Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ребенку.
В системе воспитания ребенка должно соблюдаться сотрудничество и согласованность всех включенных в этот процесс.
Необходимо также помнить о непрерывности процесса воспитания, буквально - «с пеленок».
К великому педагогу Ушинскому пришла мама с шестилетним сыном и спрашивает: «Когда мне начать воспитывать сына?» На что он задал вопрос: «А сколько лет вашему сыну?» Получив ответ, что ее сыну шесть лет, Ушинский сказал: «Вы опоздали ровно на шесть лет». Об этом нужно помнить всегда. Своевременность комплексного воспитательного процесса всегда более эффективна, нежели запоздалое исправление своих и чужих ошибок.
Плутарх сказал: «Ученик – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит».
Удачи Вам в этом постоянном процессе воспитания и душевного «горения», ведь душа ребенка – это сосуд, который надо наполнять любовью.
Педагог – психолог Л.А. Жабина
КГКОУ ШИ №3
г. Хабаровск, 2019 г.
Правила успешного
воспитания школьников
Для здоровьесбережения школьников немаловажное значение имеет комплекс мер по выполнению «Правил успешного воспитания» обучающихся, который имеет психологические, нравственные, духовные, этические и эстетические аспекты.
Чтобы воспитать ребенка надо проявить к нему искренний интерес: найти его «изюминку», то хорошее, на что можно опереться в сотрудничестве с ним.
Надо верить в ребенка. Огорчайтесь, негодуйте, возмущайтесь, впадайте в отчаяние, но никогда не теряйте веры в ребенка. Ребенок это почувствует и отплатит вам своей преданностью.
Умейте общаться с ребенком. Необходимо быть убежденным, что нет двух одинаковых детей и нет предела в познании ребенка.
Постоянно овладевайте новыми методами изучения воспитанника и взаимодействия с ним.
Судите о ребенке не по поступкам, а по мотивам этих поступков.
Знайте, что ребенку посильно, а что нет.
Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик (Гете).
Уважайте человеческое достоинство в ребенке. Совет, убеждение, просьба, обоснованное требование – вот механизмы педагогического воздействия, которые необходимо применять, вступая в диалог с ребенком.
За требовательность вас полюбят дети, если в ней будет доверие, и возненавидят, если в ней будет подозрительность (В. Сухомлинский).
Оскорбления – это доводы тех, кто не прав (Ж.Ж. Руссо).
Даже вежливость оскорбительна, если она слишком подчеркивается.
Будьте другом для воспитанника. Педагог должен знать, что дети выбирают старших друзей среди тех, кто:
- привлекает своими манерами и поступками;
- позволяет подростку на некоторое время почувствовать себя взрослым;
- помогает подростку не быть отверженным, одиноким;
- помогает подростку думать и вырабатывать собственные критические суждения;
- проявляет настоящий интерес к его жизни;
- умеет выслушать подростка, когда тот делится своими переживаниями;
- помогает подростку найти выход их сложной ситуации.
Воспитание начинается с включения ребенка в ту или иную деятельность.
Дороги, которые никуда не ведут, заводят дальше всего.
В игре детей есть часто смысл глубокий (Шиллер).
Воспитать ребенка – значит помочь реализовать его социальные потребности, то есть потребность в человеческих связях: в семье, в школьном коллективе, в классе, среди сверстников во дворе и на улице и т.д.
Словом в воспитании наскучишь, а примером научишь.
Плох тот воспитатель детей, кто не помнит своего детства.