СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Брошюра: "Профилактика девиантного поведения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Брошюра: "Профилактика девиантного поведения"»



Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж»











ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ







Выполнила:

студентка Ш-31 группы

Нефедова Татьяна Андреевна

Преподаватель:

Великановская Людмила Анатольевна





г. Ейск, 2023 г.


















































СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка………………………………..

5

2.

Девиантное поведение, его причины, факторы и признаки……………………………………………......

6

3.

Формы девиантного поведения……………………….

7

4.

Методы работы по профилактике девиантного поведения младших школьников……………………..

11

5.

Методические рекомендации для педагога по профилактике девиантного поведения младших школьников…………………………………………….

12


Список используемых источников…………………...

15



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель: изучение причин формирования и методов профилактики девиантного поведения младших школьников.

Актуальность: в настоящее время изучение и профилактика проявлений девиантного поведения особенно актуальна в младшем школьном возрасте. Ведь именно этот возраст является сензитивным для раскрытия индивидуальных особенностей и способностей, развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции, становления адекватной самооценки, формирования критичности по отношению к себе и окружающим, развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

В целом стоит отметить, что младший школьный возраст, по мнению ряда исследователей, является наиболее благоприятным периодом для усвоения социальных и нравственных норм и правил поведения, развития моральной нормативности, формирования общественной направленности личности.

Поэтому профилактика отклоняющегося поведения наиболее важна в работе именно с младшими школьниками.

Брошюра содержит причины, факторы и признаки девиантного поведения, а также методы и рекомендации по профилактике этого поведения. Предназначена для учителей начальных классов и родителей младших школьников.


2. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ЕГО ПРИЧИНЫ, ФАКТОРЫ И ПРИЗНАКИ

Девиантное поведение - система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм.

Профилактика девиантного поведения - это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение.

Девиантное поведение младших школьников существенно отличается от девиантного поведения взрослых и обусловлено различными факторами, в том числе возрастными особенностями.

Причины отклоняющегося от норм поведения:

  • Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;

  • Причины социального и психологического характера.

Основные факторы, влияющие на формирование девиантного поведения младших школьников

  • Биологические факторы

  • Психологические факторы

  • Социально - педагогические факторы

  • Социально - экономические факторы

  • Морально – этические факторы

Признаки девиантного (отклоняющегося) поведения выражаются:

- в повышении агрессии, ведущей к всплескам ненависти, вражде между детьми и взрослыми;

- в незнании элементарных норм поведения в обществе;

- в негативном психическом состоянии, что может приводить к замкнутости ребенка, потери доверия с его стороны и т.д.;

- в повышенной тревожности;

- в высоком уровне компьютерной зависимости, что ведет к "отрыву" от реальности, нарушению психики.


3. ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

  • Шалость - краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, изобретательность. Особенностью шалости являются ее положительный тон, переживание огромного удовольствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим.

  • Непослушание - наиболее распространенная в дошкольном и младшем возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам педагогов и родителей, нравственным нормам общественного поведения.

  • Озорство - проявляются выдумка, инициатива, активность. Однако озорник сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства - досадить, отомстить или получить выгоду для себя.

  • Детский негативизм проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей. Бывает активным и пассивным. Пассивный - это один из видов упрямства, выражающийся в отказе от выполнения требуемого действия. Активный - когда ребенок совершает действия, противоположные тем, которые от него ожидаются. По длительности проявления негативизм бывает устойчивым и эпизодическим. Первый длится долго, а второй проявляется лишь временами.

  • Проступок - более негативное явление в поведении младших школьников и это уже социально опасное явление. Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и заблаговременной продуманности. Если ребенок повторяет проступки неоднократно, есть все основания говорить о складывающихся у него негативных чертах характера и склонности к девиантному поведению.

  • Упрямство - отрицательная особенность поведения, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям учителей и родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких мотивов. Упрямство проявляется также и в желании продолжать начатое действие даже в тех случаях, когда становится очевидным, что оно бессмысленно и не приносит пользы. Опасность упрямства в том, что оно порождает детскую лживость, а также может привести к расстройству нервной системы.

  • Капризы - особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. Внешне проявляются в недовольстве, раздражительности, плаче, двигательном перевозбуждении.

  • Своеволие возникает как результат развивающейся самостоятельности и волевого элемента в поведении ребенка, его стремление самоутвердиться и неумение избрать для этого адекватные средства.

  • Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым возникают как результат неправильной реализации ребенком, подростком стремления к взрослости, ложного стыда проявить ласку, послушание. Нередко причинами грубости выступают несдержанность, слабоволие, неумение ребенка владеть собой.

  • Недисциплинированность может быть двух видов: злостной и незлостной. К незлостным нарушениям дисциплины, как правило, ведут озорство, шалость. Более опасными являются злостные нарушения дисциплины. Они уже, как правило, не ситуативны и имеют повторяющийся характер.

  • Правонарушения. В условиях социальной и педагогической запущенности возможен переход детей и подростков на уровень преступного поведения. Они способны совершать значительные противоправные действия, нарушения и даже преступления - хулиганство, воровство, жульничество, мошенничество, бандитские налеты, грабежи


4. МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ:

- Сказкотерапия (анализ сказок, групповое сочинение историй,
драматизация сказок);

- Арттерапия (свободное и тематическое рисование, аппликация, лепка из глины, конструирование из бумаги и картона);
- Визуализация (инфографика, интеллект-карта, скрайбинг);

- Психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);

- Телесно – ориентированные техники (психомышечная релаксация, танцы);

- Игровые методы (подвижные, сюжетно – ролевые игры,
игры – драматизации);

- Моделирование и анализ проблемных ситуаций (познавательная задача, проблемный вопрос, проблемное задание);
- Беседа (непринужденная беседа, интервью, вопросники, психологические анкеты).

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ:

  • Проведение с детьми индивидуальных личностно – ориентированных тренингов и бесед;

  • Вовлечение детей в общественную жизнь школы (участие в спортивных мероприятиях, конкурсах прикладного творчества, конкурса рисунков и т. д.);

  • Привлечение к повседневному постоянному труду по самообслуживанию;

  • Использование поощрения – с целью формирования нравственной зрелости и положительного отношения к делу, себе, другим людям;

  • Обучение приемлемым способам выражения гнева, умению владеть собой, сдерживанию агрессии, самоконтролю, снятию мышечного напряжения;

  • Развитие навыков сотрудничества, готовности идти друг другу навстречу, умения просить помощи и помогать другим;

  • Разрешение конфликтов конструктивными способами;

  • Использование на уроках наглядности, игровых моментов и физкультминуток;

  • Учителем должен осуществляться систематический надзор за отклонениями в

  • поведении детей и своевременное реагирование на возникающие ситуации.
    Формирование и укрепление нравственных норм поведения;

  • Формирование понятия о нравственных качествах, нравственных ориентациях;

  • Повышение уровня воспитанности учащихся во внешне поведенческом аспекте;

  • Развитие коммуникативных способностей учащихся;

  • Создание условия воспитания самоуважения младших школьников; создание ситуации успеха младшим школьникам с отклоняющимся поведением, как средством его педагогической поддержки.







































СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.https://www.evkova.org/kursovye-raboty/deviantnoe-povedenie-mladshih-shkolnikov-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema

2. https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16896

3.https://www.defectologiya.pro/zhurnal/profilaktika_deviantnogo_povedeniya_v_usloviyax_obshheobrazovatelnoj_shkolyi/