СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока к методическому аудиту. 

Просмотр содержимого документа
«Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.»

Урок по теме:

«Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»



Цель: Формирование знаний о сущности иммунитета.

Задачи: познакомить обучающихся с защитными барьерами организма, продолжить формирование понятий об иммунитете и его видах, антигенах и антителах, отработать понятия «воспаление» и «общее заболевание», показать необходимость соблюдения санитарно-гигиенических правил для сохранения здоровья; создать условия для развития умений наблюдать, анализировать, логически мыслить; создать условия воспитания положительного отношения к здоровому образу жизни.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: учебник, рабочие тетради.

Методические приемы: фронтальный опрос, слово учителя, самостоятельная работа, беседа.

Развитие УУД:

Регулятивные:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

Познавательные:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, схему).

Коммуникативные:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Фронтальный опрос:

- Перечислите компоненты внутренней среды организма.

 (Кровь, лимфа, тканевая жидкость)

- Из какого компонента внутренней среды клетки получают питательные вещества и кислород?

(Из тканевой жидкости)

- Из чего состоит кровь?

 (Плазмы, форменных элементов: клеток – эритроцитов и лейкоцитов, кровяных пластинок – тромбоцитов)



- Сейчас я покажу вам клетки крови, ваша задача их узнать и дать им краткую характеристику (строение, место образования, функция и продолжительность жизни)

Слайд 1

- Какую роль выполняют эритроциты?

(Транспортируют кислород к тканям, углекислый газ к лёгким)

Слайд 2

- Какова функция лейкоцитов?

 (Распознают и уничтожают чужеродные соединения и клетки в организме)

- Перечислите виды лейкоцитов.

 (фагоциты, лимфоциты, макрофаги)

- Что такое фагоцитоз? 

(Процесс обнаружения и уничтожения чужеродных тел в организме)

- Назовите имя учёного, открывшего явление фагоцитоза. 

(Илья Ильич Мечников)



Слайд 3

- Какова функция тромбоцитов?


3. Актуализация знаний. Проблемный вопрос.

- В классе было 25 учеников, из них на первый учебный день заболело 10 человек, через два дня еще 7, а остальные ученики даже не чихнули.

- С чем это связано?

- Какая система выполняет защитную функцию организма?

- Сформулируйте тему нашего урока:


Слайд 4

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.


- Какую цель поставим перед собой?

(Узнать, как борется организм с инфекцией и что такое иммунитет.)



4. Изучение нового материала.

4.1 Защитные барьеры организма



- Природная среда населена множеством паразитов. Наш организм как средневековая крепость обнесена рядами стен (защитными барьерами). И как только проникнет паразит, сразу на борьбу вступают все силы нашего организма, чтобы сохранить постоянство внутренней среды.

- Что является защитным барьером организма на пути инфекции, или вируса? Найдите в тексте учебника.


Слайд 5

Защитные барьеры: 
•    Кожа, слизистые оболочки

•    Внутренняя среда

•    Сама клетка (выделяя интерферон).

- Все эти компоненты составляют наш с вами иммунитет. Иммунитет, что же это такое? Попробуйте сформулировать определение.



Слайд 6

( Иммунитет – способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды и собственных тканей).

4.2 Формы и механизмы иммунитета.
А) Формы иммунитета

- Самой древней формой иммунитета является неспецифичный иммунитет, который действует на все виды микроорганизмов, независимо от их химической природы. Другая форма иммунитета – специфический иммунитет – связан со способностью организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.

Используя текст учебника, заполните схему в тетради.

Слайд 7

Антигены – чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать иммунную реакцию (микробы, вирусы, любые другие клетки).



5. Органы иммунной системы.

- Что же входит в иммунную систему организма? Чтобы ответить на этот вопрос, выполните самостоятельную работу: прочитайте два первых абзаца текста «Иммунная система» на стр. 90 и ответьте на вопрос: какие органы и что формируют для участия в иммунной реакции?





Слайд 8

- Заполните схему в тетради:

Иммунная система организма

В - лимфоциты

Т-лимфоциты

Слайд 9

Центральные органы иммунной системы:

Костный мозг
Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло.
Тимус (вилочковая железа)
Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты.

Периферические органы иммунной системы:

Селезёнка (Находится в левом подреберье. Содержит большое количество Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов, которые обеспечивают иммунологическую «проверку» крови).
Лимфатические узлы (Располагаются по ходу лимфатических сосудов. Содержит В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги).



Т-лимфоциты - распознают антигены и расшифровывают их химическую структуру
В-лимфоциты - продуцируют антитела 

Уничтожение вредного фактора с помощью веществ, выделяемых самой клеткой (интерферон)



6. Воспаление.

- Если в организм все же проникла инфекция, то начинает развиваться местная реакция сопровождающаяся воспалением.

- Найдите в учебнике определение, что такое воспаление? Каковы его признаки?

Слайд 10

Воспаление - это местная реакция организма на проникновение м\о, вирусов, различных 
веществ

- Выпишите признаки воспаления.
Признаки:
1. покраснение поражённого участка
2. повышение температуры
3. боли
4. нагноение


- Каково значение воспаления?
Значение:
1. не допустить распространение микробов на весь организм
2. полное уничтожение микробов 

Гной - погибшие м\о и фагоциты



- Давайте немного отвлечемся и проверим себя. У вас на столах лежат распечатки анализов (3 вида), постарайтесь самостоятельно определить анализ, который свидетельствует о воспалении в организме.



7. Самостоятельная работа с учебником:


Слайд 11

А сейчас немного поработайте самостоятельно. Используя текст §18 (стр.91-92), ответьте письменно на 6, 7, 8 вопросы.


Базовый уровень:

  1. Какие заболевания называют инфекционными?

  2. Укажите отличительные особенности инфекционных заболеваний

  3. Перечислите известные вам инфекционные заболевания.

Повышенный уровень:

  1. Что такое «ворота инфекции»?

  2. Перечислите основные стадии развития инфекционного заболевания.

  3. В каком случае, при проникновении в организм инфекции, болезнь не развивается?

Высокий уровень:

  1. Почему опасны бацилло- и вирусоносители?

  2. Каков механизм формирования подобного носительства?

  3. В чём заключается различие между больным СПИДом и ВИЧ-носителем?

8. Проверка правильности выполнения заданий

Задача:

Могут ли антитела, выработанные против дифтерии, обезвредить столбнячный яд?

(Нет, потому что каждый вид антител обезвреживает только соответствующий антиген).



Вывод: иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от заражения другим.

Слайд 12

– Каковы возможные меры профилактики инфекционных заболеваний?

  • тщательное мытьё рук, фруктов и овощей

  • кипячение, обработка дезинфицирующими средствами

  • изоляция и лечения заболевших

  • соблюдение мер личной гигиены

  • профилактические прививки, лечебные сыворотки

9. Применение знаний.

А теперь каждая парта выдвигает по 1 кандидату для игры. Играть мы будем в биологическое домино.

На каждой парте лежит карточка с характеристикой процесса, явления, или части иммунной системы. На доске соответствующие им понятия. Ваша задача найти свою половинку.

клетки, пожирающие проникших в организм микробов.

Иммунная система

Она защищает организм от проникших в него чужеродных веществ, бактерий, вирусов, паразитов, ликвидирует отмирающие и изменившиеся собственные клетки

Гуморальный иммунитет

защита от большинства бактериальных инфекций, нейтрализация бактериальных токсинов и др.

Антитела

белки крови, нейтрализующие патогенное микробное начало

Специфический иммунитет

защита и уничтожение чужеродных организму клеток, веществ

Фагоцитоз

процесс поглощения и уничтожения чужеродных веществ, клеток

Клеточный иммунитет

защита от большинства вирусных инфекций и некоторых бактериальных, например, туберкулёза, противоопухолевая защита, отторжение чужеродных органов.

Паразитарные болезни

заболевания, вызываемые простейшими, червями – паразитами, другими паразитическими организмами.

Неспецифический иммунитет

защита от микроорганизмов любой химической природы.

В-лимфоциты

клетки, осуществляющие гуморальный иммунитет

Инфекционные болезни

заболевания, поражающие весь организм, вызываемые живыми возбудителями: вирусами, микробами, грибками и др

Антигены

чужеродные вещества, внедрение которых в организм вызывает иммунный ответ.

«Ворота инфекции»

путь проникновения возбудителя в организм.

Носители вирусов и бациллов


люди, перенесшие инфекционные заболевания, в организме которых имеются возбудители; заражают других людей.

Т-лимфоциты

клетки, осуществляющие клеточный иммунитет.

Макрофаги



10. Итог урока.

- Подведем итог нашего урока. Что мы нового сегодня узнали?

- Достигли мы цели, которую поставили вначале урока?

- Дайте характеристику сегодняшнему уроку, используя ключевое слово нашей темы «Иммунитет»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!