Тема: Большая буква в словах
Цели: познакомить учащихся с именами собственными (без сообщения термина); содействовать формированию навыка написания имён собственных с большой буквы; развивать речь учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
Ход урока
1 Организационный момент
--Раз, два, три, четыре, пять—
Урок пора нам начинать.
Друг к дружке повернитесь, улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
--На слайде разбросаны слова. Давайте составим предложение из этих слов.
« У нас сегодня всё получится!» (Хором) (Слайд)
Это предложение будет эпиграфом нашего урока.
2. Проверка домашнего задания
-Урок начнём мы с повторения, ведь повторение—мать учения. (Слайд)
--Скажите, какие слова отвечают на вопрос КТО?
--Слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?
Мы вспомнили, какие слова отвечают на вопросы КТО? ЧТО?
Эти знания о словах, отвечающих на вопросы КТО? ЧТО? у вас закрепились?
3. Орфографическая разминка стихотворение (Слайд)
Как благодарен я чёрному хлебу,
Чистой в..де из х..лодной криницы,
Лесу з..лёному, синему небу,
Светлой р..чушке, что в поле струится,
Рокоту залитых солнцем кварталов,
Городу, где возмужал я с г..дами…
Краю, который з..вут — Беларусь!
П. Бровка
-- Вставить пропущенные буквы и объяснить их правописание
-- Чему благодарен поэт?
--Посмотрите, какое слово написано с большой буквы? Почему?
--Мы сегодня на уроке будем много говорить про нашу страну-Беларусь. Кто из вас запомнил и может сказать, какая вчера знаменательная дата отмечалась в нашей страны? Так, вчера, 15 марта, мы отмечали день Конституции Республики Беларусь. А что такое Конституция? … Совершенно верно, это основной закон нашей страны .
* Запись даты и классной работы в тетради.
Проговаривание стихотворения:
Я тетрадочку открою
И наклонно положу
Я от вас, друзья, не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
4. Чистописание
--С какой буквы пишется слово Беларусь? (Большая буква Б)
--Пишем прописную букву Б (Б Б Б Б)Сколько элементов в этой букве? (Три)
--Прописываем соединения букв: Бе Би Бя. Какие соединения?
--Подчеркните самую красивую прописную букву Б.
--А сейчас у меня для вас есть интересное задание. На слайде вы видите разбросанные слоги слов. Ваше задача—составить слова и вместе запишем их да доске и в тетрадь.(ла, русь, Бе; ло рус, бе; бе, русс, ло, кий) (Слайд)
(По одному слову записывают на доске, поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные, слова на карточках открываю на доске: Беларусь белорус белорусский).
Беседа по вопросам:
--Как проверить их написание? ( По словарю, так как это словарные слова.)
----В каком слове букв больше, чем звуков? (Беларусь.) Почему? (Буква ь не обозначает звука.)
--Как называется то место, где мы родились? Наша Родина —Беларусь.
У нас всё получается? Продолжаем.
Физкультминутка для глаз. (встаньте, пожалуйста, найдите цифру 3-что на ней вы видите? Кто из вас был в библиотеке?, найдите цифру 1- что напоминает этот рисунок?, найдите картинку под номером 4 – какое историческое место показано на этой картинке? Кто бывал в Мирском замке?, найдите картинку 2 – какой уголок нашей Родины показан на ней?)
5. Целеполагание. Проблемная ситуация
-Ребята, мы часто употребляем слова «Большая буква». Может уже кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
--На столе разбросаны буквы. Ваше задание---собрать их правильно и мы узнаем тему нашего урока: Большая буква в словах
-- А какие задачи мы поставим перед собой?
Вспомнить ….
Научиться …
Закрепить …
-- Вспомните из уроков обучения грамоте в 1 классе-какие слова пишутся с большой буквы?
6. Этап усвоения новых знаний и способов действий
--На с.44 прочитаем правило. (Один ученик читает вслух.)
--Итак, какие же слова пишутся с большой буквы? ( На доске карточки)
--Фамилии, имена, отчества людей----
--Клички животных----
--Названия стран — В какой стране мы живём? Какие страны граничат с нашей Беларусью?
---Названия городов — Какой город является столицей Беларуси?
--- Озёр--Почему нашу страну называют «синеокой»? (Беларусь — край озёр)
---Рек—
---Морей—
---Сёл—
---Улиц—
Наши знания пополняются? Дальше работаем?
Дети читают стихотворения
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
Физкультминутка: Читаю слова. Если пишется с большой буквы - тянемся вверх на носочках, если с маленькой - приседаем.
-- Толя, город, девочка, Нарочь, ворона, медведь, Бобик, Минск, река, Родина, собака, Максим Мирный.
Игра «День-ночь» (на доске запись: Мы живём на планете Земля, в республике Беларусь, в деревне Гурновщина. Наша школа находится на улице Школьная)
7. Этап обобщения и систематизации знаний
а) --Мы сегодня уже вспоминали о городе Минске. Кто может показать Минск на карте нашей страны?
--Что вы знаете о городе Минске?
--Минск - столица Беларуси. Это самый главный и один из самых красивейших белорусских городов.
-Ребята, наша страна поделена на 6 областей, и каждая область имеет свой областной центр. Я предлагаю вам новое задание. Вам нужно вставить гласные буквы так, чтобы получились названия городов.(Слайд)
ВТБСК | ГРДН | ГМЛЬ | БРСТ | МГЛВ |
-- Давайте отыщем эти города на карте Беларуси.
--С какой буквы нужно писать эти слова?
Какие препятствия у нас встретились? С какой буквы пишутся названия городов? Всё у нас получается?
б) Работа по учебнику
С.44, упр.64
--Прочитайте. Выпишите слова, написанные с большой буквы (у доски по очереди)
Добавили ещё что-то в свои копилки знаний? Что узнали? Продолжаем.
8. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий
--Ребята, посмотрите на карту: на что похожа Беларусь на карте?
--На парте у вас лежат кленовые листики (жёлтые, красные, зелёные)
--Каждый выбирает себе листик:
--Поднимите красные листики – ваше задание—Вставить в слова нужную букву: (П/п)рипять, (К/к)ошка (М/м)урка, (Ж/ж)еня, (О/о)зеро (Н/н)арочь, (Г/г)ород (П/п)инск.
--Поднимите жёлтые листики –ваше задание--Записать предложения, дополнив их словами по смыслу:Я живу в Республике … . Столица нашей Родины—город … . Меня зовут … .
--Поднимите зелёные листики — ваше задание — Найти и исправить ошибки: Бабушка марина живёт в Городе гомеле. Она вяжет внукам шапки. Вот подарок для Димы и коли. Рядом сидит Кот васька.
Взаимопроверка.--Теперь каждый из вас станет учителем. Поменяйтесь в парах кленовыми листиками, внизу листика карандашиком напишите свою фамилию, проверьте работу товарища. Будьте внимательными и справедливыми учителями. Вернув листики, улыбнитесь друг другу.
Молодцы! Так над какой темой мы сегодня работаем?
9. Этап подведения итогов урока
--Сейчас подведём итоги нашего урока. Выполним устно тесты. (На слайдах.) (после ответа - примеры)
1. С какой буквы пишутся названия городов: а. с маленькой б. с большой. 2. Найти слово, которое пишется с большой буквы: а. яблоко б. загадка в. дом г. миша 3. Какие слова пишутся с большой буквы: а. имена людей б. растения в. названия предметов. |
--Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня потрудились.
10. Этап рефлексия
--Наш урок мы начинали словами: «У нас сегодня всё получится!» Получилась всё у нас? --Если работать было интересно и легко, то давайте украсим свою Республику распущенными васильками. Если испытывали трудности в работе—нераспущенные васильки.
Глядя на нашу страну на карте, я могу сказать, что у нас действительно всё получилось. Молодцы! (Слайд)
Ребята, а как вы думаете, где вам пригодятся полученные знания? … Они вам пригодятся обязательно на экзамене, который вы будете сдавать после 9 класса, в жизни, ведь это очень хорошо, когда человек умеет правильно, грамотно писать.
11. Этап информации о домашнем задании
--Свои знания вы сможете закрепить в домашнем задании.
--Выберите карточку с тем заданием, с которым вы справитесь сами без помощи.
Тест
1 | ирина | |
2 | котёнок | |
3 | воробей | |
4 | беларусь | |
5 | минск | |
6 | страна | |
7 | дядя | |
8 | иванович | |
Вариант I
1 | нина | |
2 | река | |
3 | жучка | |
4 | гурновщина | |
5 | петрович | |
6 | город | |
7 | клецк | |
8 | александр | |
Вариант II
Тест
1 | ирина | |
2 | котёнок | |
3 | воробей | |
4 | беларусь | |
5 | минск | |
6 | страна | |
7 | дядя | |
8 | иванович | |
Вариант I
1 | нина | |
2 | река | |
3 | жучка | |
4 | гурновщина | |
5 | петрович | |
6 | город | |
7 | клецк | |
8 | александр | |
Вариант II