Тема: Богатырские образы в искусстве 6 класс
Цель: создать целостный образ народного героя – богатыря, показав его в творчестве художника, композитора и поэтического творчества
Задачи: образовательные – повторить типы и интонации в музыке, совершенствовать известные знания, его расширение и развитие;
Развивающие: расширить словарный запас детей, развивать устную речь, творчество, воображение, музыкальных слух, правильное дыхание, чувства ритма и умение рассуждать;
Воспитательные: воспитывать чувства героизма, патриотизма, требовательность, благородства и великодушие.
Оборудование: баян, портреты А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, ноутбук, ИКТ, произведения с записью, картина «Три богатыря», книги.
Тип урока: углубления в тему
По содержанию: тематический урок
План урока:
I. Организационная часть.
1) Вход под музыку
2) Постановка цели и задачи
II. Основная часть
1) Слушание А.П.Бородина «Богатырская симфония»
- беседа о симфонии
- постановка задачи
- слушание
-беседа о произведение, о композиторе
- повторное слушание
- анализ, беседа
2)Беседа о былинах, богатырях
- показ картины
- анализ
3) Минута отдыха
4) Слушание М.П. Мусоргского «Богатырские ворота»
- подготовительная беседа
- слушание
- анализ и беседа
- повторное слушание
5) Беседа о национальном герое С. Юлаеве
6) Распевание
- цок-цок
- на дыхание
- на звукообразование
7) Разучивание песни «Салават»
- предварительная беседа
- показ песни
- анализ, дополнительная информация
- разучивание
III. Заключительная часть.
1) Итог
2) Оценивание
3) Домашняя работа
Ход урока:
(выход под симфонию)
- Сейчас, все постарайтесь тихо заходить под музыку в класс.
(Звучит симфония)
- Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, под какую музыку вы зашли? Мы с вами на том уроке проходили.
(ответы детей)
- Да, симфония называется «Богатырская». Его написал великий русский композитор, кто помнить? В своей симфонии, что описывает Бородин?
- Да, великих, русских богатырей. Бородин прославляет творчество силы созидания, таящиеся в народе. Он был убежден, что богатырский дух жив и теперь в русском крестьянине. В своей симфонии он раскрывал патриотические идеи, идеи любви к Родине, богатырской мощи народа. Сейчас, мы послушаем продолжение симфонии, а вы постарайтесь определить, чем отличается первая часть от второй части?
(повторное слушание)
- Ребята, что вы услышали? Что различили? Чем отличается первая часть от второй? (ответы детей)
В самом деле, нам представляется богатырские образы. Это зерно, из которого вырастает музыка. А во, второй части тема иного складывания. Это задушевная, спокойная и светлая мелодия. Своей певучестью она близка русским народным песням. Своей лиричностью выражает чувства не одного человека, а всей народной массы. Ребята, а почему он назвал симфонию «Богатырская»?
- этим он хотел показать, раскрывать идеи любви к Родине и богатырской мощи народа. А кто это русские богатыри? Каких богатырей вы знаете?
Самые известные богатыри – Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец, Никита - Кожемяк.
Никита – Кожемяк мял кожу. Это картина Виктора Михайловича Васнецова. Он любил рисовать героев – русских богатырей. Вот на этой картине вы что видите?
- Да, богатырей. В центре Илья Муромец, самый старший по возрасту, самый любимый народом. Как он выглядит? Как сидит? Как вооружен?
(ответы детей)
В его облике чувствуется мощь и сила. На руке палица булатная, за спиной виден колчан со стрелами, а в левой руке – громадное « мурзавецкое» копье.
Рядом с ним Добрыня Никитич. Так ли он спокоен? Как вооружен?
- Щит из красного металла, узорчатый шлем, кольчуга, меч. Он готов в любую минуту кинуться на врага.
Третий богатырь - Алеша Попович. Как выглядит? Чем вооружен? Как он смотрит?
- Он силен, тоже храбр, но он берет ловкостью, хитростью. Вроде Алеша не смотрит грозно в сторону врага, а поглядывает, ждет команды. Лук свой с тугой стрелочной наготове держит.
Что их объединяет? Какой пейзаж? Суровый степной пейзаж. На заднем плане холмы. Расположите их в центре. Это передает сплоченность и силу их единства, желание не пропускать врага на Русскую землю.
Минута отдыха.
Итак, мы с вами послушаем еще одно произведение. А вы внимательно послушайте и думайте, что представляется? Но когда слушаем нужно сидеть тихо, не мешайте товарищу. Если вы узнаете ответ, с начало до конца прослушать, а потом только ответить.
(слушание Мусоргского «Богатырские ворот»)
- Что вы представили ребята?
Это произведение великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Праздничный, торжественный называется « Богатырские ворот».
Древние времена города были окружены стенами, а ворота в виде арки ворота. Давайте попробуем представить этот город, где живут только богатыри. Так же можно представить красоту природы на Руси. А как вы думаете, что объединяет эти 2 произведения? Что общего в нем?
Во-первых, Мусоргский и Бородин – русские композиторы. В их произведениях открывается мощь, торжественность. Можно представить наших русских богатырей, которые боролись за свободу России и народа.
Беседа о национальном герое С. Юлаеве
Распевание
- цок-цок
- на дыхание
- на звукообразование
Разучивание песни «Салават»
- предварительная беседа
- показ песни
- анализ, дополнительная информация
- разучивание
III. Заключительная часть.
1) Итог
2) Оценивание
3) Домашняя работа: учить слова песни или нарисовать рисунок по послушанным произведениям