СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Богатырские образы в искусстве

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Богатырские образы в искусстве»


Тема: Богатырские образы в искусстве 6 класс


Цель: создать целостный образ народного героя – богатыря, показав его в творчестве художника, композитора и поэтического творчества


Задачи: образовательные – повторить типы и интонации в музыке, совершенствовать известные знания, его расширение и развитие;

Развивающие: расширить словарный запас детей, развивать устную речь, творчество, воображение, музыкальных слух, правильное дыхание, чувства ритма и умение рассуждать;

Воспитательные: воспитывать чувства героизма, патриотизма, требовательность, благородства и великодушие.

Оборудование: баян, портреты А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, ноутбук, ИКТ, произведения с записью, картина «Три богатыря», книги.

Тип урока: углубления в тему

По содержанию: тематический урок


План урока:

I. Организационная часть.

1) Вход под музыку

2) Постановка цели и задачи

II. Основная часть

1) Слушание А.П.Бородина «Богатырская симфония»

- беседа о симфонии

- постановка задачи

- слушание

-беседа о произведение, о композиторе

- повторное слушание

- анализ, беседа

2)Беседа о былинах, богатырях

- показ картины

- анализ

3) Минута отдыха

4) Слушание М.П. Мусоргского «Богатырские ворота»

- подготовительная беседа

- слушание

- анализ и беседа

- повторное слушание

5) Беседа о национальном герое С. Юлаеве

6) Распевание

- цок-цок

- на дыхание

- на звукообразование

7) Разучивание песни «Салават»

- предварительная беседа

- показ песни

- анализ, дополнительная информация

- разучивание

III. Заключительная часть.

1) Итог

2) Оценивание

3) Домашняя работа


Ход урока:

(выход под симфонию)

- Сейчас, все постарайтесь тихо заходить под музыку в класс.

(Звучит симфония)

- Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, под какую музыку вы зашли? Мы с вами на том уроке проходили.

(ответы детей)

- Да, симфония называется «Богатырская». Его написал великий русский композитор, кто помнить? В своей симфонии, что описывает Бородин?

- Да, великих, русских богатырей. Бородин прославляет творчество силы созидания, таящиеся в народе. Он был убежден, что богатырский дух жив и теперь в русском крестьянине. В своей симфонии он раскрывал патриотические идеи, идеи любви к Родине, богатырской мощи народа. Сейчас, мы послушаем продолжение симфонии, а вы постарайтесь определить, чем отличается первая часть от второй части?

(повторное слушание)

- Ребята, что вы услышали? Что различили? Чем отличается первая часть от второй? (ответы детей)

В самом деле, нам представляется богатырские образы. Это зерно, из которого вырастает музыка. А во, второй части тема иного складывания. Это задушевная, спокойная и светлая мелодия. Своей певучестью она близка русским народным песням. Своей лиричностью выражает чувства не одного человека, а всей народной массы. Ребята, а почему он назвал симфонию «Богатырская»?

- этим он хотел показать, раскрывать идеи любви к Родине и богатырской мощи народа. А кто это русские богатыри? Каких богатырей вы знаете?

Самые известные богатыри – Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец, Никита - Кожемяк.

Никита – Кожемяк мял кожу. Это картина Виктора Михайловича Васнецова. Он любил рисовать героев – русских богатырей. Вот на этой картине вы что видите?

- Да, богатырей. В центре Илья Муромец, самый старший по возрасту, самый любимый народом. Как он выглядит? Как сидит? Как вооружен?

(ответы детей)

В его облике чувствуется мощь и сила. На руке палица булатная, за спиной виден колчан со стрелами, а в левой руке – громадное « мурзавецкое» копье.

Рядом с ним Добрыня Никитич. Так ли он спокоен? Как вооружен?

- Щит из красного металла, узорчатый шлем, кольчуга, меч. Он готов в любую минуту кинуться на врага.

Третий богатырь - Алеша Попович. Как выглядит? Чем вооружен? Как он смотрит?

- Он силен, тоже храбр, но он берет ловкостью, хитростью. Вроде Алеша не смотрит грозно в сторону врага, а поглядывает, ждет команды. Лук свой с тугой стрелочной наготове держит.

Что их объединяет? Какой пейзаж? Суровый степной пейзаж. На заднем плане холмы. Расположите их в центре. Это передает сплоченность и силу их единства, желание не пропускать врага на Русскую землю.

Минута отдыха.

Итак, мы с вами послушаем еще одно произведение. А вы внимательно послушайте и думайте, что представляется? Но когда слушаем нужно сидеть тихо, не мешайте товарищу. Если вы узнаете ответ, с начало до конца прослушать, а потом только ответить.

(слушание Мусоргского «Богатырские ворот»)

- Что вы представили ребята?

Это произведение великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Праздничный, торжественный называется « Богатырские ворот».

Древние времена города были окружены стенами, а ворота в виде арки ворота. Давайте попробуем представить этот город, где живут только богатыри. Так же можно представить красоту природы на Руси. А как вы думаете, что объединяет эти 2 произведения? Что общего в нем?

Во-первых, Мусоргский и Бородин – русские композиторы. В их произведениях открывается мощь, торжественность. Можно представить наших русских богатырей, которые боролись за свободу России и народа.


Беседа о национальном герое С. Юлаеве


Распевание

- цок-цок

- на дыхание

- на звукообразование


Разучивание песни «Салават»

- предварительная беседа

- показ песни

- анализ, дополнительная информация

- разучивание

III. Заключительная часть.

1) Итог

2) Оценивание

3) Домашняя работа: учить слова песни или нарисовать рисунок по послушанным произведениям









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!