| Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж» |
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Выполнила:
студентка Ш-31 группы
Гальченко Диана Валерьевна
Преподаватель:
Великановская Людмила Анатольевна
г. Ейск, 2023 г.
Содержание
1. | Пояснительная записка ………………………………. | 5 |
2. | Девиантное поведение, его причины, факторы и характеристика ……………………………………….. | 6 |
3. | Формы девиантного поведения ……………………... | 8 |
4. | Профилактика девиантного поведения: этапы, методы и рекомендации ………………………...…… | 11 |
| Список используемых источников ………………….. | 14 |
Пояснительная записка
Цель: исследование особенностей девиантного поведения и его профилактики в младшем школьном возрасте.
Актуальность: ученые и педагоги отмечают, что в последнее время было замечено увеличение количества детей, склонных к девиантному поведению. Такое поведение является устойчивым поведением психически здоровой личности, отклоняющимся от наиболее значимых в конкретном обществе социальных норм, причиняющим реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающимся ее социальной дезадаптацией. Если своевременно не обратить на него внимание и не принять необходимые меры, то нежелательные явления неизбежно станут необратимыми, усугубляя со временем отрицательные черты личности. Лучший способ борьбы с исключительной ситуацией – ее предупреждение, профилактика.
Данная брошюра содержит причины и факторы возникновения девиантного поведения, а также методы и рекомендации по его профилактике, поэтому может быть полезна учителям начальных классов, а также родителям учащихся.
2. Девиантное поведение, его причины, факторы и характеристика
Девиантное поведение - система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм.
Основные факторы, влияющие на формирование девиантного поведения младших школьников:
1. Биологические факторы.
2. Психологические факторы.
3. Социально – педагогические факторы.
4. Социально-экономические факторы.
5. Морально – этические факторы.
Причины отклоняющегося от норм поведения:
Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
Причины социального и психологического характера.
Выделим следующие определяющие характеристики девиантного поведения:
Нарушение общепринятых социальных норм;
Повторяемость, устойчивость отклонения в поведении человека;
Общественная обусловленность возникновения девиантного поведения;
Возможность определения ранних признаков девиантного поведения, так как оно не возникает «из неоткуда»;
Причинение ущерба окружению человека и самому человеку;
Потенциальная возможность коррекции проявлений девиантности.
3. Формы девиантного поведения
По степени социальной опасности, а также в зависимости от возрастных особенностей детей девиантное поведение подразделяется на следующие формы:
Непослушание - наиболее распространенная в дошкольном и младшем возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам педагогов и родителей, нравственным нормам общественного поведения.
Шалость - краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, изобретательность. Особенностью шалости являются ее положительный тон, переживание огромного удовольствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим.
Озорство. В нем проявляются выдумка, инициатива, активность. Однако в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим.
Проступок - это уже социально опасное явление. Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и заблаговременной продуманности. Чаще всего проступки объясняют возрастными особенностями, неумением ребенка произвольно подавлять свои сиюминутные желания и сознательно руководить поведением.
Детский негативизм проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей. Бывает активным и пассивным, устойчивым и эпизодическим.
Упрямство - это отрицательная особенность поведения, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям учителей и родителей. Опасность упрямства в том, что оно порождает детскую лживость, а также может привести к расстройству нервной системы.
Капризы - особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных действиях, в необоснованном сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем.
Своеволие возникает как результат развивающейся самостоятельности и волевого элемента в поведении ребенка, его стремление самоутвердиться и неумение избрать для этого адекватные средства.
Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым возникают как результат неправильной реализации ребенком, подростком стремления к взрослости, ложного стыда проявить ласку, послушание.
Недисциплинированность может быть двух видов: злостной и незлостной. К незлостным нарушениям дисциплины, как правило, ведут озорство, шалость. Более опасными являются злостные нарушения дисциплины. Они уже, как правило, не ситуативны и имеют повторяющийся характер.
Правонарушения. В условиях социальной и педагогической запущенности возможен переход детей и подростков на уровень преступного поведения. Они способны совершать значительные противоправные действия, нарушения и даже преступления - хулиганство, воровство, жульничество, мошенничество, бандитские налеты, грабежи. Особенно тяжелыми и жестокими становятся преступления в составе группы.
4. Профилактика девиантного поведения: этапы, методы и рекомендации
Этапы коррекционно-профилактической работы:
1) Диагностическая работа (детский вариант личностного опросника Айзенка, методика «Кактус» М.А. Панфиловой, методика «Что такое хорошо и что такое плохо», методика Н.Е. Богуславской «Закончи предложение» и т.д.);
2) Профилактическая работа педагогов с детьми.
Профилактика девиантного поведения – это социально -педагогическая деятельность образовательных учреждений и семьи, которая направлена на предупреждение и устранение отклоняющегося от норм поведения, при помощи формирования у них социально-полезных навыков и интересов, нравственных и правовых знаний.
Методы работы по профилактике девиантного поведения младших школьников:
Метод | Пример |
Сказкотерапия | Анализ сказок, групповое сочинение историй, драматизация сказок |
Арттерапия | Свободное и тематическое рисование, аппликация, лепка из глины, конструирование из бумаги и картона |
Визуализация | Интеллект-карта, скрайбинг, инфографика |
Психогимнастика | Этюды на выражение различных эмоций |
Телесно – ориентированные техники | Психомышечная релаксация, танцы |
Игровые методы | Подвижные, сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации |
Моделирование и анализ проблемных ситуаций | Познавательная задача, проблемный вопрос, проблемное задание |
Беседа | Непринужденная беседа, интервью, вопросники, психологические анкеты |
Методические рекомендации педагогов по профилактике девиантного поведения младших школьников:
Проводите с детьми индивидуальные личностно - ориентированные тренинги и беседы;
Вовлекайте детей в общественную жизнь школы, а также в социально одобряемую деятельность - трудовую, спортивную, художественную, организаторскую;
Привлекайте к повседневному постоянному труду;
Используйте поощрения – с целью формирования нравственной зрелости и положительного отношения к делу, себе, другим людям;
Обучайте умению владеть собой, самоконтролю, снятию мышечного напряжения;
Развивайте навыки сотрудничества, умение просить помощи и помогать другим, быть терпимым к недостаткам других, считаться с интересами других;
Выявляйте конфликтогены (слова, жесты, поступки, интонации), которые пробуждают агрессию у ребёнка;
Формируйте понятия о нравственных качествах, нравственных ориентациях;
Научите детей разрешать конфликты конструктивными способами;
Используйте на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов и физкультминуток;
Займите стойкую позицию и предъявляйте категорические требования по выполнению, когда дело касается важнейших общественных правил поведения или законов;
Осуществляйте систематический надзор за отклонениями в поведении детей и своевременно реагируйте на возникающие ситуации.
Работу по профилактике девиантного поведения следует продолжать на протяжении всей учебы ребенка в школе, так как на каждом возрастном этапе возникают свои проблемы. Успешность преодоления проблем в поведении детей зависит только от взрослых: педагогов и родителей.
Список используемых источников
https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1694709865&tld=ru&lang=ru&name=mp-profilaktika-deviantnogo-povedenija-mladshih-shkolnikov
https://cronao.ru/images/DAR/ProfilSyicida/22/Сборник_статей_Профилактика_девиантного_поведения_детей_и_молодежи.pdf
https://multiurok.ru/files/profilaktika-deviantnogo-povedeniia-mladshikh-shko.html
Воспитание - великое дело: им решается судьба человека.
B.Белинский