Урок по теме:
«Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»
Цель: Формирование знаний о сущности иммунитета.
Задачи: познакомить обучающихся с защитными барьерами организма, продолжить формирование понятий об иммунитете и его видах, антигенах и антителах, отработать понятия «воспаление» и «общее заболевание», показать необходимость соблюдения санитарно-гигиенических правил для сохранения здоровья; создать условия для развития умений наблюдать, анализировать, логически мыслить; создать условия воспитания положительного отношения к здоровому образу жизни.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: учебник, рабочие тетради.
Методические приемы: фронтальный опрос, слово учителя, самостоятельная работа, беседа.
Развитие УУД:
Регулятивные:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
Познавательные:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, схему).
Коммуникативные:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Фронтальный опрос:
- Перечислите компоненты внутренней среды организма.
(Кровь, лимфа, тканевая жидкость)
- Из какого компонента внутренней среды клетки получают питательные вещества и кислород?
(Из тканевой жидкости)
- Из чего состоит кровь?
(Плазмы, форменных элементов: клеток – эритроцитов и лейкоцитов, кровяных пластинок – тромбоцитов)
- Сейчас я покажу вам клетки крови, ваша задача их узнать и дать им краткую характеристику (строение, место образования, функция и продолжительность жизни)
Слайд 1
- Какую роль выполняют эритроциты?
(Транспортируют кислород к тканям, углекислый газ к лёгким)
Слайд 2
- Какова функция лейкоцитов?
(Распознают и уничтожают чужеродные соединения и клетки в организме)
- Перечислите виды лейкоцитов.
(фагоциты, лимфоциты, макрофаги)
- Что такое фагоцитоз?
(Процесс обнаружения и уничтожения чужеродных тел в организме)
- Назовите имя учёного, открывшего явление фагоцитоза.
(Илья Ильич Мечников)
Слайд 3
- Какова функция тромбоцитов?
3. Актуализация знаний. Проблемный вопрос.
- В классе было 25 учеников, из них на первый учебный день заболело 10 человек, через два дня еще 7, а остальные ученики даже не чихнули.
- С чем это связано?
- Какая система выполняет защитную функцию организма?
- Сформулируйте тему нашего урока:
Слайд 4
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.
- Какую цель поставим перед собой?
(Узнать, как борется организм с инфекцией и что такое иммунитет.)
4. Изучение нового материала.
4.1 Защитные барьеры организма
- Природная среда населена множеством паразитов. Наш организм как средневековая крепость обнесена рядами стен (защитными барьерами). И как только проникнет паразит, сразу на борьбу вступают все силы нашего организма, чтобы сохранить постоянство внутренней среды.
- Что является защитным барьером организма на пути инфекции, или вируса? Найдите в тексте учебника.
Слайд 5
Защитные барьеры:
• Кожа, слизистые оболочки
• Внутренняя среда
• Сама клетка (выделяя интерферон).
- Все эти компоненты составляют наш с вами иммунитет. Иммунитет, что же это такое? Попробуйте сформулировать определение.
Слайд 6
( Иммунитет – способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды и собственных тканей).
4.2 Формы и механизмы иммунитета.
А) Формы иммунитета
- Самой древней формой иммунитета является неспецифичный иммунитет, который действует на все виды микроорганизмов, независимо от их химической природы. Другая форма иммунитета – специфический иммунитет – связан со способностью организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.
Используя текст учебника, заполните схему в тетради.
Слайд 7
Антигены – чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать иммунную реакцию (микробы, вирусы, любые другие клетки).
5. Органы иммунной системы.
- Что же входит в иммунную систему организма? Чтобы ответить на этот вопрос, выполните самостоятельную работу: прочитайте два первых абзаца текста «Иммунная система» на стр. 90 и ответьте на вопрос: какие органы и что формируют для участия в иммунной реакции?
Слайд 8
- Заполните схему в тетради:
Иммунная система организма
В - лимфоциты
Т-лимфоциты
Слайд 9
Центральные органы иммунной системы:
Костный мозг
Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло.
Тимус (вилочковая железа)
Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты.
Периферические органы иммунной системы:
Селезёнка (Находится в левом подреберье. Содержит большое количество Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов, которые обеспечивают иммунологическую «проверку» крови).
Лимфатические узлы (Располагаются по ходу лимфатических сосудов. Содержит В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги).
Т-лимфоциты - распознают антигены и расшифровывают их химическую структуру
В-лимфоциты - продуцируют антитела
Уничтожение вредного фактора с помощью веществ, выделяемых самой клеткой (интерферон)
6. Воспаление.
- Если в организм все же проникла инфекция, то начинает развиваться местная реакция сопровождающаяся воспалением.
- Найдите в учебнике определение, что такое воспаление? Каковы его признаки?
Слайд 10
Воспаление - это местная реакция организма на проникновение м\о, вирусов, различных
веществ
- Выпишите признаки воспаления.
Признаки:
1. покраснение поражённого участка
2. повышение температуры
3. боли
4. нагноение
- Каково значение воспаления?
Значение:
1. не допустить распространение микробов на весь организм
2. полное уничтожение микробов
Гной - погибшие м\о и фагоциты
- Давайте немного отвлечемся и проверим себя. У вас на столах лежат распечатки анализов (3 вида), постарайтесь самостоятельно определить анализ, который свидетельствует о воспалении в организме.
7. Самостоятельная работа с учебником:
Слайд 11
А сейчас немного поработайте самостоятельно. Используя текст §18 (стр.91-92), ответьте письменно на 6, 7, 8 вопросы.
Базовый уровень:
Какие заболевания называют инфекционными?
Укажите отличительные особенности инфекционных заболеваний
Перечислите известные вам инфекционные заболевания.
Повышенный уровень:
Что такое «ворота инфекции»?
Перечислите основные стадии развития инфекционного заболевания.
В каком случае, при проникновении в организм инфекции, болезнь не развивается?
Высокий уровень:
Почему опасны бацилло- и вирусоносители?
Каков механизм формирования подобного носительства?
В чём заключается различие между больным СПИДом и ВИЧ-носителем?
8. Проверка правильности выполнения заданий
Задача:
Могут ли антитела, выработанные против дифтерии, обезвредить столбнячный яд?
(Нет, потому что каждый вид антител обезвреживает только соответствующий антиген).
Вывод: иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от заражения другим.
Слайд 12
– Каковы возможные меры профилактики инфекционных заболеваний?
тщательное мытьё рук, фруктов и овощей
кипячение, обработка дезинфицирующими средствами
изоляция и лечения заболевших
соблюдение мер личной гигиены
профилактические прививки, лечебные сыворотки
9. Применение знаний.
А теперь каждая парта выдвигает по 1 кандидату для игры. Играть мы будем в биологическое домино.
На каждой парте лежит карточка с характеристикой процесса, явления, или части иммунной системы. На доске соответствующие им понятия. Ваша задача найти свою половинку.
клетки, пожирающие проникших в организм микробов. | Иммунная система |
Она защищает организм от проникших в него чужеродных веществ, бактерий, вирусов, паразитов, ликвидирует отмирающие и изменившиеся собственные клетки | Гуморальный иммунитет |
защита от большинства бактериальных инфекций, нейтрализация бактериальных токсинов и др. | Антитела |
белки крови, нейтрализующие патогенное микробное начало | Специфический иммунитет |
защита и уничтожение чужеродных организму клеток, веществ | Фагоцитоз |
процесс поглощения и уничтожения чужеродных веществ, клеток | Клеточный иммунитет |
защита от большинства вирусных инфекций и некоторых бактериальных, например, туберкулёза, противоопухолевая защита, отторжение чужеродных органов. | Паразитарные болезни |
заболевания, вызываемые простейшими, червями – паразитами, другими паразитическими организмами. | Неспецифический иммунитет |
защита от микроорганизмов любой химической природы. | В-лимфоциты |
клетки, осуществляющие гуморальный иммунитет | Инфекционные болезни |
заболевания, поражающие весь организм, вызываемые живыми возбудителями: вирусами, микробами, грибками и др | Антигены |
чужеродные вещества, внедрение которых в организм вызывает иммунный ответ. | «Ворота инфекции» |
путь проникновения возбудителя в организм. | Носители вирусов и бациллов |
люди, перенесшие инфекционные заболевания, в организме которых имеются возбудители; заражают других людей. | Т-лимфоциты
|
клетки, осуществляющие клеточный иммунитет. | Макрофаги |
10. Итог урока.
- Подведем итог нашего урока. Что мы нового сегодня узнали?
- Достигли мы цели, которую поставили вначале урока?
- Дайте характеристику сегодняшнему уроку, используя ключевое слово нашей темы «Иммунитет»