Русский язык 2 класс
УРОК 64
Тема: Большая буква в именах собственных.
Цель: формирование представлений об именах собственных (имена, фамилии, клички людей, географические названия); освоение правила правописания имен собственных, развитие умения применять это правило в письменной речи.
Оборудование урока: интерактивная доска, картинки, тетради; учебник русского языка.
Межпредметные связи: ИЗО, познание мира, литература.
Планируемые результаты:
предметные: умение распознавать среди существительных имена собственные, правильное написание этих слов;
личностные: воспитание любви к родной земле;
системно-деятельностные: развитие словарного запаса, умения наблюдать, сравнивать языковые факты, применение правила в письменной речи.
Ход урока
1.Психологический настрой.
2. Мотивация к деятельности.
Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока.
Создание ситуации, упр. 348. Чтение отрывка из повести Э. Успенского:
«Дядя Федор сел в автобус и поехал. А кот сидел в сумке и oтвечал.
Дядя Федор спрашивает:
Как тебя зовут?
И не знаю как. И Барсиком звали, и Пушком, и Оболтусом. Даже Кис Кисычем я был. Только мне все это не нравится. Я хочу фамилию иметь.
Какую?
Какую-нибудь серьезную. Морскую.
А давай мы тебе фамилию Матроскин дадим.
Это мне нравится, - сказал кот».
Как звали героев известной повести Э. Успенского? На какие вопросы отвечают эти слова? (Кто?) Почему их называют именами собственными?
(У каждого из нас есть свои собственные имя и фамилия, а у животных - собственные клички.)
3.Определение темы и учебных задач урока
Как называются существительные, которые обозначают имена людей и клички животных? Как они пишутся? С какой буквы пишутся имена, фамилии людей, клички животных?
4.Определение критериев успеха.
5.Минутка чистописания. Буква Чч.
6.Словарно-орфографическая работа.
7.Актуализация знаний учащихся.
Что такое имя существительное? На какие вопросы оно отвечает? Какие существительные называются одушевленными и неодушевленными?
II.Работа над новой темой
1.упр. 347. Анализ примеров. Рассмотри картинки. Чем отличаются одинаковые слова? Почему одно из них написано с большой буквы?
Это девочка Роза. Это песик Шарик.
У нее роза. У него шарик.
Какие слова относятся к именам собственным? Что они называют? Как они пишутся?
Комментирование правила правописания имен собственных: «Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, сел, озер, морей и рек - все это имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы: Женя, Ашимбаев, Джек, Алматы, Каскелен, Арал, Казахстан».
Расскажи о себе, упр. 349. Назови имена собственные.
Как тебя зовут? Как твоя фамилия?
В каком городе ты живешь? На какой улице?
Вывод: имена существительные, которые называют имена, фамилии, клички животных, названия городов, улиц, рек, называются именами собственными и пишутся с большой буквы.
2.Упражнения по закреплению новой темы.
Примени правило, упр. 350. Выбери и вставь букву. Объясни свой выбор букв в написании слов.
Упр. 351. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Объясни написание большой буквы.
Игра. Играем в «Города и реки Казахстана», упр. 352. Отгадай какая буква пропущена? Вставь ее. Напиши в один столбик названия городов Казахстана, в другой - названия рек.
Итог урока
Как пишутся имена собственные? Как пишутся имена, фамилии, клички, названия стран городов, сел, рек и озер?
Контроль и оценка результатов деятельности
Рефлексия урока
Результаты учебной работы:
Предметные: умеют распознавать среди существительных имена собственные, пишут с большой буквы имена, фамилии, клички животных, названия городов, рек.
Личностные: проявляют в высказываниях любовь к родной земле.
Системно-деятельностные: используют словарный запас с именами существительными, умеют использовать правила правописания в письменной речи, сравнивают факты языка.