Упражнение «Путаница»
Из каких слов образовались:
ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы
ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни
РЕДИСВЕКЛА – редиска и свекла
ЧЕСЛУК – чеснок и лук
РЕПУСТА – репа и капуста
Помоги разобраться.
Упражнение «Слова-неприятели»
Цель:Упражнять в подборе слов-антонимов.
День – ночь
Утро -…
Друг - …
Добро - …
Ложиться -…
Говорить - …
Слон большой, а комар…
Камень тяжелый, а пушинка…
«На что похоже?»
Предлагает детям подобрать похожие слова (сравнения)
Белый снег похож на…
Синий лед похож на…
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на…
«Скажи наоборот» (можно с мячом).
Большой - ….маленький, Толстый - …тонкий (худой), Кислый –… сладкий, Высокий – …низкий, Тепло – …холодно, Весело – …грустно, Прилетел -…улетел, Сел -…встал и т. д.
«Скороговорки»
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Осип охрип, Архип осип.
На дворе трава, на траве дрова, не
руби дрова на траве двора.
В родительскую копилку
Сайты с практическим материалом по развитию речи:
«Развитие речи» http://r-rech.ru/
«Почемучка» http://pochemu4ka.ru/
«Лохматик» http://lohmatik.ru/
«Жирафенок» http://jirafenok.ru/
«Мерсибо» https://mersibo.ru/
Желаем успехов!
МБДОУ «Детский сад № 29»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №29 «Солнышко»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Словесные игры по развитию речи дошкольников
«Играем - речь развиваем!».

“Речь- удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы воспользоваться им”. (Г.Гегель)
Уважаемые родители!
Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь - это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.
Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст!
В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же своё речевое творчество – нет. Дети умеют общаться между собой, но выразить свою речь на занятиях удаётся не всем
Игры на развитие грамматического строя речи.
«Приготовим сок»
«Из яблок сок….(яблочный);
из груш сок…(грушевый);
из слив сок…(сливовый);
из вишни….(вишневый);
из моркови, лимона, апельсина и т.д. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? А лимонный сок из чего? Сливовый сок из чего? И т.д.
Аналогично можно поиграть в игру «Приготовим варенье».
«Волшебные очки»
Играем, когда идем в детский сад или домой.
«Представьте ,что у нас есть волшебные очки».Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Я надел (а) зеленые очки и вижу зеленый забор, зеленое дерево, зеленый дом и т.д.»
«Я заметил»
«Давай проверим, кто из нас внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик.Он синий. Я заметил кошку. Она пушистая».Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
«Упрямые слова»
Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые слова», которые никогда не изменяются (кофе, какао, кино, радио, пианино, метро). Проговариваем вместе с детьми: «На вешалке висит пальто. У меня нет пальто. Сегодня холодно, и все надели пальто». Следите, чтобы ребенок не изменял слова в предложениях-ответах.
«Один - много»
«Один дом, а много чего? (ребенок отвечает: «домов»).
Один стол-… ,один стул-…,одно окно-…,одна звезда-…, одно ухо-…