СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бородинское поле на карте России

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока:

- особенности  рельефа Бородинского поля, способы изображения рельефа на картах (условные обозначения, абсолютная и относительная высота, берг-штрихи, горизонтали);

-  развивать умение работы  с картами, планами;

- воспитание гордости и любви   за своих предков, внёсших неоценимый вклад в историю не только поселка, но  и всей России;

- формирование бережного  отношения  к духовным, культурным и историческим ценностям, способность принять активное участие в созидательном процессе по преобразованию своей малой Родины.

 

Просмотр содержимого документа
«Бородинское поле на карте России»

МКОУ Ясенковская СОШ








Урок по географии по теме «Бородинское поле на карте России»

Класс 7


















Учитель географии

Рязанцева Вера Викторовна
















П.Ясенки





ТЕМА УРОКА: Бородинское поле на карте России.

Цели и задачи урока:

- особенности рельефа Бородинского поля, способы изображения рельефа на картах (условные обозначения, абсолютная и относительная высота, берг-штрихи, горизонтали);

- развивать умение работы с картами, планами;

- воспитание гордости и любви за своих предков, внёсших неоценимый вклад в историю не только поселка, но и всей России;

- формирование бережного отношения к духовным, культурным и историческим ценностям, способность принять активное участие в созидательном процессе по преобразованию своей малой Родины.



Оборудование: раздаточный материал, интерактивное оборудование

Тип урока: изучение нового материала

Содержание урока:

1.Организационный момент (слайд 1)

Кому может принадлежать это высказывание

«…французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Находясь на острове Св. Елены, Наполеон написал эти строки.


С каким географическим объектом связано это высказывание?

И тема нашего урока: Бородинское поле на карте России.

Что бы вы хотели узнать про Бородинское поле?

Давайте сформулируем цель урока_________________________________


Ребята, на классном часе мы с вами знакомились с военными действиями, датами, именами героев Отечественной войны 1812 г.

Вспомните, каковы были причины войны, на чьей территории она проходила (учащиеся отвечают на вопрос учителя).

В июне 1812 г наполеоновская армия вторглась в российские земли. На первом этапе Отечественной войны русская армия с боями отступала от границ России. Быстрое продвижение и подавляющее численное превосходство французов лишали главнокомандующего русской армии, Барклая-де-Толли, возможности подготовить войска к сражению. Затянувшееся отступление вызвало общественное недовольство, поэтому император Александр I сместил Барклая-де-Толли и назначил главнокомандующим М. И. Кутузова.
22 августа (3 сентября) русская армия, отступавшая от Смоленска, расположилась у села Бородина, где Кутузов решил дать генеральное сражение; откладывать его дальше было невозможно, т. к. император Александр I требовал от Кутузова остановить продвижение Наполеона к Москве.

Бородинское сражение — крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Состоялось 7 сентября 1812 года у села Бородино (в 125 км западнее Москвы).

В этом году Россия отмечает 205-лет Бородинского сражения. Мы с вами совершим заочную экскурсию на Бородинское поле.

  • Определить координаты Москвы и Воронежа

  • По какой карте мы сможем посмотреть внутреннее строение (карта строения земной коры)

  • Рассчитайте расстояние от Воронежа до Москвы..

  • Какими видами транспорта можно воспользоваться?


Перед вами схема Бородинского сражения.

Что это план местности или географическая карта? Какие различия между ними?


1. Какими особенностями обладает рельеф местности, на котором происходило сражение? (работа со схемой)

2. Оцените с географической точки зрения удобство для русской армии данной территории. Выделите достоинства и недостатки.

Практическая работа: Расшифровать условные знаки.

р. Москва

Позиция у села Бородино, на которой Кутузов дал решительное сражение Наполеону, была избрана генералом русской армии полковником Барклаем де Толем по указанию Кутузова. Кутузов, заняв русскими войсками Бородинскую позицию, преградил Наполеону путь на Москву.

р. Колоча

Обойти Бородинскую позицию Наполеон не мог, так как ему мешали на севере и , на юге — , и бездорожье, с правого фланга непроходимые .

Он вынужден был атаковать русских там, где этого хотел Кутузов, а не там, где самому Наполеону было более выгодно.

РОЛИК 1

Выберите и подчеркните из списка топонимы, относящиеся к Бородинскому сражению: Колочь, Эльтон, Волга, Шевардино, Бородино, Киров, Кавказ, Семеновское, Смоленск, Волгоград, Можайск, Азов, Смоленско-Московская возвышенность, Псковское озеро, Ахтуба, Чаны, Витим, Хибины, Утица.


Бородинское сражение продолжалось около 15 часов. Но значение его в истории России и Франции оказалось столь велико, что историки именуют его «Битвой титанов». Почему?


Дальнейший ход войны после Бородинского сражения хорошо известен. Русские оставили Москву. Но Наполеон, вступивший в нее как триумфатор, пробыл в ней всего 39 дней: Москва горела, и французы покинули первопрестольную русскую столицу, поняв, что они проиграли. Через полтора месяца русские войска начали наступление, закончившееся полным разгромом французов.



Работа в парах: Рассмотрите карту Восточно-Европейской равнины, сделайте вывод, ответив на вопрос: «Можно ли говорить о каком-либо изменении во времени данной территории»?

Бородинское сражение является одним из самых кровопролитных сражений XIX века и наиболее кровопролитным изо всех, бывших до него. По самым скромным оценкам французская армия потеряла около 25 % своего состава, русская — около 30 %.

Вопрос: как вы думаете, Воронежская губерния участвовала в Бородинском сражении?

Воронежская губерния не входила в число 11 губерний, охваченных пожаром войны 1812 года и находилась в стороне от театра военных действий, но внесла значимый вклад в победу русского оружия. На зов Отчизны откликнулись представители всех сословий, объявлен был сбор средств на экипировку ополчения и регулярных частей.

Воронежское дворянство помогало действующей армии снабжением, подвижным составом и деньгами. Воронежская губерния выставила против неприятеля 10 полков ополчения.

Участвовали в бородинском сражении наши земляки Алексей Петрович и Иван Петрович Северцовы. В Бородинской битве участвовали во всех атаках своего полка. Алексей Петрович проявил отличную храбрость, был ранен картечью руку. Рана оказалась настолько серьезной (раздроблена кость), что руку пришлось отнять до локтя. Иван Петрович был убит.

За проявленный героизм Алексей Петрович Северцов был пожалован золотой шпагой с надписью «За храбрость », стал кавалером ордена Святого Георгия. Его имя выбито на мраморе в Георгиевском зале Московского кремля.

8 сентября - День воинской славы России

День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией.

Федеральный закон № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России».


Закрепление изученного материала.
Учитель: -А теперь я предлагаю вам, ребята, викторину. Готовы? Итак, начинаем.

1. Бородинское сражение было в:
а) 1240 г.; б) 1812 г.; в) 988 г.; г) 1380 г.


2. В скольких километрах от Москвы находится село Бородино? (124).


3. Полководец и дипломат, в Отечественную войну 1812 г. главнокомандующий русской армией (М. И. Голенищев-Кутузов).

4. Продолжите поговорку: «Пришел Кутузов …..» (бить французов).

5. М. И.Кутузов утверждал: «Перед сражением главное — …». Что? Вставьте пропущенное слово.
а) подкрепиться; б) выспаться;
в) помолиться; г) подумать.

6. Кто правил Российской империей во время Отечественной войны 1812 г.? (Император Александр I).

7. Кому в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» доверен рассказ о войне 1812 года:
а) старому солдату; б) полковнику;
в) партизану; г) известному историку?
Учитель: учащиеся отвечают на вопрос учителя.
- Можно ли утверждать, что произведение «Бородино» М. Ю. Лермонтова поэтический памятник русским солдатам?

В 2017 г. стихотворению «Бородино» исполняется 180 лет.

- Какие чувства, эмоции вызвало у вас Бородинское сражение?
– Какими вы видите защитников Отечества?

- Могут ли солдаты войны 1812 г. служить примером патриотизма для нас?
Подведение итогов.

Рефлексия. Прием «Закончи фразу»

  1. На уроке я работал …

  2. Своей работай на уроке я …

  3. Урок мне показался..

  4. Материал урока был мне…

  5. Мое настроение в течение урока…

  6. Оцени свою работу на уроке

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Практическая работа

Задание №1 (карта «Физическая карта РФ»)

1. Определить координаты Москвы и Воронежа

Москва_________________________________Воронеж_______________________________


2. Рассчитайте расстояние от г. Воронежа до г. Москвы.

_______________________________________________________________________________


3. Какими видами транспорта можно воспользоваться?

Задание №2 (схема «Бородинского сражения»)

1. Какими особенностями обладает рельеф местности, на котором происходило сражение? (работа со схемой)


2.Оцените с географической точки зрения удобство для русской армии данной территории. Выделите достоинства и недостатки.


3. Расшифровать условные знаки.

р. Москва

Позиция у села Бородино, на которой Кутузов дал решительное сражение Наполеону, была избрана генералом русской армии полковником Барклаем де Толем по указанию Кутузова. Кутузов, заняв русскими войсками Бородинскую позицию, преградил Наполеону путь на Москву.

р. Колоча

Обойти Бородинскую позицию Наполеон не мог, так как ему мешали на севере и , на юге — , и бездорожье, с правого фланга непроходимые .

Он вынужден был атаковать русских там, где этого хотел Кутузов, а не там, где самому Наполеону было более выгодно.

4. Выберите и подчеркните из списка топонимы, относящиеся к Бородинскому сражению: Колоча, Эльтон, Волга, Шевардино, Бородино, Киров, Кавказ, Семеновское, Смоленск, Волгоград, Можайск, Азов, Смоленско-Московская возвышенность, Псковское озеро, Ахтуба, Чаны, Витим, Хибины, Утица.

«Закончи фразу»

  1. На уроке я работал____________________________________________________________

  2. Своей работай на уроке я_______________________________________________________

  3. Урок мне показался___________________________________________________________

  4. Материал урока был мне_______________________________________________________

  5. Мое настроение в течение урока_________________________________________________


  6. Я оцениваю свою работу на уроке


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!