переподготовка
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
План работ по реализации проекта
Виды работ
Сроки, год
начало
Переговоры с поставщиками оборудования. Заключение контракта
Исполнители
окончание
2010
Инжиниринг
2010
Статус работ на июнь 2010
2010
Изготовление оборудования
2010
2011
Проектная группа
Транспортировка оборудования
Последний этап переговоров
2011
В зависимости от поставщика оборудования
2011
Монтаж оборудования
Последний этап переговоров
Выбранный поставщик
Запуск и испытания
2011
2011
Последний этап переговоров
2011
Выбранный поставщик
2011
Выбранный поставщик и сотрудники нового предприятия
Обсуждение условий
2011
Обсуждение условий
Выбранный поставщик и сотрудники нового предприятия
Обсуждение условий
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
План работ по реализации проекта
окончание
Выход на проектные мощности
2011
Экспертиза
2010
2011
Проектные работы
Выбранный поставщик и сотрудники нового предприятия
2010
СМР
2010
Согласования
Обсуждение условий
2010
2011
АОЗТ «ЛИДЕСМ»
Проектно-конструктор-ский технологический институт
2010
2011
Подписан предварительный договор
Государственная комиссия
2011
Начаты работы
ОАО «СевЭнергоСтрой»
2011
Дирекция строящегося предприятия
Проработка договора
2011
Работы начаты
Дирекция строящегося предприятия
-
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Финансовый раздел бизнес-плана включает в себя разработку трех основных финансовых документов, создающих основу для финансового анализа, планирования, мониторинга и контроля.
1. План прибылей и убытков ( Income Statement ). Показывает доходы, расходы и финансовые результаты деятельности предприятия за определенный период.
2. План денежных потоков ( Cash Flow ). Показывает потоки денежных средств предприятия от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия за период.
3. Баланс ( Balance Sheet ). Характеризует финансовое положение предприятия (активы, обязательства и собственный капитал) на определенную дату. Составляется укрупненно в виде прогнозного баланса на первый год.
Кроме того должны быть также представлены результаты:
1) диагностики финансового состояния предприятия
2) анализа и оценки показателей экономической эффективности проекта.
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
План прибылей и убытков
Общий формат плана прибылей и убытков
Операция
Наименование статьи
+
Выручка от продаж
-
Переменные затраты
=
Валовая прибыль
-
Постоянные затраты
=
Прибыль от продаж (операционная прибыль)
+
Прочие доходы
-
Прочие расходы
=
Прибыль до налогообложения
-
Налог на прибыль
=
Чистая прибыль
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
План прибылей и убытков
№ п/п
Наименование показателей
200_ г. по месяцам
1
1
2
Выручка от продаж ( без НДС и акцизов)
Прямые материальные затраты (без НДС)
3
2
3
Заработная плата производственного персонала (вкл. ЕСН)
4
Валовая прибыль (п. 1-п. 2-п. 3)
5
4
6
Постоянные (общехозяйственные и прочие) расходы (без НДС)
5
7
Постоянные расходы на заработную плату АУП (вкл. ЕСН)
6
8
Амортизационные отчисления
7
9
Операционная прибыль/убыток (п. 4-п. 5-п. 6-п. 7)
8
Проценты по кредитам, включаемые в себестоимость
9
10
10
Налог на имущество
11
11
Прибыль до налогообложения (п. 8-п. 9-п. 10)
12
12
Налог на прибыль
13
Чистая прибыль (п. 11 - п. 12)
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
План денежных потоков
План денежных потоков (формат 2)
План денежных потоков (формат 1)
1. Операционный денежный поток
Поступления:
Выплаты:
Итого: денежный поток от операционной деятельности
2. Инвестиционный денежный поток
Поступления:
Выплаты:
Итого: денежный поток от инвестиционной деятельности
3. Финансовый денежный поток
Поступления:
Выплаты:
Итого: денежный поток от финансовой деятельности
Чистое изменение денежных средств (совокупный денежный поток)
Остаток денежных средств на начало периода
Остаток денежных средств на конец периода
Остаток денежных средств на начало периода
1. Поступления (приток денежных средств):
А. От операционной деятельности
В. От инвестиционной деятельности
С. От финансовой деятельности
Всего поступлений:
2. Выплаты (отток денежных средств):
А. От операционной деятельности
В. От инвестиционной деятельности
С. От финансовой деятельности
Всего выплат:
Остаток денежных средств на конец периода
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
План денежных потоков
Операция
Наименование статьи
+
Выручка от продаж
-
Переменные издержки
-
Постоянные издержки
-
Налоги и прочие выплаты
=
Денежный поток от операционной деятельности (операционный денежный поток)
+
Поступления от продажи активов
-
Платежи за приобретенные активы
=
Денежный поток от инвестиционной деятельности (инвестиционный денежный поток)
+
Акционерный капитал (поступление денежных средств от выпуска акций)
+
Заемный капитал (поступления по долгосрочным и краткосрочным займам)
-
Выплаты в погашение займов
-
-
Выплаты % по займам
Выплаты дивидендов собственникам
=
Денежный поток от финансовой деятельности (финансовый денежный поток)
Чистое изменение денежных средств
+
Остаток денежных средств на начало периода
=
Остаток денежных средств на конец периода
План движения денежных средств по проекту, € тыс. без НДС
пример
Показатель
Всего за период
Период планирования, год
Приток
2003
Выручка от реализации
99 794
Поступление кредита
2004
Итого приток
26 000
2005
0
Отток
17 500
125 794
0
2006
17 500
Экспертиза существующих основных средств
14 222
2007
8500
Технические условия, функции заказчика, согласования
8500
27
2008
21 393
2009
14 222
21393
27
458
21 393
21393
92
21393
21393
366
21 393
21 393
продолжение
Показатель
Всего
за период
Период планирования, год
Проектные работы
Строительно-монтажные расходы
2003
460
2004
Оборудование
322
5317
Упаковка и доставка оборудования
13460
1861
138
2005
3456
12 114
670
2006
Непредвиденные расходы
1346
536
Услуги по выбору поставщика оборудования
2007
1250
134
Таможенная пошлина
300
1000
2008
250
2009
300
630
Общехозяйственные расходы
Общепроизводственные расходы
630
11975
Производственные расходы
14 969
0
16 369
0
0
0
1707
0
0
2133
2567
2497
3209
2567
3209
3468
2567
3468
3209
2567
3209
3468
3468
продолжение
Фонд заработной платы
3990
Налог на имущество
0
Налог на прибыль
564
0
Налоги на ФЗП
4077
0
Возврат основной суммы кредита
1480
0
798
203
Проценты по кредиту
26 000
0
798
0
10 887
0
158
798
Итого отток
481
0
296
112 884
113
798
Чистый приток денежных средств
2860
3700
12910
Остаток денежных средств на конец периода
17 363
798
68
296
1116
2860
7933
1397
Приведенный поток доходов
137
23
8550
296
Приведенный поток затрат
8433
73 564
-50
296
137
14194
2453
1564
68106
87
296
28
15 351
1580
5933
Коэффициент дисконтирования
20 883
6540
15 231
Ставка дисконтирования
115
653
0
21580
510
6579
Чистый приведенный поток денежных средств ( NPV )
14%
0,8772
9600
0
-188
625
18 389
0,76947
9581
5458
3004
12 666
438
11925
0,67497
3442
9468
11 111
12364
9746
11208
0,59208
12 910
8378
0,51937
8549
4766
0,45559
0,39964
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Прогнозный баланс
АКТИВ
Статьи актива
ПАССИВ
I. Внеоборотные активы
Земля
Статьи пассива
Здания и оборудование
50 000
III. Капитал и резервы
Уставный капитал
100 000
Накопленная амортизация
70 000
Нераспределенная прибыль
(60 000)'
Итого по разделу I
37 054
Итого по разделу III
90 000
II . Оборотные активы
107 954
Запасы материалов
V. Краткосрочные обязательства
474
Запасы готовой продукции
Кредиторская задолженность
2200
3280
Дебиторская задолженность
Счета начислений
4000
Итого по разделу V
9500
Денежные средства
6200
10 000
Итого по разделу II
23 254
ВСЕГО АКТИВЫ
113 254
ВСЕГО ПАССИВЫ
113 254
Порядок расчета статей прогнозного баланса
АКТИВЫ
Статьи актива
153 293
Порядок расчета
Земля
На уровне баланса предшествующего года
Здания и оборудование
50 000
Баланс предшествующего года + покупка
оборудования (бюджет денежных средств)
Накопленная
амортизация
Запасы материалов
124 300
Баланс предшествующего года + начисленная в плановом периоде амортизация (бюджет
общепроизводственных расходов)
73 000
(Бюджет запасов)
Запасы готовой
продукции
500
(Бюджет запасов)
Дебиторская
задолженность
Денежные средства
4100
Расчет на основе бюджета продаж
23 040
(Отчет о движении денежных средств)
ПАССИВЫ
Уставный капитал
24 353
Нераспределенная прибыль
153 293
70 000
Баланс предшествующего года + чистая прибыль в плановом периоде (бюджет прибылей и убытков)
Кредиторская
задолженность
поставщикам
72 074
(Бюджет прямых материальных затрат)
Счета начислений
2464
Расчет, налог на прибыль
8755
Кредитный план
Декабрь 200_
Период планирования 200_ г. по месяцам)
Сумма кредита, тыс. руб.
Ставка годовых, %
1
2
Погашение кредита, тыс. руб.
Остаток задолженности, тыс. руб.
3
.....
Выплата процентов, тыс. руб.
12
Всего за 200_ г.
Погашение кредита нарастающим итогом, тыс. руб.
Выплата процентов нарастающим итогом, тыс. руб.
Кредитный план
пример
Показатель
Всего за период
Период планирования, год
Сумма кредита
26 000
2003
Начисляемые и выплачиваемые проценты
10 887
Возврат основной суммы долга
2004
17 500
26 000
8500
481
2005
Остаток кредита на начало периода
112 100
2860
2006
2860
2007
17 500
2453
2008
3700
26 000
7933
26 000
1580
2009
8433
22 300
653
5933
0
14 367
5933
0
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РИСКОВ
Анализ рисков
1. Что может причинить ущерб?
2. С какими основными видами риска и наиболее опасными ситуациями связан ваш бизнес?
3. Какова степень серьезности каждого вида риска?
4. К какой области риска относится ваш бизнес?
5. Насколько велики могут быть потери (прямые, косвенные)?
6. Каковы пути предотвращения или снижения ущерба?
7. Каковы возможные пути предотвращения опасностей, угрожающих фирме (программа спасения)?
8. Как вы будете ее претворять в жизнь?
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РИСКОВ
На практике для анализа и оценки рисков, связанных с предпринимательским проектом, рекомендуется использовать следующую процедуру.
Приложение
СПАСИБО!